Назад

Результаты опроса НКО #Справимся

Текст материала

Весной-летом 2020 года фонд «Добрый город Петербург» и Центр развития некоммерческих организаций при поддержке фонда Владимира Потанина запустили два антикризисных онлайн-курса. При регистрации руководители и сотрудники НКО заполняли анкету об актуальных проблемах и запросах на обучение в период кризиса.

Мы собрали и проанализировали 620 ответов представителей НКО из разных регионов России, и хотим поделиться основными выводами. Важно, что эти анкеты собирались на протяжении трех месяцев (апрель-июнь 2020), что позволило проследить динамику запросов и потребностей НКО по мере адаптации к пандемии. 

Кто отвечал на вопросы?

Ответы были получены практически из всех федеральных округов России, но наибольший отклик был из Центрального, Северо-Западного и Приволжского округов. Около половины НКО были из Москвы, Санкт-Петербурга или других городов-”миллионников”, остальные представляли другие территории, в том числе малые города и поселки (около 10%).

Были представлены практически все тематические сферы, но больше всего было организаций, которые работают с образовательными, молодежными и культурными проектами, а также с проблемами инвалидов и вопросами здоровья, семьями, пожилыми и проблемами сиротства. При этом в равной степени в выборке были представлены начинающие НКО (1-5 лет), достаточно опытные (6-15 лет), и даже долгожители сектора (более 15 лет).

Значительная часть анкет была заполнена руководителями или заместителями руководителей НКО — 62,8%. Примерно каждая пятая анкета была заполнена или руководителями/менеджерами проектов НКО, или специалистами (социальными работниками, педагогами, юристами, pr-менеджерами). 

Изменения в работе НКО в связи с пандемией

До пандемии каждая вторая опрошенная НКО (55,0%; 321) работала полностью офлайн, “вживую”; каждая третья (33,2%; 194) — частично работала оффлайн и онлайн; 11,3% (66) — во многом уже работали онлайн; и только 0,5% (3) — полностью работали онлайн. 

При этом представителей НКО отмечали, что были готовы справиться с изменениями (46,1%) или чувствовали, что им удастся овладеть ситуацией (26,9%). Но некоторым НКО изменения в работе давались с трудом: были перегружены около 17% организаций, чувствовали отсутствие сил или находились в панике около 20%. 

Интересно, что каждая третья опытная НКО со стажем более 10 лет отмечала, что испытывала трудности при переходе на новый удаленный формат работы. Ответы же «молодых» организаций (до 5 лет) показали, что на момент опроса большинство из них уже наладили работу в новых условиях и не испытывали особых трудностей на удаленке.

Труднее всего по результатам опроса было переходить на удаленную работу НКО из небольших городов и населенных пунктов, они сильнее испытывали сложности с доступом к интернету и недостатком компьютерной техники. Лидерами по адаптации к новым условиям стали НКО — ресурсные центры и фонды местных сообществ. Они чаще других (каждая третья организация) на момент опроса отмечали, что уже наладили новые процедуры работы. 

Запрос на обучение

В апреле, в начале пандемии среди опрошенных, которые регистрировались на антикризисные образовательные программы, большинство были из “молодых” НКО, которые работали до 5 лет (38,2%). В дальнейшем доля таких НКО снизилась до 31,5%. И одновременно нарастала доля опытных НКО, которые работают 15 лет и более — с 22,1% в апреле до 32,0% в мае-июне.

Отличался интерес и к тематике обучения. Руководителей больше интересовали темы, связанные со стратегическим развитием и организационными вопросами: кризисный пиар и фандрайзинг (71,7%), как оформить работу в условиях удаленной занятости 51%), как пройти пандемию с минимальными потерями (37,8%) и т.п. Рядовых сотрудников и волонтеров в основном волновали темы, направленные на поддержание баланса эмоционального состояния (48,3%) и организацию удаленной работы дома (31,1%). 

В целом интерес к тематике образовательных курсов тоже менялся. В апреле, самом начале пандемии НКО больше интересовали темы, связанные с переходом на удаленный режим работы: проведение онлайн-собраний (47%), работа с платформой Zoom (45,1%), как работать дома и правильно организовать рабочий процесс «на удаленке» (61,2%). А в мае-июне интерес к этим темам снизился в полтора-два раза. Действительно, в начале пандемии организациям нужно было наладить рабочие процессы, выстроить новую систему взаимодействия с клиентами и донорами, а также понять, как поддерживать сотрудников, которые были переведены на удаленный формат работы. 

При этом запрос на темы привлечения ресурсов, PR и внешних коммуникаций был почти в два раза выше в апреле (61,6%) по сравнению с маем-июнем (38,4%), снижение составило более 20%.

Анализируя периоды проведения опроса (апрель и май-июнь), становится заметна и в целом тенденция снижения интереса к образовательным курсам с течением времени. Общее количество запросов к июню сократилось почти в 1,5 раза. С одной стороны, это показывает динамику адаптации некоммерческого сектора к сложившимся условиям, с другой стороны, это может быть связано с общей усталостью от онлайн-обучения и началом летнего отпускного сезона. 

Самое главное, что статистически показал анализ, запрос на обучение у НКО динамично меняется со временем и варьируется, в зависимости от опыта организации и должности респондентов. Это важно учитывать тем, кто занимается созданием обучающих программ для НКО, чтобы сделать их максимально востребованными и практико-ориентированными.

*МБОО "Центр РНО" номер в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, 278150030

Другие статьи

Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
26 мая 2021
Агентство социальной информации
Социальный спорт: благотворительность или что-то большее?
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
20 мая 2021
Официальный сайт Московского патриархата
В Москве состоялся X Общецерковный съезд по социальному служению
По ту сторону инсталляции
23 декабря 2020
ИА Пресс-лайн
По ту сторону инсталляции
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов