Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Пакита Эскофе Миро: «Искусство мне необходимо для жизни»

Четырнадцать работ, из них четыре, подаренные мной Центру Помпиду, в том числе большой занавес Латышева и работа Абрамишвили, произведения периода группы «Чемпионы мира», и так же девять работ, которые Благотворительный фонд В. Потанина купил у меня. В основном это питерцы: Гурьянов, Котельников и Бугаев-Африка. Я приветствую эту инициативу. И больше бы подарила. У меня вся жизнь пошла на это.

Текст материала

Пакита Эскофе Миро: «Искусство мне необходимо для жизни»

 

Называть ее принято запросто — Пакитой. Окна уютной парижской квартиры на улице Реомюр выходят в небольшой дворик. Здесь легендарный коллекционер живет, устраивает домашние выставки русского искусства. Здесь любят собираться ее близкие друзья, сегодня знаменитые художники и кураторы. О встречах с ними, о детстве и годах, проведенных в России, о коллекции, сложившейся из дружбы и любви Пакита рассказала ARTANDHOUSES.

Почему француженка с каталонскими корнями вдруг решила учить русский язык?

Со стороны отца я из семьи каталонца-республиканца. Папе было восемь, когда они переехали во Францию. Меня воспитывали испанские бабушка и дедушка, которые смотрели на Советский Союз как на спасение. У меня появилось желание увидеть эту страну и выучить русский, что было и предлогом покинуть маленький городок Шоле на западе Франции, где, кстати, родился знаменитый художник-кинетист и мастер оп-арта Франсуа Морелле.

Бывали в его доме?

Когда мне было лет двенадцать, уроки рисования мне давала молодая девушка, которая потом вышла замуж за сына Морелле. Да, несколько наших занятий прошли в этом доме, который был наполнен его объектами и инсталляциями. Для меня это стало культурным шоком. Я увидела, что современное искусство — это новый способ жить и думать по-другому. Уверена: мое увлечение искусством и коллекция начались тогда.

И тогда вы отправились в Париж.

Родители меня поддерживали. Они понимали: в маленьком городке есть шанс получить образование, но без широкого выбора. Я поступила в Сорбонну и Институт восточных языков. У меня были прекрасные профессора, в основном из белой эмиграции, как, например, Кирилл Ельчанинов или Рене Герра, знаток литературы русского авангарда и коллекционер. Я занималась английским, арабским и русским языками. Больше всего нравился русский. Для диплома выбрала тему «Творчество Николая Лескова», хотя, понятно, чтобы вникнуть во все тонкости литературы Лескова, нужно хорошо говорить по-русски. Тогда я говорила плохо. Но мне выдали стипендию на написание диплома, и я поехала в Москву, чтобы чуть-чуть забыть о Франции по личным причинам.

Какой же это был год?

Это был сентябрь 1979-го. Помню первый контакт с Москвой. Приехали на поезде на Белорусский вокзал. Когда автобус остановился у МГУ, где мы должны были жить, не поняла, где нахожусь. Как-будто на Марсе. Правда, мощь сталинских домов немного напоминала Мадрид, где я часто бывала с родителями. Мы, студентки из Парижа, сразу познакомились со студентами истфака МГУ, очень интеллигентными, которые читали нам Маяковского, Хармса, приглашали в гости. Так я познакомилась со своим будущим мужем Валерием Блиновым. Он уже был коллекционером.

Вот он, наверное, и заразил вас этой «болезнью»?

Валера был западником, увлекался той же музыкой, что и я, собирал детские книги эпохи авангарда. Тогда в московских комиссионках их можно было купить недорого. А я помню, как Герра на лекциях нам хвастался, что «вчера в помойке нашел поэмы Ремизова». Это в Париже-то! Я была окружена книгами, но хотелось своего, чего-то совсем другого. Попросила Валеру познакомить меня с художниками андеграунда. Пришли в ателье к Немухину. Визит вышел не очень удачный.

Вы тогда ничего не купили?

Мне было стыдно спросить, сколько это стоит. Наверное, он ждал этого вопроса. Молчал и смотрел с большой осторожностью на меня, 23-летнюю избалованную западную девочку, тогда уже сотрудницу французского посольства, и на моего мужа, который был женат на иностранке. Наверное, шпион? Но картины Немухина тогда звучали для меня слишком мрачно. Это было не то, что я хотела в это время.

Судя по характеру вашей коллекции, позитивным и ярким работам, вы действительно искали в андеграунде чего-то другого.

Я искала энергию и спонтанность! Найти помог Сергей Бугаев-Африка. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Я слышал о вас. Знаю, вы интересуетесь современным искусством. Давайте я вас со всеми познакомлю». И так началось. Это был 1984 год. Африка меня возил по всем мастерским Ленинграда, мы были у Гребенщикова, у Цоя, Тимура Новикова. Я жила в квартире у Георгия Гурьянова, ходила на концерты «Поп-механики». Моя главная задача была работать в посольстве неделю, чтобы на уикенд улететь в Питер и тусоваться там до безумия. Каждый раз возвращалась в Москву с картинами под мышкой.

