Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Выставка «золотого века русского портрета» откроется в Лондоне

"Россия и искусство: век Толстого и Чайковского" - так называется выставка лучших портретов из коллекции Третьяковской галереи, которая откроется в Лондоне 17 марта в рамках перекрестного Года языка и литературы Великобритании и России. В ответ Национальная портретная галерея везет в Москву 49 знаменитых картин XVI-XIX веков. Выставку английского портрета "От Елизаветы до Виктории" можно будет увидеть в Инженерном корпусе ГТГ с 23 апреля по 24 июля.

Текст материала

Год языка и литературы Великобритании и России

 Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

"Россия и искусство: век Толстого и Чайковского" - так называется выставка лучших портретов из коллекции Третьяковской галереи, которая откроется в Лондоне 17 марта в рамках перекрестного Года языка и литературы Великобритании и России. В ответ Национальная портретная галерея везет в Москву 49 знаменитых картин XVI-XIX веков. Выставку английского портрета "От Елизаветы до Виктории" можно будет увидеть в Инженерном корпусе ГТГ с 23 апреля по 24 июля.

Взаимопониманию музеев способствует еще и тот факт, что они ровесники: в этом году и Третьяковская галерея, и Национальная портретная галерея в Лондоне отмечают 160 лет со дня основания. При этом каждая из них шла своим путем. Национальная портретная галерея традиционно акцентирует внимание на героях - даже на подписях под картиной вначале упоминается, кто изображен на полотне, и лишь потом - кто писал портрет. Для Павла Михайловича Третьякова портретист и его персонаж были равно важны, и потому в подписи первым указывается имя художника. Может, и мелочь, но показательная. По ней можно судить, как минимум, о принципе подхода.

Британцы во многом вдохновлялись блистательными штудиями Томаса Карлейля, оставившего вдохновенные портреты Данте и Гете, Шекспира и Шиллера, героев английской и французской революции… Для Карлейля, который был последним романтиком в исторической науке, история была чередой биографий великих людей. В списке Карлейля отнюдь не последнее место занимали Наполеон и прусский король Фридрих II (чья мама, к слову, была дочкой английского короля Георга I, и который в 18 лет едва не сбежал в Англию от деспота-отца)… Бюст Карлейля встречает посетителей у входа среди трех портретов основателей галереи. Национальная портретная галерея задумывалась как путешествие в глубь веков британской истории, а заодно встреча - лицом к лицу - с великими деятелями прошлого. Жизнь и время, конечно, подкорректировали замысел. И среди адмиралов, королей и королев, писателей и знаменитых ученых можно обнаружить, например, портрет Китти Фишер, модной красавицы XVIII века, в героических деяниях не замеченной, но портрет которой написал Джошуа Рейнольдс и о которой упоминал в своих записках Казанова.

Что касается Третьяковской галереи, то, как рассказывает Татьяна Львовна Карпова, заместитель директора по науке и российский куратор выставки "От Елизаветы до Виктории", Павел Михайлович Третьяков начинает заказывать и приобретать портреты, как он говорил, "писателей и вообще деятелей по художественной части" в конце 1860-х годов. Создание это серии портретов соотечественников происходило не без споров. Например, когда Третьяков хотел по совету Достоевского заказать портрет Михаила Каткова, влиятельного критика и публициста, по сравнению с взглядами которого и царь иногда выглядел либералом, эта идея, мягко говоря, не вызвала восторга ни у Репина, ни у Крамского. Позже, в 1880-е годы, Третьяков вспоминал, что он делал несколько попыток заказать портрет Каткова, но никто как-то не захотел его писать. Кроме того, Третьяков не заказывал портреты царей, военачальников, сановников. И надо полагать, его выбор был оправдан: их парадных портретов было написано и по их собственным заказам предостаточно.  Его выбор - прежде всего деятели русской науки, просвещения, культуры. И то правда, не позаботься о том Павел Михайлович, мы бы не имели, например, портрета Николая Лескова кисти Серова, написанного уже на закате жизни писателя. И, конечно, для Третьякова принципиально важно было художественное качество портрета.

Любопытно, конечно, как слово Томаса Карлейля о "героях и героическом в истории" отозвалось в России. У нас еще Пушкин не без грустной иронии замечал, что "мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно". Что же говорить о Толстом, который в "Войне и мире" доказывал, что настоящий движитель истории не Наполеон, не Александр I, не честолюбивые генералы, а народ. Я спрашиваю об этом Татьяну Львовну.

"Книги Карлейля были известны в России, и его точку зрения, по-видимому, разделял известный историк Михаил Погодин или, например, Николай Ге, - отвечает Карпова. - Николай Ге задался целью создать собственную галерею чтимых им писателей. Так, портреты Герцена, и Салтыкова-Щедрина, и Некрасова, и Потехина он писал для себя. Уже позже эти работы вошли в состав коллекции Третьяковской галереи. В кабинете создателя периодической системы Менделеева, что в его музее на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, можно увидеть портреты ученых-химиков, которые он собирал.

Что касается Толстого, он действительно с подозрением относился к этой концепции. Может быть, поэтому он не хотел позировать Крамскому для своего портрета, и художнику с большим трудом удалось уговорить Льва Николаевича. Толстой, видимо, считал это ложной идеей довольно долго. Верещагин, думаю, был скорее на стороне Толстого, чем на стороне Карлейля. Он создал свою галерею портретов, которую называл "Незамечательные русские люди", в которую вошли портреты мастеровых, нищенки и других, как тогда говорили, простых людей. Он не только показывал их на выставках, но выпустил книгу, где эти портреты сопровождались записью прямой речи его героев. Название серии, разумеется, было полемично - по отношению к серии, описывающей жизнь замечательных людей.

Нельзя сказать, чтобы в России преобладало одно мнение или другое. Они сочетались, сталкивались, перемежались".

Столь ожидаемые выставки портретов из Третьяковской галереи в Лондоне и английского портрета из Национальной портретной галереи в Москве позволят сопоставить эти разные подходы к человеку, его роли в истории, посмотреть, как менялись они со временем.

Среди 26 портретов из Третьяковской галереи, которые отправятся в Лондон, нет ни одного проходного. Достаточно упомянуть портрет Мусоргского кисти Репина, портреты Ермоловой и Морозова, которые недавно были показаны на выставке Серова, знаменитый портрет Достоевского работы Перова, портрет Герцена, написанный Николаем Ге во Флоренции и ввозившийся в Россию, как гласит легенда, фактически тайком, с наклеенным поверх библейским персонажем. Это при том, что портрет издателя "Колокола" явно не прокламация, да и писался художником даже не для продажи - для себя.

Из Национальной портретной галереи в Москву прибудут 49 портретов, в том числе и знаменитый "чандосовский портрет Шекспира", который был первой картиной, которая "вошла" некогда в залы галереи. Кураторы выставки рассказывали, что, когда принималось решение о путешествии Шекспира в Россию, они… советовались с этим портретом. Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля истины. Поэтов среди героев английского портрета много: в Третьяковскую галерею приедут и автор "Потерянного рая" Джон Мильтон, и обожаемый шотландцами Роберт Бернс, и Байрон, и Александр Поуп… Их мощный ряд дополнят незабвенный Джером К.Джером и Чарльз Диккенс, Уилки Коллинз и Вальтер Скотт… И, конечно, одноглазый адмирал Горацио Нельсон, и бескомпромиссный Оливер Кромвель, и бесстрашный путешественник Джеймс Кук будут с ними. Словом, главные герои трех веков английской истории - от эпохи Елизаветы I до правления королевы Виктории - в гости к нам.

К выставкам подготовлены образовательные программы, в которых ангажированы известные писатели, ученые. Британский совет в России подготовил цикл лекций, посвященных самым разным вопросам: от театра Шекспира до типично британского юмора… Мосфильм и Госфильмофонд и Фонд Потанина гарантируют программу "Шекспир и С°: британская классика на отечественном киноэкране". Специальные программы подготовлены для музейщиков и руководителей культурных институций. Среди спикеров последней заявлены Михаил Пиотровский и Константин Эрнст.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости
Вышли в людики
Музеи, которые нас изменили
21 сентября 2012
«Частный корреспондент»
Музеи, которые нас изменили