Татьяна Иванова – стипендиатка Фонда Потанина, получившая в 2022 году престижный статус лучшей выпускницы Санкт-Петербурга наравне с 60 студентами других вузов города. Научные интересы Татьяны лежат в области квантовой физики, исследованию которой она посвящает значительную часть своего времени. Кроме того, девушка – активная участница общественных и социальных инициатив ИТМО.
В рамках серии интервью с лучшими выпускниками Татьяна рассказа о том, как ей удается совмещать исследовательскую карьеру с общественной деятельностью, и как стипендия Фонда помогла в реализации ее планов.
Звание одного из лучших выпускников Санкт-Петербурга – звучит почетно. Какими были ваши эмоции, когда узнали, что вас отметили на таком уровне? Что значит для вас это достижение?
На самом деле, когда мне позвонили и сообщили эту новость, я в ответ попросила скинуть всю информацию на почту, так как мне было неудобно говорить. И только когда освободилась, поняла, насколько это было забавно: в тот момент я была в лаборатории, у меня шел эксперимент.
Для участия в конкурсе «Лучший выпускник» нужно было написать эссе и приложить к нему свои достижения. Моя идея была такой: я написала про каждый год своей университетской жизни, нашла старые фотографии, освежила воспоминания. Возможно, прозвучит самоуверенно, но когда я писала заключительные слова, у меня не оставалось сомнений в том, кого выберут в номинации «Лучший выпускник».
Для меня это звание действительно очень почетно. Я горда тем, что меня выбрали единственной из моего университета. На самом деле, для меня это знак, что я развиваюсь в правильном направлении, что я успешна во всех интересных для меня сферах жизни.
Есть ли что-то, что помогало вам в течение этого пути и позволило показать такой впечатляющий результат?
Я думаю, сам университет этому во многом способствовал, предоставлял на протяжении всего обучения возможности развития в разных сферах: я пробовала себя абсолютно везде, участвовала, где только могла. У нас были выезды в университетский лагерь «Ягодное», мы проводили командные тренинги, участвовали в университетских балах, ездили на экскурсии по России и за рубеж.
Позже я стала пробовать себя в социальных проектах. Одним из них был проект «Нужен людям»: я вела две группы школьников, мы с ними обсуждали их идеи, находили возможности для реализации инициатив. В течение бакалавриата я проходила школу «Адаптер» – это был проект помощи первокурсникам, а также «Школу актива». Кстати, очень много ребят из «Школы актива» в этом году победили в номинации «Лучший выпускник» в определенных направлениях – например, в номинации «Лучший в спортивной деятельности», «Лучший в исследовательской деятельности», «Лучший в творчестве» и так далее.
Область ваших научных интересов в магистратуре – квантовая физика. Почему вы решили взяться за такую тему, как пришли к этому?
К квантовой физике я пришла осознанно: еще в школе моим любимым предметом была физика. Я была единственной олимпиадницей, занимала призовые места по городу. А после второго курса откликнулась на объявление о стажировке в Новом физтехе (физико-технический факультет Университета ИТМО), начала работать в лаборатории «Низкоразмерные квантовые материалы» в рамках перспективного направления «Квантовая физика», и буквально за несколько месяцев работы мне удалось создать способ получения двумерных материалов рекордных размеров. На основе этого мне предложили продолжить работу в Новом физтехе. Сейчас целью моей работы является создание гибридных оптоэлектронных устройств из двумерных слоев полупроводников и оптически активных наноструктур. Для этого я решаю разные задачи создания и улучшения фабрикации гетеростуктур и их переноса на наноструктурированные метаповерхности.
Планируете ли вы продолжать заниматься наукой? Расскажите о своих профессиональных планах.
В науке я планирую оставаться еще минимум 4 года. В планах – улучшить навыки фабрикаций, вести свой собственный проект и самостоятельно проводить эксперименты уже в рамках прохождения аспирантуры. После аспирантуры, думаю, поработаю в индустрии, однако планы могут еще поменяться. Но, в любом случае, я безумно люблю свой факультет, Новый физтех, благодарна всему коллективу и хотела бы поддерживать сотрудничество с факультетом дальше.
За время обучения в магистратуре вы успели стать стипендиатом Фонда Потанина. Почему решили подавать заявку на потанинскую стипендию и сложным ли был отбор?
Первой причиной была возможность обрести независимость в финансовом плане – конечно, это улучшение качества жизни, личное развитие. Также у меня были долгосрочные планы, требующие определенных сбережений. После получения стипендии я смогла заниматься научной деятельностью в полной мере, не отвлекаясь на разные подработки. Я считаю, что добилась в науке больших успехов, в том числе благодаря стипендии.
Насчет того, сложным ли был отбор, – думаю, он был больше интересным, чем сложным. Мне очень повезло с командой, потому что мы с ребятами очень слаженно взаимодействовали на каждом этапе отбора: советовались, направляли друг друга.
Что дала вам победа в стипендиальном конкурсе в личном и профессиональном планах?
Если говорить о профессиональной поддержке, то благодаря стипендии я смогла уехать на стажировку за рубеж, где повысила уровень английского языка, улучшила свои навыки в фабрикации, изучила новые материалы. В России я занимаюсь полупроводниками, там изучала сверхпроводники, техники измерения их свойств. Также именно во время зарубежной стажировки я нашла несколько позиций PhD, для одной из которых сейчас занимаюсь оформлением визы.
Трудно ли совмещать работу, учебу и общественную деятельность? Как удается находить время на выполнение множества задач и при этом не терять вдохновения?
Я с раннего возраста привыкла к мультизадачности, у меня практически каждый день расписан по часам. С учебой никогда не возникало проблем – как-то так получалось, что мне самой нравилось учиться, и мне очень везло на предметы, которые у нас были в учебном плане, что в школе, что в бакалавриате, что в магистратуре. Мне всегда все было интересно.
А вот про совмещение всего и сразу говорить сложно – всегда нужно было правильно расставлять приоритеты. На что-то всегда будет уходить времени больше, чем на остальное. Например, когда я училась на первом курсе, очень много занималась общественной деятельностью: могла вернуться домой за полночь, так как мы проектировали выступление ко Дню первокурсника и засиживались допоздна после «Школы актива». Потом уже, как раз на третьем курсе, на смену общественной деятельности пришла работа. Прибавилось ответственности, и на тот момент я сделала выбор в пользу проведения большего количества времени именно в лаборатории. Считаю, что этот выбор был сделан правильно.
А если говорить про то, как не терять запал, думаю, для поддержания вдохновения нужно уметь отдыхать, причем отдыхать качественно. Найти отдых, который подходит именно тебе.
Что бы вы хотели пожелать нынешним студентам?
Хвататься за любую возможность, будь то работа или отдых. Пробовать себя абсолютно в любых сферах. И пробовать не с позиции «я попробовал, и у меня это не получилось», а пытаться достичь результата, возможно, тебе это понравится с течением времени. Мне, например, квантовая физика тоже далась не с первого раза – на это ушли месяцы тренировок.
Еще планируйте каждый свой час с момента пробуждения. Заводите новых друзей, проводите время с близкими, будьте искренними, наслаждайтесь каждым мгновением и ни в коем случае не откладывайте жизнь на потом.
Фотографии предоставлены героиней публикации