Вот эта работа группы «АССА» — соавторов Тимура Новикова, Африки, Георгия Гурьянова, Олега Котельникова, Андрея Крисанова, группы «Новые композиторы» — у вас от тех времен, наверное?

Африка мне говорит: «Пакита, бери эту работу!» — «Но она мне не нравится!»— «Бери! Всё это войдет в историю!»

Мне нужно было время, чтобы это понять, но сейчас я эту работу обожаю. 1986 год. Я просто жила очень странной жизнью, которая меня устраивала в это время полностью. Мы все любили друг друга и ничего друг от друга не требовали, лишь хотели, чтобы всем было хорошо. А работы, подарки или покупки были воплощением той любви, которая казалась важнее коллекции.

 Так или иначе, вы уже стали коллекционером, и к ленинградской части собрания со временем прибавилась и московская.

Я вошла в эту игру собирания искусства и уже не могла остановиться. Благодаря Африке я познакомилась с художниками группы «Детский сад» — Колей Филатовым, Андреем Ройтером, молодым Жорой Литичевским и Гошей Острецовым. По духу они были похожи на питерцев, такие же открытые. Потом брат моего мужа познакомил меня с группой «Чемпионы мира». Их мастерские были в Фурманном переулке. Костя Латышев, Гия Абрамишвили, Андрей Яхнин, Борис Матросов, Вадим Фишкин, Игорь Зайдель. Началась перестройка. Западный мир открывал глаза на Россию. Уже прошел легендарный аукцион Sotheby’s. Цены быстро стали другими. И отношения тоже.

В чем это выражалось?

Латышев, который потом стал мне близким человеком, тогда был очень суров. Не отдавал произведение, пока оно не было оплачено. Другие были поспокойнее. Купила диптих у Матросова. Заплатила. Приезжаю за работой, а от диптиха осталась одна только часть. «Вторая что-то испортилась», — извинялся автор. Два месяца назад я купила эту вторую часть на аукционе в Брюсселе. Работа находилась с тех времен у другого коллекционера, француза. Я Борю прощаю!

У вас были конкуренты? Очень интересно.

Когда начала покупать на Фурманном, а это 1988-1989 годы, не было, или я об этом не думала. Могла тогда купить всё что угодно, если б денег было в десять раз больше. Наоборот, даже агитировала людей, чтобы они тоже покупали. Один человек, который тогда покупал, знаменитый итальянский коллекционер Паоло Спровьери, с которым я дружила. Но его главным консультантом была Айдан. Конкурент у меня появился позже, когда я уже вернулась во Францию. Пьер Броше, который, наоборот, переехал в Москву и женился.

Но вы и в Париже не переставали собирать русских художников?

Раз в месяц по работе я приезжала в Москву. И продолжала собирать. У меня появилось ощущение, что это болезнь. Не могла представить, что возвращаюсь без произведений. У меня всегда было работ десять и больше под мышкой. И притом большого размера — 1,5×2 м . Таможенники в аэропорту приказывали всё это показать. Издевались. «Ой, какой кошмар», — говорили они. «Мадам, если хотите это вывезти, обещайте, что вы никому не покажете». Сначала брала разрешение, отстаивая очереди в министерстве культуры. Потом поняла, что на эти разрешения никто не смотрит.

 

А как во Франции отнеслись к этому искусству и в целом к коллекции?

В 1991 году в Париже ко мне зашел приятель, профессор, преподаватель истории искусства в Анже. Увидел работы, стоящие у стены без рамок, лежащие под кроватью. «Что это у тебя?» — спрашивает. «Это моя как будто коллекция», — отвечаю. «Интересно». Так в главном выставочном зале города Анже была устроена выставка из ста пятидесяти работ моей коллекции «Ленинград–Тбилиси–Москва». Шестьсот метров зал! Картины оформили, каталог напечатали. Иосиф Бакштейн написал статью.

Раз уж вы упомянули Тбилиси, расскажите о грузинской части коллекции.

В 1987 году Леонид Бажанов курировал выставку общества «Эрмитаж» в зале на Профсоюзной в Москве. Концептуалисты — Кабаков, Захаров, Булатов, Инфанте — все были там. И рядом целый зал совершенно другого искусства, для меня очень выразительного, почти американского экспрессионизма. Это были картины Луки Лазарейшвили, Гии Эдзгверaдзе, Георгия Мгалоблишвили, Шуры Бандзеладзе, с которыми я подружилась.

Вскоре я уже была в командировке в Тбилиси. Днем работала, а вечером ходила по мастерским, тусовалась. И вернулась с сорока работами грузинских абстракционистов. Дважды устраивала выставку у себя с поддержкой посольства Грузии в Париже. Особенно остро эти полотна смотрелись тогда, во время грузино-осетинской войны. Жаль, грузины до сих пор не созрели сделать выставку национального экспрессионизма. Я бы даже что-то подарила. Церетели, наверное, знает о моей коллекции.

В коллекции прекрасные вещи Михаила Рогинского. Вы встречались с ним в Париже?

Мой близкий друг Вадик Захаров записывал интервью с художниками. Собрался к Рогинскому. Я говорю: «Бери меня!» — «Обещай, что будешь молчать». Потом пожалел, что взял. Я всё время издавала звуки восторга. Потом пришлось мои охи и ахи из записи стирать.

В тот день не могло быть и речи, что я что-то куплю. Но сказала Рогинскому, что, если он захочет, я еще раз с удовольствием приду. И он сам мне позвонил. Голос был очень резким, тревожным: «Пакита, приезжайте, вы мне очень нужны!» Пришла с 10-летней дочкой. «Умоляю. Не выходите от меня без работы». Ему очень нужны были деньги. Я вышла с десятью картинами.

Потом я еще раз к нему пришла, чтобы заменить работу, которая сильно испортилась, потому что она была написана на очень плохом холсте и плохими красками. Он так посмотрел на меня, что мне еще долго было стыдно. «Ты ничего не понимаешь в искусстве». Рогинский имел очень высокое представление о себе и считал себя выше Шагала, и то, что его не признают, есть ошибка мира искусства. Так и было на самом деле.

А были ли случаи, когда вам не удавалось получить работу, о которой мечтали?

В 1980-е годы хотела купить у Дмитрия Гутова, тогда еще молодого, картину «Ленин — козел». Много хотел! Он говорит: «Деньги будут, приходи». Пришла. Там сидит искусствовед Андрей Ерофеев. Гутов объявляет цену. А в это время как раз менялся курс рубля чуть ли не два раза в день. В голове начинаю переводить рубли во франки и понимаю, что слишком дорого. Тогда картину «Ленин — козел» забрал Ерофеев. Я же, вернувшись домой и взяв калькулятор, поняла, что ошиблась в нулях. А могла бы купить. Как обидно!

Ваше имя стоит в списке дарителей выставки «Коллекция!». Сколько работ из вашей коллекции теперь в Центре Помпиду?

Четырнадцать работ, из них четыре, подаренные мной Центру Помпиду, в том числе большой занавес Латышева и работа Абрамишвили, произведения периода группы «Чемпионы мира», и так же девять работ, которые Благотворительный фонд В. Потанина купил у меня. В основном это питерцы: Гурьянов, Котельников и Бугаев-Африка. Я приветствую эту инициативу. И больше бы подарила. У меня вся жизнь пошла на это.

Когда коллекционер делает подарок такому музею, то обязан подарить, я считаю, самые лучшие, самые любимые работы. Мы не должны упускать такую возможность. Музей должен показать самые лучшие работы художника. И для развития русского искусства это важно.

И все же, в чем заключается концепция вашей коллекции, если она есть?

В 1991 году я сообразила, что я коллекционер и надо делать всё умнее. И это было моей ошибкой. Я подумала: вот у меня нет Кабакова, хотя я с ним знакома. Бывшие дипломаты показали мне небольшую коллекцию: «Она нам не совсем понятна. Хочешь? Купи!» Там были рисунки Булатова, Кабакова, Инфанте. Купила, но вскоре поняла, что это не мое. Я купила работы не у самих художников, эта покупка произошла вне теплых отношений. Конечно, очень хорошо, что эти вещи появились в моей коллекции, укрепили ее, задали определенные рамки. Но вскоре я вернулась к своим любимым, к Жоре Литическому, Гоше Острецову, моему московскому «веселому» концептуализму и к важному человеку для меня Саше Косолапову. Познакомилась с более молодыми художниками, с группой «ЕлиКука» и, недавно, с Чтаком. Эта цепь сама по себе не разрушена. Концепция? Искусство мне необходимо для жизни, но и столь же важны душевные связи, дружба и взаимопонимание.

Художники говорят: «Открывай галерею!» Зачем? Я не хочу испортить с вами отношений! Конечно, я всегда мечтала открыть музей, и не только свой, но привлечь и других коллекционеров, которые собирают русское искусство. Во Франции это очень сложно. Дома в Марэ примерно четыре раза в год устраиваю выставки художников своей коллекции. Каждый человек, который выходит отсюда, открыв что-то новое, для меня настоящая победа!

Какие ближайшие выставочные планы?

Двадцать работ из моей коллекции — Гурьянов, Котельников, Крисанов, Савченков, Африка, Латышев, группа «Новые композиторы» и «Митьки» — в декабре уезжают на выставку «Les Figurations Libres. 1980–1986». Ее устраивает Fonds Hélène et Edouard Leclerc в музее Landerneau в Бретани. А потом, возможно, проект покажут и в Петербурге.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
Лариса Зелькова: «Фонды целевого капитала — это будущее»
12 дек