Цифровая экономика диктует новые требования к образованию: непрерывность, гибкость, развитие soft skills и «пограничных» компетенций на стыке разных наук. Растет ассортимент учебных программ, обостряется конкуренция за лучших студентов. Вопрос о том, как трансформируется в этих условиях магистерское образование, обсуждали участники пленарного заседания конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего», организованной Университетом ИТМО и Благотворительным фондом Владимира Потанина.
Люди и экосистемы
Сегодня конкурируют не конкретные университеты, а экосистемы, которые формируются внутри и вокруг них, уверен ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. При этом треки развития могут быть разными и зависят от той позиции, которую выбирает сам вуз, его миссии и стратегических целей. Например, кто-то решает соревноваться на глобальном уровне, для другого достаточно регионального масштаба, третий может сфокусироваться на подготовке кадров для определенной отрасли. Если путь выбран правильно, то и результат будет хорошим.
Исходя из выбранной миссии, целей и задач формируются и требования к ресурсам. «Для ИТМО, безусловно, центральным звеном являются люди – борьба за таланты как учащих, так и учащихся», - отметил ректор.
По его словам, университет должен выступать интегратором всех людей и групп, вовлеченных в систему образования – от школьников и студентов до выпускников, которые должны возвращаться в alma mater и влиять на развитие вуза, преподавателей и представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в подготовке качественных кадров.
Позиция бизнеса: три степени зрелости
Бизнес часто обвиняет вузы в том, что их выпускников приходится доучивать и переучивать на рабочем месте. Но это дорога с двусторонним движением, считает глава департамента инвестиций, исследований и образования JetBrains Андрей Иванов. Чтобы получить необходимых сотрудников, бизнес сам должен принимать участие в их подготовке.
Эксперт выделяет три степени зрелости в отношении компании к взаимодействию с вузом. Первый уровень: организация приходит в университет только для того, чтобы выбрать и заманить к себе на работу лучших выпускников. Эта позиция преобладала в «нулевых», но теперь не работает, поскольку компаний стало больше, а университетов меньше. К тому же объем информации постоянно расширяется, и каждый вуз может преподавать лишь ограниченную часть знаний. Шансы на то, что они совпадут с потребностями компании, сегодня невелики.
Второй уровень: компания готова активно сотрудничать с университетом на более ранних стадиях, чтобы иметь доступ к выпускникам, но не знает, что именно она может сделать.
Третий уровень: организация понимает, как можно выстроить взаимовыгодное сотрудничество с вузом, и сама предлагает различные решения – от специализированных лекций до индивидуальной работы со студентами. Если такая работа начинается уже с первого курса, к выпуску бизнес получает полноценного сотрудника.
Рынок труда сейчас сильно дробится, и магистратура пытается повторить это дробление, отметил ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков. Например, появляется не просто магистерская программа по экологии, но отдельно по климату, глобальному похолоданию, флоре, фауне, устойчивому развитию и т.д.
Одновременно магистратура пытается уничтожить институт наставничества и дать магистрам даже такие навыки, которые раньше осваивались уже непосредственно на рабочем месте. В то же время продолжает нарастать запрос на междисциплинарность. Именно на стыке происходит все самое интересное, рождаются новые знания, и магистратура пытается закрепить этот процесс, считает эксперт.
«В результате магистратура превращается в совершенно фантастическое поле для экспериментирования», - резюмирует он.
Знания или skills: как и чему должна учить магистратура?
Еще один насущный вопрос – взаимодействие традиционного высшего образования с другими формами обучения, в том числе онлайн-курсами. По мнению ректора Университета Нархоз Эндрю Вахтеля, такие ресурсы эффективны для достаточно зрелых людей, которые уже имеют опыт обучения, работы и лучше осознают свои потребности, в отличие от вчерашних школьников. А 18-летних бакалавров сначала надо социализировать и научить учиться. Эксперт также заметил, что современные студенты магистратуры все чаще хотят навыков, и более фундаментальные знания приходится давать им по остаточному принципу.
Генеральный директор Университета НТИ «20.35» Василий Третьяков видит огромную перспективу в том, чтобы создавать сетевые магистратуры, которые изначально строятся как симбиоз онлайн и оффлайн-курсов. Причем такое образовательное пространство может быть сформировано на базе нескольких университетов. «Университет получает, в первую очередь, цифровую платформу, на которой заданы программы, требования к компетенциям, методы их проверки. И дальше в рамках этой платформы строится индивидуальная траектория обучения студентов», - поясняет он. Полученные таким образом данные можно, в том числе, использовать для управления процессом развития среды, которую создает вуз, отмечает эксперт.
Университеты должны учить студентов критическому и системному мышлению, и выпускать компетентных бунтарей, способных выходит за рамки обыденного, работать в условиях междисциплинарности, добавил профессор университета Амстердама Питер Слот.
Новые вызовы требует нового сложного человека, который умеет учиться, может освоить любую задачу, быть лидером, способен адаптироваться к изменениям, имеет свободу принятия решений и волю, чтобы их осуществлять, подчеркнул заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Современный сложный мир допускает самые разные сценарии, и на повестке дня уже сочетание не двух, а 3-4 дисциплин, констатирует он.
Кто заплатит?
Меняется и модель финансирования образования. Доминирует по-прежнему государство, но и частные вузы больше не воспринимаются как однозначно некачественные: подход стал более гибким, все зависит от конкретного института, программ, преподавателей. При этом поддержка образования остается одним из самых популярных направлений в деятельности благотворительных организаций.
Но частные инвестиции не замещают другие источники средств: они помогают тем, кто не может получить финансирование иными способами. Задача филантропии – сформировать повестку будущего, опробовать модели, провести эксперимент, задать тренд и идти дальше, считает генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. Именно поэтому акцент делается на поддержку магистратуры, которая является достаточно гибкой системой, позволяющей раскрыть и реализовать научный и человеческий потенциал.
В России недостаточно развита система обучения на заемные средства, отметили также участники дискуссии. Налаживание здоровой системы кредитования высшего образования может стать стратегической задачей и для банковского сектора, и для самой сферы образования, и для государства.