Как это сделать? Кому отдать капитал в управление или как самому управлять им и получать доход? Научиться эндаументу позволит деловая настольная игра, разработанная Фондом целевого капитала Московского физико-технического института. Презентация игры «Эндаумент» прошла на площадке Томского государственного университета, а участниками игры стали представители самых разных российских вузов.
Как рассказала исполнительный директор фонда Светлана Красночуб, на самом деле в настольную игру могут играть как дети, так и взрослые.
– Основная наша задача – обучить детей и взрослых основным принципам создания эндаумент-фондов, – объяснила Светлана Красночуб. – Это, во-первых, объяснит им, как можно привлекать средства в эндаумент-фонд, во-вторых, самому правильно управлять деньгами. И в-третьих, как поддерживать проекты, ради которых он создается. В рамках игры каждый из ее участников становится директором эндаумент-фонда с базовым капиталом в три миллиона рублей. Он должен уметь рисковать, грамотно вкладывать деньги в проекты, рассчитывая, на какие мероприятия владелец эндаумент-фонда может потратить деньги, а на какие нет. Доход формируется в зависимости от спонтанно выбранной карточки, определяющей стратегию экономики: спад, рост и стабильность. Тот, кто сможет в итоге создать самый большой фонд, станет победителем игры. Несколько раз проиграв в игру, человек научится формировать свою систему создания эндаумент-фондов и управления ими.
Механизм организации и работы в вузах эндаумент-фондов стал одной из тем Всероссийской конференции для преподавателей высшей школы «Проектное наследие и трансформация университета», которая прошла на площадке Томского госуниверситета. Участники совещания говорили о том, как создавать эндаумент-фонды на базе вузов, собирать в них деньги, передавать эти средства в целевое управление, а полученную прибыль тратить на дополнительные стипендии студентам, гранты преподавателям, развитие научных проектов.
– На базе МФТИ создано четырнадцать целевых эндаумент-фондов, – рассказала Светлана Кочеруб. – Те пожертвования, которые мы получаем от меценатов, крупных инвест-фондов, коммерческих компаний и физических лиц, передаются в доверительное управление. А ежегодный доход направляется на различные целевые программы и проекты, в частности, общее развитие института, именные стипендии студентам и аспирантам, проведение исследований в передовых лабораториях, современное переоборудование этих лабораторий, поддержку заслуженных преподавателей старше 75 лет, проведение предметных олимпиад по физике и математике для будущих абитуриентов, развитие издательского дела, университетский спорт. По итогам нашей работы в прошлом году инвестиционный доход на все наши целевые капиталы составил 160 миллионов рублей. За десять лет средняя доходность на целевой капитал составила более 12% годовых.
Еще один пример успешной работы эндаумент-фонда привел на конференции представитель Московского института стали и сплавов Глеб Узунов.
– За 13 лет существования фонда целевого капитала мы смогли поддержать около 170 различных проектов на общую сумму более 113 миллионов рублей, – рассказал Глеб Узунов. – Это проекты самой разной направленности: дополнительные именные стипендии студентам в размере от 5 до 15 тысяч рублей, поддержка молодежных проектов в институте, оборудование исследовательских лабораторий, помощь педагогам, совершенствование инфраструктуры вуза. Очень важно объяснять и нашим студентам, и педагогам, что эндаумент-фонды – это наша кубышка, в нее не только меценаты и благотворители, но и непосредственные участники образовательного процесса могут вкладывать деньги. А потом нужно объяснять, как мы грамотно размещаем эти средства, чтобы получать максимальные дивиденды.
В рамках конференции «Проектное наследие и трансформация университетов» обсуждался также вопрос, каким должно быть высшее образование в будущем, какими могут стать университеты будущего. По словам генерального директора Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаны Орачевой, фонд поддерживает студентов и преподавателей вузов уже более двадцати лет.
– Помимо грантов, одной из форм такой поддержки является организация конференций, где преподаватели могут общаться друг с другом, обмениваться опытом и рассказывать о своих профессиональных достижениях. И только совместная работа, где учитываются интересы друг друга, поможет высшему образованию двигаться вперед, – отметила Оксана Орачева. – В университете будущего студенты должны уметь вычленять самое важное в общем объеме информации, работать с профессиональной документацией, брать на себя ответственность, не бояться многозадачности, иметь коммуникативные навыки, а также навыки поиска новых идей.
По словам ректора Томского госуниверситета Эдуарда Галажинского, в университете будущего, а значит и в обществе будущего, надо сохранить фундаментальность современного образования, но при этом сделать его более гибким и настроенным на рынок труда.
– Для этого необходимо разрабатывать новые рамки профессиональной квалификации, – считает Эдуард Галажинский. – Поэтому мы сейчас должны вместе с работодателями формировать шкалу оценки компетенций в разных областях, пересмотреть существующие образовательные программы, чтобы понять, что из базового необходимо сохранить, а какие мягкие навыки развить.
Несколько секций конференции было посвящено обсуждению темы использования искусственного интеллекта в образовательном процессе.
По мнению ректора Балтийского государственного университета Александра Федорова, в самое ближайшее время система высшего образования разделится на две части: на вузы, которые могут создавать нейросети с искусственным интеллектом, и те, которые не могут.
– Призрак искусственного интеллекта, который долго бродил в обществе, сейчас стал одной из важнейших составляющих системы высшего образования, – заявил Александр Федоров. – Искусственный интеллект позволит сделать информационный поток, который обрушивается на учащегося, более доступным и структурированным, то есть поможет быстро извлекать из него нужную информацию.
Как рассказала Оксана Орачева, вместе с Высшей школой экономики было проведено исследование на тему, что волнует студентов и педагогов, а также представителей творческих индустрий в вопросе активного внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс.
– Больше всего их волнует тот факт, чтобы преподаватель был интереснее машины. И они думают на тему, как это сделать, – говорит Оксана Орачева. – Респонденты считают, что в вузах надо учить студентов критическому мышлению, чтобы ребята могли отделить фейковую информацию от подлинной. Кстати, в этом году мы впервые разрешили нашим заявителям использовать искусственный интеллект при написании заявок на гранты. Только поставили условие, чтобы они признались в этом. Но могу сказать, что он не помог всем обратившимся выиграть гранты.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский заявил, что искусственный интеллект можно использовать для решения нескольких задач: ускорения исследовательской деятельности, например, анализа научных текстов, проведения переводов, реферирования статей, быстрого обобщения научных экспериментов.
– Он способен помочь человеку прочитать большое количество текстов по заданной теме за одну минуту и выдать выжимку, опираясь на которую уже можно будет проводить собственный научный поиск, – говорит Эдуард Галажинский. – Еще одна задача искусственного интеллекта – быть квалифицированным собеседником, партнером по обучению, в частности, выполнять роль электронного тьютора при изучении иностранных языков. Но при этом крайне важно научить студентов критическому мышлению, чтобы они могли отличать в информации, представленной искусственным интеллектом, правду от фейков. А задача вузов – научить студентов грамотно работать с большим объемом данных, анализировать их, верифицировать, выстраивать алгоритмы на их основе. Так что мы не запрещаем студентам работать с ИИ, но просим в работах всегда отмечать, пользовались ли они этим инструментом.
Источник: Московская правда