Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Музейный переворот: Оксана Орачева о современном музее и открытости

В Калининграде прошла презентация проектов-победителей музейных программ благотворительного фонда Владимира Потанина. Напомним, что в этом году пять местных музеев получили шесть грантов в таких программах, как «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Музейный десант» и «Музейный гид». «Афиша Нового Калининграда.Ru» встретилась с генеральным директором Фонда Оксаной Орачевой и поговорила о том, как современные музейные программы меняют культурную ситуацию в регионах, что сегодня означает понятие «современный музей» и чем замечательны калининградские проекты.

Текст материала

В Калининграде прошла презентация проектов-победителей музейных программ благотворительного фонда Владимира Потанина. Напомним, что в этом году пять местных музеев получили шесть грантов в таких программах, как «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Музейный десант» и «Музейный гид». «Афиша Нового Калининграда.Ru» встретилась с генеральным директором Фонда Оксаной Орачевой и поговорила о том, как современные музейные программы меняют культурную ситуацию в регионах, что сегодня означает понятие «современный музей» и чем замечательны калининградские проекты.

— Оксана Ивановна, музейные программы благотворительного фонда Владимира Потанина существуют с 2003 года. За всё это время вами были поддержаны более двухсот музейных проектов из сорока регионов страны. Можно ли за всю историю существования программы проследить некую тенденцию: как меняются из года в год заявки, поступающие на конкурс, как меняются интересы музеев?

 

— Динамика, конечно, есть. Мы можем наблюдать ее хотя бы по тому, что заявки, поступающие на конкурс, из года в год разные. Когда мы только начинали заниматься программой в 2003 году, проектная деятельность среди музеев была не распространенным явлением. Для региональных площадок эта ситуация вообще была принципиально новой. Мало кто знал, что такое проектная деятельность, как подступиться к проекту, как вообще найти идею и финансирование под нее.

 

А благодаря программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в самых разных музеях по всей стране выросла целая команда проектировщиков — людей, которые могут не только придумывать, но и реализовывать музейные экспозиции и оригинальные решения для музейных пространств. И многие вещи, которые мы специально продвигали внутри программы (например, наличие партнерской составляющей проекта), прижились. Кроме того, мы замечаем, как тот или иной проект начинает активно вовлекать в музей местное сообщество, и это не может не радовать.

 

— Если говорить о проектах-победителях из Калининграда и области, мне кажется, что несмотря на разные концепции, в целом они практически об одном и том же: об истории места, которая рассказывается через частные истории людей. Иногда, как, например, в случае с проектами «Открытка из Кёнигсберга» или «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи», это та история, которая в советское время была здесь некой фигурой умолчания. Каким вы видите потенциал этих проектов?

— Всего из Калининграда и области на конкурс поступили 29 заявки, и экспертное жюри отметило их высокий уровень. Конечно, каждый проект от каждого города самобытный. Калининград не исключение. Это самобытный город с самобытными проектами, которые, в свою очередь, имеют большой потенциал развития не только среди местных жителей, но и среди туристов. Проекты-победители довольно разные, но они, как вы отметили, объединены одной проблематикой.

Вот мы говорим о проекте «Открытка из Кёнигсберга: антропология быта». Но ведь он не только об истории и открытка�, он, прежде всего, о людя�, которые эти открытки отправляли. И все калининградские проекты не навязывают какой-тоодин определенный взгляд, а предлагают всем вместе ответить на ряд вопросов. Что такое Кёнигсберг? Что такое Калининград? Кто мы и что мы делаем в этом месте? Частью какого мира мы являемся?

Калининградские проекты объединяют между собой и прошлое, и настоящее, что кажется мне очень важным, причем важным не только с точки зрения привлечения туристов. Туризм — это всего лишь следствие. Понятно, что любой музей хочет привлечь больше посетителей, но это желание не может и не должно быть задачей. Основная задача любого музея — это, прежде всего, хранение прошлого, а с другой стороны — работа на будущее. А туристы… Туристы помогут это поддержать.

Я всегда говорю о том, что проект не может появиться на пустом месте. Он не может появиться только потому, что кто-тозахотел его придумать. Если в проекте нет потребности на месте, если нет потребности вот в этой рефлексии, в вовлечении людей, то он не получит ни поддержки, ни развития. Здесь потребность в рефлексии очень велика.

баба2.jpg

 

— Фонд и программа и его Музейная программа стали работать в тот временной период, когда музейное сообщество в России (не хотелось бы говорить о столицах, ситуация с регионами более показательна) еще не отошло от шокового и травматичного опыта 90-х. И тут, в начале нулевых, этому сообществу предлагается пересмотр тех консервативных устоев: рентабельность, эффективность, интерактивность, социальная вовлеченность и так далее. На ваш взгляд, этот переход для музейщиков был сложным?

