Назад

«Добрый музей»: новое инклюзивное пространство готовится к открытию

АСИ побывало внутри нового пространства до его официального открытия, намеченного на сентябрь, и узнало, что ждет москвичей.

«Добрый музей» расположился в небольшом двухэтажном здании в Малом Толмачевском переулке, напротив корпуса Третьяковской галереи. Такое соседство не случайно: «Добрый музей» — это проект галереи, который призван сделать искусство доступнее для людей с разными потребностями.

Работа над пространством велась с 2022 года: архитекторы подготовили проект, в здании создавали безбарьерную среду, консультировались с экспертами с инвалидностью. Сейчас почти все готово, и в сентябре пространство примет первых посетителей.

Идею проекта «Добрый музей» поддержал Благотворительный фонд Владимира Потанина: он выделил грант, на который Третьяковская галерея смогла обновить пространство и сделать его доступным для маломобильных горожан.

Что внутри

У входа в «Добрый музей» — небольшая ступенька. Это один из отголосков «барьерной» среды, но руководству уже удалось договориться с городскими властями, и скоро вход сделают более доступным.

Внутри же все адаптировано для посетителей с разными потребностями. В просторном холле есть диваны, шкафчики, где можно спрятать одежду, и подоконники с мягкими подушками. А еще — большой гардероб.

В «Добром музее» будут работать люди с ментальными нарушениями — выпускники проекта Третьяковской галереи «Лучше вместе».

«Наши выпускники будут ассистировать также музейному педагогу, художнику, специалистам клининга, смотрителям и другим сотрудникам. Так мы вводим в рабочую структуру музея людей с ментальными особенностями», — рассказывает Алла Орлова, куратор инклюзивных проектов в Третьяковской галерее.

В холле стоит большой белый стол со скругленными краями. Вскоре на нем установят макет Третьяковской галереи. Разобраться в навигации в исторических зданиях сложно: детальная модель позволит легче адаптироваться и разбираться в пространстве как людям с ментальными особенностями, так и посетителям с нарушениями зрения.

В соседней от холла комнате расположилась большая мастерская с высокими окнами. В ней можно проводить творческие занятия, устраивать выставки, проводить перформансы. Все продумано до мелочей. Так, в конце комнаты установили две раковины, чтобы набирать воду для красок и мыть руки после творческих занятий.

«Здесь нет острых углов, мебель удобной высоты, к столу можно подъехать на коляске, очень мало отражающих поверхностей, чтобы не было бликов. В каждой зоне есть общее освещение, которое не бьет в глаза, и точечное выставочное», — отмечают сотрудники музея.

Пространство для выставок и лекций

Из холла можно пройти в еще одно пространство. А по пути посмотреть и потрогать инсталляцию — надпись «Добрый музей», где каждая буква — отдельная небольшая скульптура, сделанная из специфического материала: мозаики, ткани, гаек. Над ними работали профессиональные художники вместе с людьми с особенностями развития.

«В нашем ”Добром музее” строгие правила смягчаются, поэтому здесь можно трогать все. Причем все продумано: фасадная часть букв съемная. Ее можно взять и показать посетителю, если ему неудобно дотянуться и потрогать самому», – поясняет Алла Орлова. 

Следующий зал еще просторнее: здесь планируют проводить выставки и лекции. Разрабатывая концепт пространства, дизайнеры решили отказаться от тяжелой мебели и плотного нагромождения. Наоборот, мебель легкая и складная, ее можно выносить и переставлять в зависимости от события. А перегородки на колесиках — на них можно развешивать картины и передвигать в пространстве.

В просторном зале можно проводить занятия и устраивать творческие вечера, оградив часть комнаты перегородками. Рядом расположился кабинет для индивидуальных занятий и лекционная зона.

Одна из задач «Доброго музея» — знакомить людей с особенностями развития с искусством. Здесь будут проводить выставки и мероприятия, в том числе экспозиции работ, сделанных людьми с особенностями здоровья.
Чтобы людям с нарушениями здоровья было комфортно, дизайнеры выбрали для оформления спокойные цвета: бежевый, светло-серый, голубой. Но есть и цветовой акцент — некоторые стены терракотовые. Это отсылка к визуальному образу Третьяковской галереи.

А еще в новом пространстве есть комната для сенсорной разгрузки с плавно меняющимся цветом, гамаком и шумоизоляцией. Если кто-то из посетителей устанет, он может здесь уединиться и успокоиться.
Больше, чем инклюзивная мастерская
«Добрый музей» — это не просто место, где смогут заниматься и изучать искусство люди с инвалидностью. «Это пространство станет точкой доступности ко всем нашим остальным проектам», — говорит Елена Проничева, генеральный директор Третьяковской галереи.

«Добрый музей» станет центром обучения и подготовки волонтеров и музейных работников. Здесь будут проходить регулярные встречи с представителями инклюзивных направлений из других музеев и НКО, которые будут способствовать обмену лучшими практиками и подготовке совместных проектов.
Как отмечает Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина, этот проект по-настоящему знаковый как для Третьяковской галереи, так и для фонда.

«Современный музей — это музей, открытый для всех. Мы привыкли к тому, что музеи находятся в исторических зданиях, и это здорово. Но нам бы хотелось, чтобы исторические здания не создавали трудностей для посетителей с особыми потребностями. ”Добрый музей” — пример, как можно обойти такие сложности и предложить новые решения», — говорит Оксана Орачева.

По мнению генерального директора Фонда Потанина, музейные проекты — важная составляющая. Но для сильного социального эффекта нужна подходящая инфраструктура. Именно она позволят развивать инклюзивное направление системно.

Системность важна и для посетителей «Доброго музея» — людей с ментальной инвалидностью. Как отмечает Алла Орлова, в обновленном пространстве проект «Лучше вместе» продолжит регулярные занятия. Такие творческие встречи дают положительные результаты, поэтому важно их продолжать. А теперь делать это можно будет еще и в безбарьерном пространстве.


ИсточникАгентство социальной информации



Другие статьи

Коллеги, со-творцы, друзья
26 мая 2025
Культура Екатеринбурга
Коллеги, со-творцы, друзья
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Культура длинных денег
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Культура длинных денег
Большая опора для маленького фонда
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Большая опора для маленького фонда
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
11 апреля 2025
Агентство социальной информации
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
Капиталы медленно целятся
01 апреля 2025
Банковское обозрение
Капиталы медленно целятся