Назад

Награждающие конструктивные элементы

Текст материала

В московском Гостином дворе при поддержке компании Mercury прошла восьмая церемония вручения премий газеты The Art Newspaper Russia. Чествовать «иногда не самых знаменитых и видных», как манифестируют организаторы, вновь не получилось: пять призов разошлись по рукам вполне регулярных ньюсмейкеров. Церемонию не обошел стороной и коронавирус.

Премировать выбранных самой редакцией газеты лауреатов издание начало в 2013 году, через год после выхода первого номера русской версии авторитетной британской The Art Newspaper. Субъективности выбора в этой части промокампании организаторы никогда не скрывали. И на нынешней церемонии главный редактор Милена Орлова со сцены поблагодарила редакцию за сплоченность и выбор и напомнила, что премия не состязание, а всего лишь повод вспомнить наиболее впечатляющие моменты, связанные с прошлогодней жизнью российской арт-сцены. Поминать былое собрались около восьмисот человек из числа музейщиков, галеристов, коллекционеров и светских персонажей, которых премия последовательно приучает не только к вернисажам, но и к рядовым походам в музей.

Первым за статуэткой — скрещенными в знаке победы Биг-Беном и Спасской башней работы Сергея Шеховцова — на сцену вызвали художника, архитектора и дизайнера Юрия Аввакумова. Он стал лауреатом в номинации «Книга года» за монументальный альбом-исследование «Бумажная архитектура: антология», вышедший в издательской программе музея «Гараж». Выбор в этой категории был для редакции газеты, вероятно, самым сложным: в шорт-листе было два других не менее трудоемких и сильных исследования — книга Елены Осокиной «Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусской живописи, 1920–1930-е годы», практически детектив о приключениях икон в первые годы советской власти, и роскошное издание «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» Наталии Семеновой, автора вышедшей ранее монографии о собрании Сергея Щукина.

Самой необычной остается номинация «Реставрация года»: «теневых» героев искусства и фактически спасителей артефактов довольно редко отмечают в публичном поле. Музеи Московского Кремля, пожалуй, первыми в большом объеме и подробностях начали рассказывать о кропотливом труде реставраторов, показывать их лица и работу в вирусных видео в соцсетях и, более того, посвятили им целую выставку «Хранители времени», прошедшую летом и осенью прошлого года. Именно эта музейная работа и стала победителем.

Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов (слева) и гениректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина
Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов (слева) и гениректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ


С формулировкой «за филантропическое постоянство в меняющемся мире» в номинации «Личный вклад» был премирован бизнесмен и меценат Владимир Потанин. Деятельность его благотворительного фонда фактически ежегодно упоминается на премии, а в ушедшем году он не только продолжил финансирование образовательной программы о российском искусстве в парижском Центре Помпиду, но и помог Третьяковской галерее, как когда-то Эрмитажу, создать собственный эндаумент-фонд для покупки произведений в коллекцию, куда отправил и первый взнос в размере 100 млн руб.

Премии в двух главных номинациях — «Музей года» и «Выставка года» — фактически оказались в одних руках волей недавно ушедшего в отставку правительства: летом 2019 года Минкульт объявил о присоединении к ГМИИ им. А. С. Пушкина Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Последний, а точнее, филиал ГЦСИ в Екатеринбурге выступал организатором Уральской индустриальной биеннале, которую редакция газеты решила поощрить за выставку «Бессмертие». Ее куратором была Шаоюй Вэн, приславшая на церемонию видеообращение, где сетовала на свое китайское гражданство: из-за него, точнее из-за коронавируса, ей отказали во въезде в Россию. А за совокупность заслуг, от запуска масштабной молодежной программы «Пушкинский.Youth» до фантастически увлекательной и уже привычно смелой выставки «Щукин. Биография коллекции», был отмечен сам ГМИИ, директор которого Марина Лошак в паре с телеведущим Иваном Ургантом провели, пожалуй, лучший перформанс церемонии.


Другие статьи

Масштабная уборка заповедника
09 августа 2022
Маяк дельты
Масштабная уборка заповедника
В Кавказском заповеднике стартовала вторая волонтерская смена «Школы фонда Потанина»
09 августа 2022
Официальный сайт Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г.Шапошникова
В Кавказском заповеднике стартовала вторая волонтерская смена «Школы фонда Потанина»
​В нацпарке завершилась вторая волонтерская экспедиция фонда Потанина
08 августа 2022
Официальный сайт Национального парка «Красноярские Cтолбы»
​В нацпарке завершилась вторая волонтерская экспедиция фонда Потанина
СТИПЕНДИАТЫ ФОНДА ПОТАНИНА ПОМОГЛИ АСТРАХАНСКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ
05 августа 2022
Официальный сайт Астраханского государственного заповедника
СТИПЕНДИАТЫ ФОНДА ПОТАНИНА ПОМОГЛИ АСТРАХАНСКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ
Фонд Потанина назвал победителей конкурса «Точка опоры»
05 августа 2022
Агентство социальной информации
Фонд Потанина назвал победителей конкурса «Точка опоры»
В Даурском высадился десант волонтеров Фонда Потанина
01 августа 2022
Официальный сайт Даурского Государственного природного биосферного заповедника
В Даурском высадился десант волонтеров Фонда Потанина
«Дело — в людях!»
01 августа 2022
Официальный сайт администрации Тотемского района
«Дело — в людях!»