Назад

Риск-менеджмент в НКО: как определить события, которые могут повлиять на ход социального проекта

Важно ли НКО работать с рисками и почему?

Современное принятие взвешенных решений возможно только тогда, когда риски учтены, а управление ими «вшито» в ежедневную деятельность некоммерческих организаций. Грамотный рискменеджмент позволяет избежать последствий неопределенности, когда что-то пойдет не по плану. Для Фонда Потанина риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов, включая стратегическое планирование, грантовую деятельность, работу с целевыми капиталами, финансовое планирование, операционную деятельность. При этом любой риск воспринимается как вызов, а не барьер. Работа с рисками важна как в общей деятельности, так и в отдельных проектах НКО, а также является одним из критериев оценки в конкурсных заявках на финансирование. Важно, чтобы меры управления потенциальными рисками проектов были заложены в план действий.

Какие риски применимы в работе НКО?

Основной массив рисков НКО по классической модели можно разделить на регуляторные, репутационные, финансовые и операционные. Регуляторные риски связаны с законодательством и правилами, применимыми к работе НКО. Работа с репутационными рисками — это про поддержку положительного имиджа НКО, доверия доноров, органов управления, грантополучателей и общества в целом. За ответственное управление доходами и расходами организации отвечает реагирование на финансовые риски. Операционные риски — это про выстраивание процессов в работе НКО оптимальным образом.

Как риски влияют на управление соцпроектом, на что вы советуете обращать внимание в работе с проектными рисками?

Сегодня можно смело говорить, что эффективный социальный проект возможен только при качественном управлении рисками. Даже самый блестящий проект может оказаться под угрозой срыва, если в нем не просчитаны риски. Например, НКО внедряет программу обучения сотрудников. Казалось бы, какие тут могут быть риски? Множество! Например, возможная отмена программы обучения, отказ партнера от сотрудничества, перенос сроков, повышение стоимости обучения. Риск внезапного отказа партнера можно всегда подстраховать «скамейкой запасных», возможное повышение стоимости — ее фиксацией в договоре, а сроки проекта — запасом времени. В целом, чтобы проект был под надежной защитой, НКО важно просчитывать риски на этапе планирования проекта. Это отдельный навык или даже культура, без которой сегодня навыки социального проектирования будут неполными. Этому важно и нужно учиться, применять в целом в работе НКО и в управлении проектами в частности.

Есть ли особенности работы с рисками в НКО?

Долгосрочная задача управления рисками в НКО — это защита миссии. Риск-менеджмент помогает НКО быть устойчивыми к внешним или внутренним вызовам. На риски внешнего характера, которые не зависят напрямую от самой организации, тоже можно и нужно реагировать. И пандемия показала, что некоммерческий сектор умеет это делать: перестраивать форматы своей работы, внедрять новые инструменты. Другое дело — внутренние риски, которые находятся в пределах контроля самой НКО. Здесь важно работать на опережение. Например, риск возможного кадрового дефицита решается кадровым резервом, а отсутствие собственной экспертизы в отдельных вопросах — опытом коллег по сектору. Центральная линия в управлении рисками — ответ на вопрос «Что делать, если что-то пойдет не по плану?». По сути, ответ на него и есть ваш сценарий работы с рисками. Сегодня рискменеджмент — это уже не роскошь, а абсолютная необходимость.

Какие инструменты управления рисками могут быть полезны некоммерческой организации?

Из стандартного набора это классические инструменты, применимые в бизнес-среде. Например, матрицы рисков, тепловые карты, реестры рисков. Инструменты те же, «начинка» в секторе НКО отличается. Так, матрица поможет разложить любой риск на компоненты, то есть ответить на вопросы «В чем причина риска?», «Как он может повлиять на работу НКО?», «Какова вероятность риска?», «В чем его последствие?», «Как не допустить риск или минимизировать его последствие, если наступит?». Тепловая карта показывает реальную оценку риска. Она сопоставит риск не только по его последствию (то есть с ответом на вопрос «Как он повлияет?»), но и по вероятности его наступления. Реестр рисков полезен для фиксации всех рисков, ответственных сотрудников, результатов оценок риска, мер реагирования на него. Это внутренняя хрестоматия, или методичка, где собран результат анализа риска и план действий на случай, если он наступит. Важно, чтобы в управлении рисками участвовали все сотрудники НКО, каждый в своей зоне ответственности. Риск-культура может быть только общей и разделяемой каждым членом команды.

Другие материалы блога

PR-поддержка благотворительной инициативы: как сделать ее эффективной
15 мая 2024
PR-поддержка благотворительной инициативы: как сделать ее эффективной

Эксперты обсудили особенности запуска благотворительных акций, ответили на вопросы о взаимодействии фондов с лидерами мнения и СМИ, а также о том, как эффективно выстраивать работу PR-отдела в НКО

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров
27 ноября 2023
Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на панельной дискуссии «Бесценный груз: как организовать накопление, управление и передачу знаний и компетенций в секторе» XXI Ежегодной Конференции Форума Доноров

Оксана Орачева

Генеральный директор

Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина
14 августа 2023
Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина

Директор по управлению целевыми капиталами Фонда проанализировал инвестиционные результаты эндаумента

Владимир Цупров

Советник генерального директора

#Эндаументы
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»
20 февраля 2021
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»

Центр развития филантропии Фонда Потанина представил обзор, посвященный взаимодействию зарубежных донорских организаций с грантополучателями

#Центр развития филантропии
Цели устойчивого развития в работе НКО
14 октября 2020
Цели устойчивого развития в работе НКО

На мой взгляд, сегодня наиболее заметны три барьера на пути достижения целей устойчивого развития

Что ждет благотворительность в будущем
18 июня 2020
Что ждет благотворительность в будущем

Пандемия нанесла ощутимый удар по некоммерческому сектору. Благотворительным организациям необходимо найти оптимальные, системные решения для выживания, восстановления и выхода на новый уровень

#Центр развития филантропии
Инновации и развитие: дело времени
19 декабря 2019
Инновации и развитие: дело времени

К завершению первого года работы направления «Инновации и развитие» о результатах и дальнейших планах

Ирина Лапидус

Директор программ

Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить
13 декабря 2019
Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить

Любовь Заварыкина подготовила рекомендации, как составить беспроигрышную заявку для получения гранта в любой грантодающей организации

#Магистратура
Путь добровольцев
5 декабря 2019
Путь добровольцев

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. О своем опыте поддержки движения добровольцев и том, как оно развивается в нашей стране, +1 рассказывает генеральный директор Фонда

#Филантропия
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»
25 ноября 2019
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»

Зачем лидерам филантропии делиться опытом, почему необходима эмпатия и в чем сходство и различие российской и зарубежной филантропии

#Центр развития филантропии
Формирование международной репутации
31 октября 2019
Формирование международной репутации

В условиях современного мира и эры пост-правды принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

#Некоммерческие организации
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции
9 октября 2019
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции

Мероприятие прошло в рамках международного симпозиума «Динамические системы, оптимальное управление и математическое моделирование»

Анатолий Торкунов

#Образование
Магистранты о магистратуре
12 июля 2019
Магистранты о магистратуре

Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Магистратура сегодня и в будущем
10 июля 2019
Магистратура сегодня и в будущем

Как сегодня трансформируется магистерское образование

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Болевые точки магистратуры
8 июля 2019
Болевые точки магистратуры

Болевые точки магистратуры

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры
5 июля 2019
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры

Блог о ключевых направлениях развития сектора

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Новый fondpotanin.ru
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования
1 июля 2019
Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования

Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Блог «Обзор филантропии в Китае»
16 мая 2019
Блог «Обзор филантропии в Китае»

Как и в России, филантропия в Китае развивается быстрыми темпами

#Центр развития филантропии
Высшая школа бизнеса МГУ
25 марта 2019
Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ — наблюдения по итогам

#Образование