Евгения Потапова – выпускница Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и стипендиатка Фонда Потанина. Победа в стипендиальном конкурсе помогла Евгении воспользоваться широким спектром возможностей, которые предоставляет Фонд. О поездках на Школу Фонда, участии в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» и многом другом она рассказала в интервью.
Евгения, какое направление вы изучали в университете, почему выбрали именно его, что вас больше всего вдохновляет в учебе и профессии?
Я филолог, окончила университет по специальности «Отечественная филология», где упор делается на русскую литературу и, конечно, языки ‒ как славянские, так и европейские. Во время учебы я просто обожала читать, писала научные статьи по литературоведению, стала одной из ста лучших выпускников, была участницей различных стипендиальных программ. В магистратуру я поступила, чтобы продолжить развиваться в науке, написать диссертацию и реализоваться в своей специальности. Начиная с бакалавриата я много преподавала ‒ готовила учеников к экзаменам по русскому языку и литературе, а в магистратуре стала уделять много внимания общественной жизни. «Филология ‒ это площадка для общения», ‒ говорил один из основателей нашего факультета Иван Дергачев. Пожалуй, именно это меня в филологии и привлекает.
В 2022 году вы стали стипендиаткой Фонда. Почему решили участвовать в конкурсе и как готовились?
Хороший друг рассказал мне про эту стипендию, и я решила попробовать. К тому же, у меня было преимущество – моя специальность. Одно дело написать пять мотивационных текстов обычному человеку, другое – филологу. Это мой профиль! Тем не менее, конкурсное эссе я писала долго, много читала и рефлексировала, старалась вдумчиво отвечать на вопросы. В итоге все получилось – я прошла в очный этап, к которому принципиально решила не готовиться.
Проекты Фонда – это явно что-то нетривиальное, и поэтому к вопросу подготовки я подошла философски – если получится, значит так тому и быть, надо стараться использовать любые возможности для самореализации. Я и других постоянно призываю заявляться на конкурсы Фонда Потанина, но многие, к сожалению, боятся поражений, не понимая, что участие – уже победа.
Какие советы вы можете дать людям, которые тоже хотят принять участие в стипендиальном конкурсе?
Главное – не бояться поражений. Я знаю ребят, которые выиграли стипендию со второго раза, но ведь выиграли! Пробовать нужно обязательно – потратить шесть часов на создание заявки и не выиграть гораздо лучше, чем не попытаться вовсе. Поверьте, это пригодится в будущем, потому что такие испытания очень сильно помогают с самоидентификацией и осмыслением своего места в мире. При этом не нужно заранее пытаться кому-то понравится: идеальных заявок может быть много, но ваша будет уникальной.
Какие возможности открылись для вас благодаря поддержке Фонда?
Стипендиальный конкурс способен дать многое, и основной мотив для участия – точно не деньги. Главное – обрести единомышленников, которые разделяют твои ценности и стремления. Также много значит статус стипендиата Фонда. Благодаря ему я смогла попробовать свои силы в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма». И самое важное – это сообщество. Во время Школы Фонда я познакомилась с классными ребятами из разных городов, и мы дружим до сих пор.
Действительно, одна из дополнительных возможностей для стипендиатов – участие в Школе Фонда. Два года подряд она проходила в формате волонтерских программ. Как бы вы его оценили?
Думаю, что такой формат идеально подходит для Школы, потому что в «полевых» условиях члены команды быстрее адаптируются друг к другу. Со многими ребятами за относительно короткий срок я успела подружиться ‒ мы до сих пор переписываемся, приезжаем друг к другу в гости в разные города и создаем совместные проекты. Для меня это невероятно ценно.
Изначально я решила участвовать в Школе Фонда скорее из-за локации ‒ как филолог я просто не могла упустить возможность побывать на родине Льва Толстого! И уже после этой поездки прониклась волонтерством, теперь стараюсь больше участвовать в таких мероприятиях.
Чем занимались волонтеры в музее-усадьбе «Ясная Поляна» и в археологическом комплексе «Беломорские петроглифы»?
В «Ясной Поляне» мы почти каждый день делали что-то новое: очищали лес от порубочных остатков, помогали с уборкой сена, много работали в теплицах и в саду с растениями. Здесь мне хочется отметить радушие и невероятное гостеприимство сотрудников «Ясной Поляны» ‒ нам организовали огромное количество экскурсий и интерактивов, я невероятно благодарна Фонду за такую важную в моей жизни поездку!
В Карелии мы занимались подготовкой территории комплекса к фестивалю петроглифов ‒ древних наскальных рисунков. Мы помогали облагораживать туристические тропы, а в процессе уборки даже нашли новый петроглиф, изображающий белуху ‒ ласково назвали ее «Потанинкой».
Во время подготовки к фестивалю мы придумали масштабную программу мастер-классов для посетителей, а некоторые волонтеры (и я в том числе) даже поучаствовали в театральной постановке.
Такой опыт дал мне возможность познакомиться с огромным количеством интересных людей, за каждым из которых стоит своя история успеха и становления, уникальная и неповторимая. Школа сильно поменяла мою жизнь ‒ расширила горизонты мышления и возможностей, и все это благодаря ребятам, которые на нее приезжают. Поэтому и в следующем году я обязательно буду на нее подаваться!
Знаем, что благодаря знакомству, которое состоялась во время Школы, родился проект «Ожившая история Саратова». Расскажите, пожалуйста, об этом подробней.
Во время Школы в «Ясной Поляне» я познакомилась с Иваном Веселым – стипендиатом из Саратова, тоже окончившим магистратуру. Мы много общались: оказалось, в Саратове Иван занимается вопросами НКО. Одна из таких инициатив связана с темой идентичности немцев Поволжья. Дело в том, что у меня есть собственное исследование по эго-документам немцев, которые жили в разных регионах страны. Мой прадедушка – немец, он оставил дневники на двух языках, немецком и русском, в которых рассказывает о быте народа внутри советского государства. Ваня пригласил меня в Саратов – прочитать лекцию по этой теме и поучаствовать в реализации проекта «Ожившая история Саратова». Это мультимедийная выставка, которая с помощью технологий дополненной реальности воссоздает реконструкцию собора, на месте которого в советское время построили кинотеатр. Посетители приходят в кино, а попадают в старинный собор и могут узнать историю этого места.
Вы уже упоминали об участии в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма». Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Мам, я дома», который получил поддержку Фонда.
Проект возник достаточно спонтанно, и для его реализации нужны были партнеры. Я стала больше узнавать про НКО Свердловской области и заинтересовалась деятельностью «Аистенка» – организации, которая занимается проблемами социального сиротства, они также получали гранты Фонда Потанина. Мне хотелось сделать совместно что-то хорошее, учитывая интересы НКО. Это был мой первый опыт создания полноценной грантовой заявки – не стипендиальной, а проектной.
Идея была в том, чтобы создать цикл подкастов про феномен социального сиротства. «Аистенок» ее поддержал, и в итоге у нас вышло 11 выпусков: с руководителями НКО, психологами, юристами, которые работают с семьями в трудных жизненных ситуациях и другими гостями. Один из выпусков даже был посвящен точке зрения ребенка, который живет в такой семье. Был выпуск и про приемное родительство – записывать его было нелегко. Подкаст получился замечательным и попал в топ-чарт «Благосферы». Это была онлайн-часть проекта. С «Аистенком» мы провели также и офлайн-мероприятие в крупном торговом центре «МЕГА»: мастер-класс по созданию сумок-шопперов – плата за участие направлялась в фонд помощи семьям, которым нужна была поддержка. Параллельно шел благотворительный концерт для подопечных «Аистенка» и всех жителей нашего города. У нас даже появились партнеры по софинансированию, когда проект уже заработал – нас поддержала вокальная студия и некоторые другие компании.
В итоге подкаст стал доступным способом просвещения населения о проблеме социального сиротства. Однажды ко мне подошел один из моих учеников и сказал, что после прослушивания одного из выпусков захотел стать социальным журналистом. Когда понимаешь, что это кому-то нужно, сердце радуется.
Сейчас мы с подругой думаем над очередным проектом, с которым будем подаваться на конкурс в следующем году. Он тоже связан с работой с уязвимыми группами людей. Также я не перестаю развиваться и как филолог ‒ с коллегой из другого университета мы запустили проект «Некраткие содержания», рассказывающий о прозе и поэзии под новым углом ‒ его можно найти в разных социальных сетях.