Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Оксана Орачева: «Если ничего не делать, то ничего и не выиграть»

На II Всероссийской лаборатории культурных проектов Culturalica Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, участвовала в круглом столе «Со-финансирование: деньги – лучшие практики взаимодействия культуры и бизнеса»

Текст материала

На II Всероссийской лаборатории культурных проектов Culturalica Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, участвовала в круглом столе «Со-финансирование: деньги – лучшие практики взаимодействия культуры и бизнеса». Оксана знакомила участников форума с таким источником финансирования, как эндаумент-фонд. Пожалуй, самым осознанным видом вклада культурной институции в свое будущее. У нас была возможность поговорить с Оксаной о проектах Фонда Потанина, о том, какую работу надо провести с собой, прежде чем подавать заявку на грант, и почему пять посетителей в день в музее – повод не для грусти, а для действия.

– Оксана, расскажите о новых направлениях, проектах, конкурсах Фонда Потанина.

– Новый конкурс, который мы недавно объявили, – «Школа музейного лидерства»: те, кто выиграют его, смогут принять участие в семинарах для музейных профессионалов. Эти обучающие мероприятия позволят музейным лидерам развивать собственные компетенции, общаясь с экспертами в музейной сфере с мировым именем. Семинары пройдут в восьми городах страны. Новым можно назвать проект «Музей. Сила места», где конкурс уже завершился, и коллеги скоро приступят к обучению в Московской школе управления «Сколково». Это был конкурс не одной культурной институции, а городских междисциплинарных команд, которые возглавляются представителями культурных учреждений (музеев, музейных подразделений, некоммерческих организаций культурной направленности). Мы надеемся, что когда в городах будут появляться такие команды, где музейные организации играют активную социокультурную роль, развитие самих городов будет идти немного по-другому. Пока во всех этих историях очень популярна тема урбанистики, городской среды, но лидеры в ней не организации культуры, – они, в лучшем случае, присоединяются. Мы решили попробовать перевернуть ситуацию, предоставив возможность культурным, образовательным институциям быть не обычными участниками, а лидерами возможных изменений. Среди сейчас обучающихся по этой программе есть и команда из Екатеринбурга – ее лидер из УрФУ.

– Что должно быть у заявки, у проекта или инициативы, заявляющейся на конкурс, чтобы она была успешной?

– В первую очередь, понимание у команды проекта, зачем они это делают, на решение каких проблем деятельность будет направлена. Это базовое понимание должно быть в начале работы над любым проектом. И оно не может быть сформулировано как общее место: «потому что нам интересно», «потому что искусство – это важно». Надо переходить на следующую ступень: что тот или иной проект дает местному сообществу, насколько люди будут вовлечены и будут ли участвовать сами, потому что заставить участвовать в чем-то невозможно. Самый важный и самый сложный шаг – четко сформулировать цели и задачи. Дальше начинается обычная проектная история: какими инструментами мы будем достигать цели, на какой результат мы хотим выйти. Кстати, мы специально изменили структуру заявки, чтобы цели, задачи и ожидаемый результат шли рядом, а потом уже, собственно, описание процесса – как мы к этому результату придем. Процесс важен, но он не определяет все. Важнее ответить себе в начале, зачем мы это делаем, какого результата хотим достичь.

– Может ли заявка содержать цель только сохранить? К примеру, непризнанное, но явное культурное наследие?

– Для каких-то грантов да. Это действительно важная цель, но для нее надо найти свой грант (грантодателя), своего мецената, у которого тоже цель деятельности – в сохранении. От совпадения общих целей будет зависеть, будет ли заявка поддержана. Кстати, то, что заявка не поддержана, не означает, что она плохая, возможно, просто с ней пришли не туда, потому что те, кто проводит конкурс и принимает решение, тоже руководствуются определенными критериями. Обычно на проектных семинарах или на встречах мы говорим, что надо задать себе два вопроса перед тем, как заполнить заявку: первый вопрос – зачем мне это надо (о целях и задачах), второй – почему грантодатель должен поддержать именно меня. То есть надо встать на позицию тех, кто рассматривает большое число заявок и должен принять решение в пользу той или иной инициативы или проекта. – Как вы формируете команду независимых экспертов? Я обратила внимание на примере конкурса «Искусный глагол», что в экспертах – те, о которых пишет культурная журналистика и, скажем, эксперты в области того, о чем пишет культурная журналистика, и ведущие журналисты, филологи, писатели, то есть те, кто способны оценить не только о чем написано, но и как. – Наши эксперты –люди, которые зарекомендовали себя в своей профессии. Они представляют самые разные организации. Для нас обязательна их ротация, чтобы это были не одни и те же лица. Нам важно, чтобы эксперты уже имели опыт оценки заявок и могли принимать решение. Вообще, пул экспертов у нас очень большой: в прошлом году к оценке всех наших заявок фонд привлек более трехсот человек. В первую очередь, это профессионалы своего дела. Если речь идет об образовании и есть предметная область, то они специалисты в этой предметной области, если об эндаументах, значит, специалисты по эндаументам, если «Искусный глагол» – значит, люди, профессионально пишущие о культуре, и люди, которые работают в культурной сфере.

– Правильно ли я понимаю, что вы сейчас и конкурсы внутри своих проектов по такому принципу строите: скажем, не просто музейные проекты, но и культурная журналистика, которая способна их поддержать, околомузейные инициативы, которые расширяют музейное влияние и аудиторию?

– Мы смотрим широко на культуру и музейную деятельность, показывая, что музей сегодня – больше, чем музей. Его волнует не только сохранение, хотя это важно, но и вся сфера культуры, человеческая жизнь в целом. Поэтому конкурс «Искусный глагол» – конкурс не только материалов о музее, но и вообщео культуре. А «Музей. Сила места» – об инициативе и готовности музеев стать драйвером социоэкономического развития территории. Музей – важна общественная институция со своей социальной функцией. Эта функция всегда была у него, но долгое время ее, скажем так, не замечали. Сегодня она выходит на первый план, собственно, как и у других организаций культуры и образования (вузов, театров и т.д.). Становится важно не только то, что мы делаем, но и какая у нас связь с местом, людьми, где мы находимся, что мы отдаем обществу кроме того, что хорошо делаем свое дело.

– Почему Фонду Потанина важно рассказывать об эндаумент-фондах? Это что-то вроде просветительской функции?

– Это часть нашей программы «Эффективная филантропия» по развитию благотворительности. Учредитель фонда Владимир Потанин стоял у истоков появления законодательства об эндаументах. Часть нашей миссии в том, чтобы некоммерческий сектор в России был устойчивым. Эндаумент-фонд – это возможность быть устойчивым, особенно в тех сферах, где мы работаем, – образование и культура. Эндаумент – тема не случайная, мы ее видим и как просветительскую задачу, потому что эндаумент-фонды – это другой подход к планированию своей деятельности. Такое планирование – уже про стратегию развития организации, про долгосрочные планы на десятилетия, потому что если вы сейчас планируете свою деятельность только на год, то никакой речи об эндаументах пока быть не может. Мы уверены, что при обдумывании такого варианта финансирования меняется отношение людей к своей собственной работе, потому что это не временное что-то, а каждый раз вклад в будущее. У нас есть специальные конкурсы, связанные с обучением, с тем, как работать с целевыми капиталами. Уже завершается третья программа и будет следующий набор, который, мы надеемся, поможет людям глубже погрузиться в тему, если они уже работают с эндаументами. В этом году мы третий раз проведем форум «Эндаументы». Он состоится в Москве 5 апреля.

– Как вы сами измеряете эффективность деятельности Фонда? Это только количественные показатели? Выданные стипендии и гранты? Или вы каким-то образомизучаете, как реализованные проекты улучшают жизнь людей?

– Несколько лет назад мы специально изучали западный опыт, как там оценивают эффект от проектов, реализованных на средства благотворителей. И поняли, что в расчет принимаются не только количественные показатели, но и такой параметр, как улучшение качества жизни – его изучают через истории конкретных людей. Количество посетителей не говорит о том, что именно у людей изменилось (и изменилось ли) качественно от того, что они зашли в музей на тот или иной проект. Может, они оказались там случайно, так в статистику и попали. Для фонда было важно научиться определять именно качественный эффект. Сейчас мы регулярно проводим исследования по своей деятельности. К примеру, по Стипендиальной программе дважды проходило полномасштабное исследование с опросами тысячи человек, что произошло с людьми после того, как они прикоснулись к проектам фонда. Еще у нас было исследование воздействия фонда на те сферы, в которых мы работаем, – образование, культура, филантропия. Оно опубликовано у нас на сайте – любой может с ним ознакомиться. Конечно же, мы работаем и с обратной связью, потому что для нас важно получать не только количественные данные от наших грантополучателей. Обратную связь мы получаем в разговорах, встречах, опросах. Понятно, что учитывать количество выданных грантов тоже важно, так как статистика позволяет получить данные, к примеру, какие регионы более или менее активны. Кстати, большое количество поданных заявок в одном регионе означает, что и отказов будет больше, что, возможно, цель конкурса была сформулирована нечетко, что идут случайные заявки, что у региона есть потребности, но другие. Мы обязательно смотрим, что происходит с нашими поддержанными проектами после их окончания, что меняется у людей, которые были лидерами проектов. Мы стали активно развивать лучшие практики, помогать ими делиться – описывать те истории, которые состоялись у грантополучателей, и распространять их опыт. Сейчас у нас идет проект с порталом «Такие дела», он называется «Вместе». В его основе – фильмы о пяти конкретных людях. В их историях показано, как полученные гранты или стипендии повлияли на жизнь самих героев и частично на ту сферу, в которой они работают. Мы оцениваем свой результат через то, что происходит с конкретными людьми и организациями, которые попадают на нашу орбиту. Это наша возможность рефлексировать, видеть результаты и возможность понимать, что делать дальше. В этом году мы вышли на новый уровень изучения эффективности: у нас теперь есть сотрудник, который отвечает за то, чтобы как раз выявлять истории успеха или наоборот, оформлять их в опыт, чтобы учиться на этом опыте – как нам самим, так и предъявлять его миру. – Какой урок номер один вы извлекли после того, как начали анализировать результаты своей деятельности? – Наверное, то, что рефлексировать – важно. Когда ты затеваешь такие исследования, не знаешь, насколько это окажется тебе полезным – не в том смысле, какая красивая картинка получится, а насколько ты получишь полезную пищу для дальнейших размышлений, для анализа, собственно рефлексию. Это, пожалуй, и был урок номер один – надо анализировать свою эффективность. Мы в этом убедились: попробовали сначала с обычных исследований – количественных, а затем начали анализировать контекст – что произошло со всей сферой. Теперь цикл проекта мы завершаем рефлексией, и это часть процесса нашего самообучения.

– Есть ли какая-то история успеха, которую вы видели своими глазами, которая способна победить пуленепробиваемый пессимизм некоторых неуверенных в себе представителей культурных институций? Истории, которые могут вдохновить? Истории, которые заставят забыть о том, что они, к примеру, маленький музей в глубинке с пятью посетителями в день?

– Их так много, на самом деле. Я люблю проводить пример с конкурсом «Музейный десант» на проведение масштабных мероприятий. У нас были победители одновременно и из Государственного Эрмитажа, и из села Кимжа Архангельской области. Эксперты оценили и ту, и другую заявку высоко. И те, и другие провели свои мероприятия, запланированные в заявке на грант. Причем в Кимже фестиваль стал постоянно действующим, регулярным. Или история детского сада из села Березник Архангельской области. Почему детский сад? Потому что село маленькое, так получилось, что за музей отвечал детский сад – несколько культурных институций под одной крышей. Они выиграли грант и успешно организовали проект – новый туристический маршрут «По следам ушедших деревень». Музейный центр в Тотьме Вологодской области начинал с заявки на проведение первой музейной школы – форума за пределами столиц, собирающего музейных специалистов со всей страны. А сейчас они – Центр социальных инноваций в культуре, и будут делиться своим опытом с другими коллегами. Село Сеп в Удмуртии – на их базе сейчас образовался Центр социальных инноваций в культуре «Сеп комьюнити». Они тоже начали с одного проекта, а теперь все село объединилось, и создали Музей исчезнувших деревень. Они не пошли по пути лубка, не руководствовались принципом «как смогли, так и сделали». Нет, они стали предъявлять самые высокие на сегодня музейные стандарты к своей экспозиции. У меня сотни примеров. И я могу сказать, что если ничего не делать, если бояться участвовать, то точно не выиграть, потому что если думать: «Мы маленькие, нас никто не заметит, мы не нужны», то, конечно, никто не заметит. Надо настраиваться на победу, иначе нет смысла участвовать. И надо участие рассматривать как возможность вырасти и переосмыслить свою деятельность. То, что вы только начинаете, – не страшно, потому что в некоторых конкурсах задача экспертов – увидеть где-то сначала только пробивающийся потенциал и поддержать его.

– То есть вопрос не в том, что у тебя пять посетителей в год, а в том, что ты не хочешь ничего делать с этим?

– Конечно. И поэтому, в том числе, у тебя пять посетителей. Потому что если ты хоть что-то делаешь, то в какой-то момент количественная история перерастет в качественную – вырастет количество посетителей, а ты сможешь учиться на своем опыте. А если будешь учиться еще и на чужом опыте, то рост начнется в прогрессии. Тем более, сегодня такое разнообразие программ обучения онлайн и множество других возможностей. 


Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище