Назад

Третьяковская галерея пополняет коллекцию, связывая классику и современность

Первой в долгосрочной программе стала работа Эрика Булатова «Картина и зрители», посвященная «Явлению Христа народу» Александра Иванова

Текст материала

В музее стартовала программа «Меценаты и дарители - Третьяковской галерее», посвященная главным образом комплектованию фондов искусства XX-XXI веков. Открылся этот проект даром картины Эрика Булатова «Картина и зрители» (2011-2013), сделанным Благотворительным фондом Владимира Потанина.

Когда в постоянной экспозиции Третьяковки подходишь к разделу, где выставлены ивановское «Явление Христа народу» (1837-57) и эскизы к этому опорному для коллекции музея и в истории российской живописи произведению, теперь видишь сразу обе работы: «Явление Мессии» (как иначе называют полотно Иванова) и в предыдущем зале - булатовскую «Картину и зрителей». Так будет до 9 июля, после чего произведение классика неофициального искусства перевезут в постоянную экспозицию на Крымском Валу. До сих пор в собрании ГТГ было только четыре живописных работы Булатова (плюс графика), из которых три ранних и одна нулевых годов - «Тучи растут», созданная к юбилею музея и в итоге подаренная Третьяковке художником (см. «НГ» от 11.06.2009).

Нынешняя булатовская вещь - картина в картине, где он в многонаселенную композицию Иванова «впускает» и сегодняшних посетителей музея (среди них - слева - есть и портрет жены художника Натальи). «Моим намерением было открыть пространство картины, чтобы зритель входил туда, чтобы сама картина входила в пространство нашей повседневной жизни. В этой картине отчетливо выражена моя принципиальная позиция в искусстве. Она состоит в связывании, соединении эпо� стилей» - комментирует свою работу Булатов.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова напомнила, что основатель музея Павел Михайлович Третьяков в свое время собирал в первую очередь современное искусство. И что, к сожалению, в 1990-е системное формирование коллекции ГТГ прекратилось. В итоге в собрании музея образовались «позорные лакуны», а многие важные произведения разошлись по другим музеям и частным собраниям. «Многие годы я задавалась вопросом – как можно мириться с тем, что в Третьяковской галерее почти нет работ одного из величайших живущих русских художников – Эрика Булатова? В Третьяковской галерее, где в 2007 году прошла самая масштабная и полная ретроспектива этого удивительного мастера. Несколько попыток изменить эту ситуацию не привело к какому-либо результату,» - говорит она.

Сейчас, как сообщают в пресс-службе музея, Третьяковская галерея «сформировала программу, которая рассчитана на системное пополнение коллекции произведениями, определяющими картину изобразительного искусства второй половины XX – начала XXI века». Первым на призыв музея откликнулся Фонд Владимира Потанина (благодаря которому, напомним, большая коллекция российского искусства была подарена парижскому Центру Помпиду - фонд выкупил для музея половину хранящихся теперь там работ российских художников. И после этой осенней инициативы к Бобуру с предложением о даре обратились еще коллекционеры и художники, и весной коллекция пополнилась дополнительной сотней работ).

Что касается Третьяковской галереи, здесь говорят, что следующие работы музею подарят в июле и в сентябре, но кто это сделает и о каких работах идет речь, пока не рассказывают.

Другие статьи

Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина
08 июля 2024
Официальный сайт Национального парка «Красноярские Cтолбы»
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина