Назад

Результаты опроса НКО #Справимся

Текст материала

Весной-летом 2020 года фонд «Добрый город Петербург» и Центр развития некоммерческих организаций при поддержке фонда Владимира Потанина запустили два антикризисных онлайн-курса. При регистрации руководители и сотрудники НКО заполняли анкету об актуальных проблемах и запросах на обучение в период кризиса.

Мы собрали и проанализировали 620 ответов представителей НКО из разных регионов России, и хотим поделиться основными выводами. Важно, что эти анкеты собирались на протяжении трех месяцев (апрель-июнь 2020), что позволило проследить динамику запросов и потребностей НКО по мере адаптации к пандемии. 

Кто отвечал на вопросы?

Ответы были получены практически из всех федеральных округов России, но наибольший отклик был из Центрального, Северо-Западного и Приволжского округов. Около половины НКО были из Москвы, Санкт-Петербурга или других городов-”миллионников”, остальные представляли другие территории, в том числе малые города и поселки (около 10%).

Были представлены практически все тематические сферы, но больше всего было организаций, которые работают с образовательными, молодежными и культурными проектами, а также с проблемами инвалидов и вопросами здоровья, семьями, пожилыми и проблемами сиротства. При этом в равной степени в выборке были представлены начинающие НКО (1-5 лет), достаточно опытные (6-15 лет), и даже долгожители сектора (более 15 лет).

Значительная часть анкет была заполнена руководителями или заместителями руководителей НКО — 62,8%. Примерно каждая пятая анкета была заполнена или руководителями/менеджерами проектов НКО, или специалистами (социальными работниками, педагогами, юристами, pr-менеджерами). 

Изменения в работе НКО в связи с пандемией

До пандемии каждая вторая опрошенная НКО (55,0%; 321) работала полностью офлайн, “вживую”; каждая третья (33,2%; 194) — частично работала оффлайн и онлайн; 11,3% (66) — во многом уже работали онлайн; и только 0,5% (3) — полностью работали онлайн. 

При этом представителей НКО отмечали, что были готовы справиться с изменениями (46,1%) или чувствовали, что им удастся овладеть ситуацией (26,9%). Но некоторым НКО изменения в работе давались с трудом: были перегружены около 17% организаций, чувствовали отсутствие сил или находились в панике около 20%. 

Интересно, что каждая третья опытная НКО со стажем более 10 лет отмечала, что испытывала трудности при переходе на новый удаленный формат работы. Ответы же «молодых» организаций (до 5 лет) показали, что на момент опроса большинство из них уже наладили работу в новых условиях и не испытывали особых трудностей на удаленке.

Труднее всего по результатам опроса было переходить на удаленную работу НКО из небольших городов и населенных пунктов, они сильнее испытывали сложности с доступом к интернету и недостатком компьютерной техники. Лидерами по адаптации к новым условиям стали НКО — ресурсные центры и фонды местных сообществ. Они чаще других (каждая третья организация) на момент опроса отмечали, что уже наладили новые процедуры работы. 

Запрос на обучение

В апреле, в начале пандемии среди опрошенных, которые регистрировались на антикризисные образовательные программы, большинство были из “молодых” НКО, которые работали до 5 лет (38,2%). В дальнейшем доля таких НКО снизилась до 31,5%. И одновременно нарастала доля опытных НКО, которые работают 15 лет и более — с 22,1% в апреле до 32,0% в мае-июне.

Отличался интерес и к тематике обучения. Руководителей больше интересовали темы, связанные со стратегическим развитием и организационными вопросами: кризисный пиар и фандрайзинг (71,7%), как оформить работу в условиях удаленной занятости 51%), как пройти пандемию с минимальными потерями (37,8%) и т.п. Рядовых сотрудников и волонтеров в основном волновали темы, направленные на поддержание баланса эмоционального состояния (48,3%) и организацию удаленной работы дома (31,1%). 

В целом интерес к тематике образовательных курсов тоже менялся. В апреле, самом начале пандемии НКО больше интересовали темы, связанные с переходом на удаленный режим работы: проведение онлайн-собраний (47%), работа с платформой Zoom (45,1%), как работать дома и правильно организовать рабочий процесс «на удаленке» (61,2%). А в мае-июне интерес к этим темам снизился в полтора-два раза. Действительно, в начале пандемии организациям нужно было наладить рабочие процессы, выстроить новую систему взаимодействия с клиентами и донорами, а также понять, как поддерживать сотрудников, которые были переведены на удаленный формат работы. 

При этом запрос на темы привлечения ресурсов, PR и внешних коммуникаций был почти в два раза выше в апреле (61,6%) по сравнению с маем-июнем (38,4%), снижение составило более 20%.

Анализируя периоды проведения опроса (апрель и май-июнь), становится заметна и в целом тенденция снижения интереса к образовательным курсам с течением времени. Общее количество запросов к июню сократилось почти в 1,5 раза. С одной стороны, это показывает динамику адаптации некоммерческого сектора к сложившимся условиям, с другой стороны, это может быть связано с общей усталостью от онлайн-обучения и началом летнего отпускного сезона. 

Самое главное, что статистически показал анализ, запрос на обучение у НКО динамично меняется со временем и варьируется, в зависимости от опыта организации и должности респондентов. Это важно учитывать тем, кто занимается созданием обучающих программ для НКО, чтобы сделать их максимально востребованными и практико-ориентированными.

*МБОО "Центр РНО" номер в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, 278150030

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне