Назад

Волонтер как призвание: стать лучше и изменить мир вокруг себя

В России волонтерство находится пока на этапе становления – помогать готовы многие, но как это делать, знают не все. При этом волонтерская деятельность не ограничивается адресной помощью и далеко не всегда связана с поддержкой благотворительных организаций – помогать можно опосредованно, в том числе заботясь о заповедных территориях и объектах культурного наследия.

Этим летом более 150 студентов из разных вузов страны прошли конкурсный отбор и отправились в волонтерские лагеря, организованные в Астраханском заповеднике, национальном парке «Чикой», Даурском заповеднике, Кавказском заповеднике, национальном парке «Красноярские Столбы», Алтайском заповеднике, национальном парке «Алания», Волжско-Камском заповеднике, национальном парке «Смоленское поозерье», музее-заповеднике «Ясная Поляна», национальном парке «Таганай», Висимском заповеднике, Приокско-Террасном заповеднике, национальном парке «Зигальга» и Тотемском музейном объединении. Ребята не только улучшили собственные социальные навыки, но и оказали большую помощь территориям – обустроили экологические парки, привели в порядок действующие экотропы, отремонтировали объекты инфраструктуры познавательного туризма, помогли расставить стенды и указатели. Это стало возможным благодаря новому формату проведения Школы Фонда – ежегодного события Фонда Потанина.

Мы поговорили с тремя участниками Школы и узнали, почему студенты выбрали такой формат летнего досуга, чему научились за время работы волонтерских лагерей и что сохранят в памяти об этом новом для них опыте.

Хай Нгуен Куанг, студент Тюменского государственного университета, волонтер музея-заповедника «Ясная Поляна» рассказывает: «Самое главное, что получают волонтеры – знакомство с новыми друзьями в новом месте. Для своей практики я выбрал Ясную Поляну, так как очень люблю литературу и историю, а это место – родина великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Самым запоминающимся событием смены стал покос травы ручной косой. Это далеко не так просто, как кажется со стороны, и мы убедились в этом, когда сами попробовали косить».

Хай приехал из Вьетнама получать образование в российском вузе и сейчас учится на втором курсе Института математики и компьютерных наук ТюмГУ. Студент принимает активное участие не только в научной и внеучебной деятельности университета, но и в общественных мероприятиях – субботниках и волонтерских акциях.

Юлия Пугачева, студентка Санкт-Петербургского государственного университета, волонтер Приокско-Террасного заповедника: «Я принимала участие в Школе Фонда второй год подряд, и стоит ли говорить, как сильно отличаются форматы: если в 2021 году мы работали над социальными проектами, общались и слушали лекции, то Школа Фонда 2022 – это путешествие. Более того, когда я стала изучать перечень заповедных мест, принимающих волонтеров школы, обнаружила, что знаю далеко не о всех. Именно в этом, на мой взгляд, заключается уникальность Школы – открывать неизведанные места и рассказывать о них. Все мы воспринимали природу заповедника по-разному: кто-то любовался каждым растением, кто-то с осторожностью соприкасался с миром флоры и фауны, а кто-то чувствовал себя как дома, поскольку в обычной жизни интересуется ботаникой или биологией».

Юлия отмечает, что для нее эта поездка в какой-то степени стала вызовом: у девушки нарушение зрения, и ей было важно ответить самой себе на вопросы, может ли слабовидящий человек отправиться в путешествие и справиться с задачами волонтера. Как показала практика, проблем не возникло – в команде сложилась доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки.

Юлия не впервые выступает волонтером – она помогала участникам международной конференции факультета психологии СПбГУ «Ананьевские чтения» справляться в ZOOM с техническими сложностями, а также была волонтером на онлайн-марафоне «Белая трость" под патронажем Дианы Гурцкой. Сейчас Юлия – волонтер психологической клиники СПбГУ. Она оказывает экстренную психологическую помощь всем нуждающимся через линию доверия. "Для меня волонтерская деятельность – это возможность всегда быть внутри процесса. И лучше всего эту мысль можно проиллюстрировать именно волонтерским опытом в Приокско-Террасном заповеднике: когда мы на второй день после выполнения работ шли на обед, то встретили несколько экскурсионных групп. В тот момент я поймала себя на мысли, что воспринимаю заповедник не как турист, а именно изнутри, не смотрю со стороны на зубров и природу, а уже сроднилась с этим местом за столь короткое время. Я поделилась своими мыслями с ребятами и оказалось, что многие ощутили то же самое. Почувствовали, что они знают теперь больше, чем если бы приехали в заповедник в качестве посетителей. Поэтому остается пожелать всем обрести подобный ни с чем не сравнимый опыт», – делится Юлия.

Майя Сидорова, студентка Московского государственного лингвистического университета, волонтер национального парка «Алания» отмечает: «Когда мы только проходили отбор в Школу Фонда, у нас была возможность выбрать несколько мест, расставив приоритеты. Я выбрала Северную Осетию, так как мне очень хотелось побывать именно в горах: как географ я хотела исследовать различные формы рельефа, как биолог – растительный и животный миры. Самый главный плюс нового формата Школы – польза для здоровья и природы: ты буквально на физическом уровне чувствуешь, что оказываешь положительное влияние на природу, приносишь ей пользу».

Майя – выпускница художественной школы. Чтобы запечатлеть новый для себя опыт заповедного волонтерства девушка придумала креативную рубрику «Картина дня»: каждый день создавала фотографию, вдохновленную картинами известных художников, кинокадрами. За время пребывания в национальном парке Майя сделала девять кадров, самой популярной по мнению пользователей в соц. сетях стала фотография по мотивам картины «Прекрасная шоколадница" (художник Жан-Этьен Лиотар). Также Майя делала кадры по мотивам картин «Странник над морем тумана» (Каспар Давид Фридрих), «Уборка сена» (Жюльен Дюпре), «Сенокос» (Аркадий Пластов). Многие из них отражают те виды деятельности, которые волонтеры выполняли в лагере – косили и убирали траву, расчищали экотропы, строили забор, складывали рокарии, шлифовали доски и помогали с другими бытовыми вопросами.

Как отмечают в Фонде, Школа в этом году стала своего рода экспериментом. Он оказался удачным и востребованным – стипендиаты оценили возможность побывать в живописных уголках России и помочь с их благоустройством, а также получить дополнительные знания и обрести новых друзей. Все большие изменения начинаются с малого – и волонтеры Школы показали это на своем примере.


ИсточникАтмосфера

Другие статьи

​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина
08 июля 2024
Официальный сайт Национального парка «Красноярские Cтолбы»
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина
Опубликованы четыре выпуска подкаста в партнерстве с Фондом Потанина
02 июля 2024
Официальный сайт фонда целевого капитала «Истоки»
Опубликованы четыре выпуска подкаста в партнерстве с Фондом Потанина
Стипендиаты Фонда Потанина помогают сохранять природное и культурное наследие России
02 июля 2024
Национальное информационное агентство “Экология”
Стипендиаты Фонда Потанина помогают сохранять природное и культурное наследие России
Фонд Потанина объявил о старте волонтерских программ Школы фонда
01 июля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил о старте волонтерских программ Школы фонда
Арт-обзор 20.06-27.06.24
27 июня 2024
Cabinet De L'art
Арт-обзор 20.06-27.06.24