Назад

Лилия Леонова: «У проработанного проекта всегда большие шансы получить поддержку»

Лилия Леонова – главный менеджер проектов атомной промышленности Национального исследовательского Томского политехнического университета, доцент, кандидат технических наук, победительница грантового конкурса для преподавателей в номинации «Новые методы и технологии обучения». Проект Лилии направлен на внедрение в стандартную программу проблемно-проектного метода обучения. Новые подходы в образовательной программе в сфере ядерных технологий позволяют студентам выявлять проблемы и самостоятельно разрабатывать прототипы решений.


Лилия, как складывался ваш профессиональный путь?

Мой путь в образовательной сфере – долгий и интересный. Преподавателем я стала в 2010 году, когда защитила кандидатскую диссертацию, хотя уже с 2006 года, будучи аспирантом, работала на кафедре инженером, совмещала научную деятельность с учебной. Не могу сказать, что всегда хотела стать преподавателем – планировала развиваться в научно-техническом предпринимательстве. Но в период защиты диссертации я много общалась со студентами, и мне это очень нравилось – я поняла, что могу быть им по-настоящему полезной. Ты помогаешь студентам, а они тебе – образовательная деятельность здорово развивает тебя как наставника и как личность.

В 2010 году я стала куратором группы и твердо решила – буду преподавателем. Перед тем как начать вести свой курс, я посетила пару лекций, послушала, как другие преподаватели преподносят информацию. Оказалось, что студенты спят, не слушают – в теоретическом курсе много непонятного и скучного материала. Я начала думать, как можно «раскачать» студентов, и решила в своем лекционном курсе применять концепцию, основанную на технологии геймификации. Студентам очень понравилось: ребята стали внимательными на лекциях, выросла посещаемость, всем было интересно осваивать новый материал через игропрактики. Я поняла, что могу привнести в консервативный образовательный процесс что-то нестандартное и нужное.

Я начала активно повышать квалификацию, участвовать в разных конференциях и в один прекрасный момент подала заявку на конкурс молодых преподавателей вузов России. Приняв в нем участие, моя картина мира изменилась: я впервые увидела столько активных и целеустремленных молодых преподавателей, узнала много интересных подходов. Тогда же я познакомилась с деятельностью Фонда Потанина.

У вас значительный опыт взаимодействия с Фондом, расскажите об этом подробнее: с чего все начиналось, в каких конкурсах вы принимали участие?

С Фондом я дружу более пяти лет – каждый год подаю заявки на разные гранты и побеждаю. Чудесно, что Фонд Потанина поддерживает не только образовательные продукты, но и профессиональные начинания, инициативы преподавателя. В 2018 году во время стажировки в Америке родилась моя первая идея заявки на конкурс профессионального развития. Общаясь с иностранными коллегами, я поняла, чего не хватает нашей кафедре, и приняла решение создать магистерскую программу, связанную с «золотыми технологиями» – областью редких и благородных металлов.

В технологической части учебная программа была тесно переплетена с индустриальной – получился проект, который предполагает много интересного: практико-ориентированность, студенческие и преподавательские стажировки на производстве в партнерстве с красноярским предприятием. Когда я впервые получила грант, мне удалось внедрить эту программу в вузе, немного переработав ее в сторону наиболее востребованной темы радиохимических технологий.

Победы в конкурсах дают мне возможность развивать свои компетенции, приобретать важные знакомства с талантливыми профессионалами, позволяют создавать концепции новых программ. Можно сказать, что именно благодаря конкурсу профессионального развития Фонда я стала главным менеджером проектов атомной промышленности, в том числе в рамках Передовой инженерной школы ТПУ.


Расскажите, пожалуйста, о проекте, который получил поддержку Фонда в 2022 году. В чем его идея?

Идея заключалась в том, чтобы студенты совместно с экспертами разных производств в сфере ядерных технологий разрабатывали новые подходы, проекты, в том числе в интересах целей устойчивого развития. Наш итоговый проект можно разбить на ряд подзадач: это умение выполнять инженерные расчеты, экономически обосновывать технологию, способность проектировать что-то новое, опираясь на технологию существующую. Эксперты судят, насколько подготовлены студенты, и после всех испытаний часто говорят о том, что специалист уже созрел. В проекте мы попытались разработать новое видение компетенций, ориентируясь на деятельностный подход и оценивая студентов в процессе профессиональной деятельности.

Какие задачи вы ставили перед собой и удалось ли реализовать задуманное? Какие впечатления остались от участия в конкурсе в целом?

Проекты – это живые организмы, и порой не все реализуется с точностью, но для этого мы указываем карту рисков. Пока начинаешь решать одну задачу, обязательно возникает другая, которую тоже стоит решить. Кроме того, мы работаем с индустриальными партнерами, и часто с ними возникают новые возможности. Индустрия активно с нами сотрудничает, выпускники нашего вуза очень востребованы. Со временем мы поняли, что наши проекты интересны не только студентам магистратуры, но и бакалавриата, и абитуриентам. Даже со школьниками бывают коллаборации. Поэтому, мы не просто достигли поставленных целей, но и получили гораздо больше – новые идеи и возможности.


Вы также получили поддержку в рамках конкурса профессионального развитие. Почему решили принять участие? Повлияла ли победа в конкурсах Фонда на вашу профессиональную траекторию?

Я понимала, что в области радиохимии в Томске, да и во всей стране есть на это запрос, а моих компетенций пока недостаточно. Чему-то я училась сама, что-то нам преподавали в общих чертах. До 2020 года мы работали преимущественно с редкими металлами, но когда пошел запрос на радиохимию, я поняла, что мне необходимы дополнительные знания и навыки. Чтобы их получить, нужны стажировки, поездки на предприятия, тесное общение со специалистами, а у вуза не всегда есть возможности это финансировать. Тогда я увидела, что у Фонда Потанина появился конкурс нового образца, связанный не с образовательными продуктами, а направленный на развитие. Меня поддержали, и я начала активно посещать мероприятия, ездить на отдаленные от Томска предприятия, познакомилась с главными технологами и постаралась собрать воедино разрозненную информацию. Это очень помогло мне двигаться дальше.

Победа в конкурсах оказала большое влияние на меня как на профессионала. Фонд Потанина меня заметил и поддержал, а это очень важно. Благодаря этой поддержке я приобрела бесценные профессиональные компетенции и выросла в должности.

Какие советы вы могли бы дать другим преподавателям, которые только собираются принять участие в грантовом конкурсе?

Главное – не бояться! У хорошего и проработанного проекта всегда есть большие шансы получить поддержку. В своем окружении я многих агитирую к участию в конкурсах Фонда. Многие думают, что победить сложно, но на самом деле возможно все. Еще один совет – описывать все проекты, которые подаются на грант, с проактивной позиции. Нужно обязательно писать о том, как это может помочь и самому профессионалу, и его вузу, а в перспективе – распространить лучшие практики по всей стране. Заявка, расписанная до мелочей, говорит о полном понимании проекта, а значит, возможности его успешно реализовать.