Назад

Современное искусство из России поселилось в Париже

В парижском Центре Помпиду с большим успехом состоялось открытие выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов». Благодаря партнерству меценатов, коллекционеров и художников в дар одному из ведущих западных музеев передано более 250 работ,

Текст материала

Уникальная коллекция искусства 1950–2000 годов подарена Центру Помпиду

Олеся Ханцевич


выставки, русское современное искусство, концептуализм, коллекция, центр помпиду, парижУже ставшая классической для современного искусства «Тайная вечеря» концептуалиста Андрея Филиппова. Фото предоставлено Фондом Владимира Потанина

В парижском Центре Помпиду с большим успехом состоялось открытие выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов». Благодаря партнерству меценатов, коллекционеров и художников в дар одному из ведущих западных музеев передано более 250 работ, представляющих панораму искусства советского и постсоветского периода. На вернисаже присутствовал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, с французской же стороны никто из чиновников не посетил мероприятие, несмотря на его масштаб.

Коллекция поистине грандиозна: это произведения 60 классиков русского современного искусства от Бориса Турецкого, Владимира Яковлева и Франсиско Инфанте до Юрия Альберта, Дмитрия Гутова и Павла Пепперштейна, Влада Мамышева-Монро и группы AES+F. Работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова и Владимира Янкилевского, ранее хранившиеся в фондах Помпиду, были добавлены в экспозицию «Коллекции». Отдельное место на выставке занимает оммаж Дмитрию Александровичу Пригову, ранее не известному французскому зрителю. Таким образом, в одном из ведущих западных музеев впервые появилась коллекция, показывающая зрителю панораму развития российского современного искусства со всеми его основными течениями.

Проект стал возможен благодаря сотрудничеству идейного вдохновителя Ольги Свибловой (Мультимедиа Арт Музей, Москва), выступившей куратором коллекции с российской стороны, Центра Жоржа Помпиду и финансовой поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. «Это исключительный дар музею, который прекрасно дополнит нашу коллекцию», – не устает повторять президент Центра Помпиду Серж Лавинь. По его словам, сам Государственный музей современного искусства Франции (Помпиду) такой проект не смог себе позволить: его годовой бюджет на пополнение фонда обычно не превышает 1,5 млн евро, тогда как минимальная стоимость подаренной коллекции составляет 5,8 млн евро.

Среди дарителей – сами художники и их наследники, коллекционеры из России (Владимир и Екатерина Семинихины, семейный фонд Игоря Цуканова, Ник Ильин, Инна Баженова, Игорь Маркин, Тамаз и Ивета Манашеровы) и Франции (Пьер Броше и Пакита Эскофе Миро). Соорганизатор проекта Фонд Владимира Потанина выкупил 123 произведения и покрыл все транспортные расходы.

Подобный дар должен не только открыть Европе искусство из России, но и повысить его престиж, а следовательно, и стоимость во всем мире, настаивает куратор Ольга Свиблова, «так как в Нью-Йорке всегда следят за тем, что выставлено в Париже, а в Париже – за тем, что выставлено в Нью-Йорке». Именно Свибловой и ее одержимости Францией и искусством ставят в заслугу организацию этого проекта все его участники. С помощью французского куратора из Центра Помпиду Николя Люччи-Гутникова ей удалось собрать коллекцию за рекордный один год. Все произведения финально одобряла закупочная комиссия французского музея.

Еще один аспект проекта – это его образовательная миссия. Как рассказала гендиректор Фонда Потанина Оксана Орачева, выставка будет дополнена большой публичной программой: научными конференциями на тему современного искусства России, встречами с художниками, кинопоказами. Работы российских художников введутся в зарубежный научный оборот и станут известны тем, кто сегодня изучает историю искусств, и включат Россию в мировой контекст искусства ХХ века.

Несмотря на такой размах мероприятия, его не посетили официальные лица Франции и России, что, по наблюдениям французской прессы, отражает актуальный уровень двусторонних отношений. Не явилась ни ранее заявленная министр культуры и коммуникаций Франции Одри Азулай, ни ее российский коллега, исключение составил лишь Михаил Швыдкой. Владимир Потанин не пришел по причине болезни.

Но это обстоятельство не испортило праздничную атмосферу, царившую на вернисаже. Под оглушительные овации Ольга Свиблова собрала на сцене всех художников, кто смог прийти в тот вечер в Центр Помпиду, включая мэтров Эрика Булатова, Оскара Рабина и Владимира Янкилевского, на протяжении десятилетий проживающих в Париже.

Выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею» продлится до 27 марта 2017 года.

Париж–Москва

Другие статьи

Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
11 апреля 2025
Агентство социальной информации
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
Капиталы медленно целятся
01 апреля 2025
Банковское обозрение
Капиталы медленно целятся
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»