Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования

На конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего» были представлены результаты первого этапа социологического исследования «Рождение российской магистратуры». Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина.

Задача – определить место российской магистратуры в системе высшего образования, изучить процесс ее становления и трансформации, влияние на рынок труда, а также образовательные траектории российских студентов. В рамках исследования было опрошено 500 преподавателей, 1750 студентов бакалавриата и 1500 магистрантов в 25 вузах из разных регионов страны.

Тенденции развития российской магистратуры

В начале круглого стола советник ректора НИУ ВШЭ Александра Серова обрисовала исторический контекст и современные тренды развития магистратуры в России.

Впервые магистерская степень была введена еще в 1803 году, наряду со степенями кандидата и доктора наук. В постсоветской России магистерские программы и так называемые «магистерские университеты» стали появляться еще в 90-х гг. ХХ века. В 2003 году страна присоединилась к Болонскому процессу. Переходный период продлился до 2010 года, после чего прием в российскую магистратуру по российским магистерским программам стал обязательным.

Три названные исторические линии и сегодня задают тенденции развития. Первая: магистратура как продолжение бакалавариата, в результате чего получается полное высшее образование, равное специалитету. Вторая: магистратура как часть пути к академической карьере. Третья: магистратура как своего рода практика, получение конкретных навыков для определенной профессии.

Отсюда возникает четыре основных типа трендов, которые любопытно исследовать. Первый – «исторически сложилось», восприятие диплома магистра как ученой степени. Второй связан с советско-российской спецификой, когда государство очень сильно определяет и задает образовательную повестку. Если бы сейчас не было прямого указания от государства, многие вузы не развивали бы магистерские программы. Третий и четвертый тип трендов связаны с глобальными вызовами, которые возникают перед российским образованием и рынком труда

«До сих пор в России не устоялось единое мнение о том, что же такое магистратура. Мы решаем: это степень или квалификация, основное или дополнительное образование, или непрерывное, но тогда в какую сторону – в сторону аспирантуры или профессии», - сказала эксперт.

Среди других интересных для анализа направлений она отметила оптимизацию магистерских программ по срокам и формам реализации, а также вопрос о том, стоит ли делать их под заказ (государства, бизнеса, конкретных людей).

Эксперт также привела данные исследования ВШЭ от 2017 года, согласно которым подавляющее число российских магистрантов обучаются в Москве и Санкт-Петербурге. При этом университеты, которые раньше были чисто магистерскими, постепенно расширяют свой профиль, добавляют бакалавриат, а чисто магистерскими становятся вузы с очень небольшим (менее сотни) общим числом студентов. В то же время в университетах, где количество магистрантов измеряется тысячами, они составляют от четверти до трети всех учащихся. Это говорит о том, что магистратура сейчас не может быть оторвана от общей системы образования и жить в каких-то особых условиях.

Ситуация в регионах

Исследования, проведенные участниками проекта из регионов, показали, что среди причин поступления в магистратуру на первом месте стоит самореализация и расширение знаний. Также отмечается большой спрос на программы, ориентированные на получение практических навыков. При выборе вуза абитуриенты ориентируются на его близость к дому, репутацию и наличие сильных преподавателей.

Большинство студентов не видят разницы между бакалавриатом и магистратурой в их влиянии на карьерную траекторию, хотя есть и те, кто приходит именно за дипломом, чтобы занять определенную должность.

Чем дальше от столиц, тем больше в магистратуре людей взрослых, с опытом работы. Как правило, они стремятся поступать по тому направлению, по которому уже учились ранее. То есть, магистратура рассматривается не как возможность получения новой профессии, а как дополнительное образование по уже имеющейся специальности. В то же время запрос на получение другой профессии очень заметен у заочников, число которых последние несколько лет растет.

Мобильность студентов

Заведующая кафедрой общей и социальной подготовки Тюменского госуниверситета Ирина Емельянова представила анализ мобильности студентов. Это качество они сами оценивают как одно из важнейших для успешной самореализации и в профессиональном, и в социальном плане. В то же время система сопровождения мобильности на данный момент отстает от запросов учащихся.

В частности, нет механизмов учета сроков семестра и промежуточной аттестации в России и за рубежом (это приводит к возникновению задолженности у студента) и включения результатов обучения в заграничных вузах в диплом о высшем образовании. Отсутствует персональная ответственность за перезачет учебных дисциплин.

На этом фоне внутренняя студенческая мобильность в России намного опережает внешнюю, международную. Преобладающей формой является участие в конференциях в других российских вузах – 51%. На аналогичные мероприятия в заграничные учреждения выезжает лишь 2% российских студентов. Еще по 5% проходят там стажировку или обучение в течение как минимум одного семестра. Стажировку в других российских вузах проходят 4%, а вот обучение – 14%. В совместных проектах с другими российскими вузами участвует 15%, с зарубежными – 4%.

Магистратура: взгляд работодателя

Гульшат Суханова из Института образования НИУ ВШЭ исследовала отношение работодателей к диплому магистра и выяснила, что большинство из них (56%) не согласны с тем, что бакалавриат дает неоконченное высшее образование. Поддерживают это утверждение 27%. Еще 17% затруднились с ответом.

Включая требование о наличии высшего образования в текст вакансии, 62% компаний подразумевают диплом бакалавра, 30% - диплом специалиста и только 8% - диплом магистра. Вместе с тем, всего 29% организаций не имеют в своем штатном расписании должностей, требующих наличия магистерской степени.

85% работодателей заявили, что уровень полученного высшего образования не влияет на стартовую должность и оклад при приеме на работу.

53% респондентов считают переход России на двухуровневую систему высшего образования неудачной или, как минимум, сомнительной реформой. Противоположной точки зрения придерживаются 47%.

Другие материалы блога

9 октября 2019
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции

В начале октября я побывала сразу на нескольких мероприятиях в Иркутске. Коллеги из Иркутского государственного университета пригласили меня принять участие в круглом столе по вопросам развития магистратуры в России и за рубежом. 

Наталья Шульгина

Директор программ

#Образование
12 июля 2019
Магистранты о магистратуре

Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
10 июля 2019
Магистратура сегодня и в будущем

Как сегодня трансформируется магистерское образование

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
8 июля 2019
Болевые точки магистратуры

Что заставляет людей идти в магистратуру, стоит ли тянуть туда студентов сразу после бакалавриата, и что важнее – количество магистрантов или их качество

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
5 июля 2019
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры

Блог о ключевых направлениях развития сектора

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
25 марта 2019
Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ — наблюдения по итогам

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

#Образование
5 декабря 2019
Путь добровольцев

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. О своем опыте поддержки движения добровольцев и том, как оно развивается в нашей стране, +1 рассказывает генеральный директор Фонда

Оксана Орачева

Генеральный директор

#Филантропия
25 ноября 2019
Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире

Зачем лидерам филантропии делиться опытом, почему необходима эмпатия и в чем сходство и различие российской и зарубежной филантропии

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

31 октября 2019
Формирование международной репутации

В условиях современного мира и эры пост-правды принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат

Юлия Грозовская

Директор по связям с общественностью

#Некоммерческие организации
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор по связям с общественностью

16 мая 2019
Обзор филантропии в Китае

Как и в России, филантропия в Китае развивается быстрыми темпами

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

#Филантропия
14 марта 2019
Действовать как лаборатория

Как устроен фонд и куда движется российская благотворительность в интервью журналу Forbes

Оксана Орачева

Генеральный директор