 

— Мне кажется, что такие кризисные ситуации, как середина девяностых, — это не только период потери финансов икаких-то идеологических ориентиров. Это еще и период очень больших возможностей. И перестройка у людей в сознании состоялась тогда, когда она стали видеть в наших программах не замену одного финансирования другим (тогда бы мы проводили совсем другие конкурсы и выделяли бы деньги, к примеру, на ремонт зданий или пополнение коллекций), а именно новые возможности. Мы предложили музейщикам попытаться решить свои проблемы с помощью проектного финансирования. И я могу сказать, что такое предложение себя оправдало.

 

Если мы посмотрим на результаты деятельности Фонда сейчас, то увидим, что многие музеи настолько втянулись в проектную деятельность, что стали центрами музейного развития с новыми технологиями подхода к своей деятельности. Смотрите, музеи в силу самых разных причин довольно часто переезжают — это уже довольно традиционная история. И у нас есть ряд примеров, которые показывают, что даже из такого переезда при проектном финансировании можно извлечь максимум пользы. Например, пермский краеведческий музей выиграл свой первый грант в тот момент, когда находился в стадии переезда из прежнего здания в дом Мешкова. И до сих пор сотрудники музея вспоминают, что тот грант дал им не только финансы. Грант дал им понять, что их деятельность нужна, важна и помогает думать о том, каким может стать старый музей на новом месте. Хотя ситуация и была трудной и тяжелой. А если говорить о реакции, то здесь все очень предсказуемо. Основная функция музея — это хранить.

Музей по определению должен быть консервативным, ему нужно сохранить то, что у него есть, и передать это дальше. Но при всем этом музей все больше и больше открывается миру.

Да, это сложный и тяжелый процесс, любые изменения, связанные с людьми и психологией, — это не дело одного дня. Но мы видим, как все постепенно меняется на наших глазах. Например, мы видим открытые музейные фонды, в которые можно прийти и посмотреть, как там все устроено.

баба3.jpg

 

— А что в вашем понимании значит фраза «современный музей»? Довольно много говорится об интерактивности, но хочу заметить, что порой в региональных музеях форма (допустим, те же самые планшеты в качестве навигаторов и так далее) подменяет содержание, и само наличие в экспозиции современных гаджетов не решает проблемы консервативного подхода к экспонируемым материалам и к самим идеям выставки.

 

 

— Если мы говорим о музее как об общечеловеческом понятии, то это то пространство, которое сочетает в себе две функции: функцию хранения и не менее важную функцию работы, направленной на развитие и изменение, то есть на будущее. И конечно,прежде всего, это открытый музей, заинтересованный в сотрудничестве с местным сообществом. И не важно, в большом или маленьком городе он находится.

 

Открытость может проявляться разными способами. Музей может создать на своем сайте онлайн-коллекцию произведений. Он может предложить более удобные часы работы, чтобы посетители смогли прийти на выставку после работы, а может создать такую атмосферу, которая затягивает. Музей начинается не с коллекции, а с порога, и много зависит от того, как вас встречают. Понятно, что чаще всего первыми в музее нас встречают охранники. Но потом мы все равно попадаем в зал, и здесь уже важно, как разговаривают с нами смотрители. Готовность каждого музейного сотрудника поделиться с тобой своим знанием — это важный элемент открытости, характерный для современного музея. Ты только оставляешь свои вещи в гардеробе, а с тобой уже начинают дружеский разговор о выставке. Или, наоборот, ты посмотрел выставку, идешь в гардероб, и вы начинаете обсуждать, что видели и что это было. Современный музей — это история про все это.

И, конечно, это музей, в котором интересно людям самого разного возраста. При том, что интересно им может быть по самым разным причинам, например они могут найти ответы на интересующие в данный момент жизни вопросы. Музей не навязывает свои ответы, как это было раньше, а предлагает найти их сообща.

 

Показательная ситуация еще и в том, что существенно меняется отношение к тому, пойти или не пойти в музей. С чем мы сталкивались раньше: в музей ходили три раза в жизни. Первый раз в школе на экскурсию привели, и человеку не понравилось, второй раз уже ставший взрослым бывший школьник привел своих детей, а в третий раз он уже привел своих внуков. Сейчас музей стал гораздо динамичнее и удобнее благодаря разным мелочам. Практически в любом современном музее есть вай-фай, кафе, сувенирный магазин. Но, конечно же, нельзя впадать в другую крайность — делать все ради развлечения посетителей. Нельзя превращаться в условный торговый центр, но можно использовать некоторые механизмы его работы.

  

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости
Вышли в людики