Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Центру Помпиду подарили коллекцию российского нонконформизма

14 сентября в Центре Помпиду в Париже открылась выставка "КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов". Подобные выставки даже в таких крупнейших и престижных мировых музеях, как Центр Помпиду, в последние годы не редкость. Уникальность нынешнего проекта состоит в том, что "Коллекция" находится в Париже не временно, а передана туда в дар для постоянной экспозиции Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Текст материала

Работа Бориса Орлова "Бюст в стиле Растрелли"

14 сентября в Центре Помпиду в Париже открылась выставка "КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов". Подобные выставки даже в таких крупнейших и престижных мировых музеях, как Центр Помпиду, в последние годы не редкость. Уникальность нынешнего проекта состоит в том, что "Коллекция" находится в Париже не временно, а передана туда в дар для постоянной экспозиции Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Кто?

Инициатор и куратор проекта - Ольга Свиблова. Опытный куратор, директор московского "Мультимедиа арт Музея", вместе с сокуратором с французской стороны Николя Люччи Гутниковым провела огромную работу по поиску, отбору и приобретению нескольких сотен работ советских нонконформистов.

Большинство работ Фонд Потанина приобретал у частных коллекционеров и их наследников. Немало работ получено в дар, в том числе и от таких известных коллекционеров, как Игорь Цуканов, Владимир и Екатерина Семенихины, и многих других.

Это не позволяет оценить финансовую стоимость коллекции, хотя директор Фонда Потанина Оксана Орачева признает, что общий бюджет проекта составил "много миллионов евро".

Что?

Работы живущего во Франции Эрика Булатова давно уже стали классикой современного российского искусства

"Коллекция" широко охватывает советское и пост-советское неофициальное искусство - от ранних работ нонконформистов Оскара Рабина, Владимира Яковлева, Виктора Пивоварова до звезд московского концептуализма и соцарта - Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, Ивана Чуйкова, Дмитрия Пригова.

Особый интерес представляют работы поколения художников, появившихся в перестроечные годы: группы "Мухоморы", "Чемпионы мира", "Медгерменевтика", "Перцы".

"Человек-собака" Олег Кулик стал одним из пионеров акционизма в российском искусстве. Из серии "Я кусаю Америку, и Америка кусает меня"

Отдельный зал выделен искусству Ленинграда-Санкт-Петербурга: Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Сергей Бугаев-Африка, "Популярная механика" Сергея Курехина, "Некрореалисты".

Большая часть этих работ находилась в частных коллекциях, у самих художников или же их наследников.

Введение столь большого корпуса работ позднесоветского неофициального искусства в музейный оборот мирового уровня - крупнейший шаг на пути его международного признания.

Ведущие мировые музеи - и Центр Помпиду в их числе - обладают значительными коллекциями русского авангарда первой половины ХХ века: Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов.

Более современное искусство, несмотря на постоянный, подогревавшийся главным образом политическими скандалами к нему медийный интерес на Западе, оставалось до сих пор практически вне международного музейного процесса, без которого серьезное включение его в золотой фонд мирового искусства практически невозможно.

Владислав Мамышев-Монро и Валерий Кацуба. Из серии "Перекладывание ответственности" (2001)

Именно этим, как объясняет директор Благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева, было продиктовано решение передать "Коллекцию" именно в Центр Помпиду, а не в один из российских музеев.

Почему не в Россию?

В конце концов, некогда гонимое и подпольное искусство теперь давно признано. В Третьяковской галерее и Русском музее есть Отделы новейших течений, в государственном Эрмитаже есть Отдел современного искусства, возглавляют их опытные, грамотные специалисты.

Логичным казалось бы, чтобы остающееся пока вне музейного пространства лучшее современное российское искусство оказалось бы именно в российских музеях.

Интересно, что и Третьяковка, и Эрмитаж при этом поддержали инициативу Фонда Потанина.

"Нас нет нигде. Ни в Базеле, ни на одной крупной художественной ярмарке, при том что Россия - страна невероятной креативности. Существует серьезный пласт современного искусства, и это искусство недооценено. Эти работы будут путешествовать, и я очень надеюсь на то, что проект станет критической точкой поворота внимания в мире на современную российскую художественную ситуацию", - заявила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: "Выставка и последующее экспонирование дара в Центре Помпиду резко повысит знание о российском искусстве в мире сейчас и особенно в будущем. Наше послевоенное искусство будет таким образом гарантированно вписано в историю искусств. Для этого собрания нужны именно в мировых, а не только в местных музеях. Появление такого большого количества первоклассных российских работ в зарубежном музее стимулирует важную дискуссию о соотношении "глобального" и "национального" в мировой культуре".

Павел Пепперштейн "Жанна д'Арк"

Российское государство непосредственного участия в проекте не приняло, однако выставка "Коллекция" включена в программу "Перекрестный год российско-французского культурного туризма".

"Коллекция" представит современную Россию - живую, развивающуюся, европейскую страну", - заявил представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Дар должны захотеть принять

Однако для того, чтобы "Коллекция" была принята в дар и оказалась в постоянной экспозиции Центра Помпиду, одного желания дарителей мало.

Центр Помпиду - государственный музей современного искусства,

Вся коллекция в целом и каждая работа в отдельности проходила тщательный анализ отборочной комиссии, в которую наряду с сотрудниками музея входили и специалисты министерства культуры Франции.

"Коллекция русского искусства Центра Помпиду - одна из лучших в мире. Главным образом, это первая половина ХХ века - теперь к ней добавится вторая, что позволит создать ретроспективу русского искусства на протяжении целого столетия. Эти 250 произведений будут демонстрироваться в течение полугода, затем войдут в постоянные экспозиции и станут экспонироваться в порядке ротации. Это начало большой работы", - заявил директор Центра Жоржа Помпиду Бернар Блистен.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости
Вышли в людики
Музеи, которые нас изменили
21 сентября 2012
«Частный корреспондент»
Музеи, которые нас изменили
Мальчик весом в пять тонн
20 сентября 2012
Газета Ростовской области "Наше время"
Мальчик весом в пять тонн