Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Музеи, которые нас изменили

Текст материала

Cовременный музей — не синоним мумификации

Мои друзья побывали в Мексике. О, мы знаем Мексику. Мы слыхали об ацтекских пирамидах, мы неравнодушны к бурритос (которые в московском метро долгое время продавали почему-то под видом безымянных блинчиков с анонимной начинкой); наиболее продвинутые среди нас отличают тихуанскую текилу от гвадалахарской. Мы знаем Мексику — в конце концов, мы перевидели множество мексиканских сериалов…

А знаете, что поразило моих друзей в этой чудесной стране более всего? Детский музей «Папалоте» в Мехико. Там можно увидеть, как рождается цыпленок из яйца в инкубаторе. Там можно облачиться в гигантский мыльный пузырь или при помощи тени удерживать на весу сыплющиеся камушки в специальной «теневой комнате». Там можно запустить посредством электролиза настоящую ракету или поиграть ногами на гигантской клавиатуре. То есть сделать однажды то, чего ты никогда не делал (и даже не знал, что это возможно). И всё, буквально всё можно потрогать руками. «Придется еще раз ехать, жить в гостинице возле музея и ходить туда неделю», — написали мои друзья в своем блоге.

Два дня трое англичан и один голландец поведывали нам о том, как преуспеть музею в свободном от государства плавании; как не дрейфовать, а осознанно двигаться от культуры зависимости к культуре возможности; как зарабатывать деньги самим — посредством национальной лотереи ли, примузейных магазинов, ресторанов или отелей (например, замок-музей Боделвидан в графстве Денбишир в Северном Уэльсе давно принимает желающих потусоваться с местными привидениями туристов на постой, ибо лучшее время призраков, как известно, «от заката до рассвета»); как пользоваться «микрофилантропией» и не забывать о партнёрстве, ибо «невозможно стать сильным, если все вокруг тебя слабые»; как заставить людей возвращаться в ваш музей, «ведь возвращаемся мы каждодневно в магазин за хлебом» (необходимо лишь почаще менять витрину)…

Между тем, в Москве, на Винзаводе (места знать надо!) под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина второй год подряд проходит фестиваль «Музейный гид», на котором представлены уникальные интерактивные проекты. Проекты, победившие в конкурсе Фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире». Проекты, рожденные в головах очень странных людей: они искренне верят в то, что современный музей — не синоним мумификации; что стоит приложить толику изобретательности, и в твой музей придут не только сбившиеся в кучу несчастные школьники под чутким классным руководством; что музей может быть и клубом, и местом по-настоящему острых переживаний.

Владимир Кулак из Нижнего Тагила привез уже нашумевшую в его родном городе экспозицию под названием «Солдаты. Soldiers. Soldaten»: участники Второй мировой — впервые без разделения на «свой-чужой» — представлены здесь своими письмами с фронта, озвученными молодыми актерскими голосами.


«Когда я вместе с моим братом Карлом, вскоре павшим под Минском, находился в 1943 году в отпуске на родине, матушка дала мне чётки и наказала мне не забывать о молитвах, когда я буду на русском фронте. С тех пор чётки стали моим талисманом и оберегом в самых жестоких боях на передовой линии… Талисман был всегда со мной, даже когда меня взяли в плен и поместили в лагерь для военнопленных «Рыбинск-259» на севере России. Мне удавалось утаивать чётки от чужих глаз, но однажды, русские их заметили. И тут произошла очень трогательная сцена. Этого я никак не ожидал. Русские затаили дыхание от растроганности и благоговения, а многие даже упали на колени и запричитали: “О, бошими! О, бошими!” — что означало: “О, Господи! О, Господи!” Они непременно хотели прикоснуться к чёткам и подержать их в руках хоть несколько секунд. С того дня они стали лучше относиться ко мне, а также и к другим военнопленным. Наверное, у русских было поначалу совсем другое представление о немцах. Они не думали, что мы тоже молимся. Для них мы были просто фашистами».

      Из воспоминаний Мартина Бухбергера (1922—2009, Австрия)

Главная же изюминка данной экспозиции — двойные фотопортреты, показывающие лица солдат до и после войны. Физиогномический аспект превратился в метафизический: русский, немец, француз, чех, американец, итальянец… спустились в ад и вернулись оттуда — живыми. Что произошло с ними там? Какую цену они заплатили за возвращение домой? Не нужно быть психологом, чтобы заметить дьявольскую разницу: как в лицах побежденных, так и в глазах победителей.

Одним из победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина стал проект «Сельский автобус 40-х годов — дорога к музею» Переславского железнодорожного музея. При помощи раритетных машин им удалось организовать настоящий ретроспектакль.

Ольга Локтева и Олег Николаев представили проект под названием «Путешествие в страну людиков», посвященный исчезающему народу, о котором знает далеко не всякий даже в родном для людиков Кондопожском крае Карелии: субэтносу, насчитывающему всего 5000 человек. Данная экспозиция — лучшее подтверждение того, что настоящий музей — это не просто работа однорукого галериста — это труд художника, дизайнера, фотографа, кинематографиста, звукорежиссера, светорежиссера, филолога-фольклориста, а если потребуется — иллюзиониста.


Помимо четырехчастной (по числу людиковских деревень) композиции, здесь построен плетень с записанными на бересте фрагментами карельских рун о кузнеце Ильмойллине; тут же лежит «поющий хомут» — для желающих послушать руны на языке оригинала; запись сделана в 30-е годы прошлого века. Вообще, все вещи на выставке можно слушать, осязать — например, попытаться отгадать назначение висящего предмета из быта людиков, — и даже обонять. А в центре экспозиции — шест, именуемый в народе «стожар», вокруг которого формируется стог (в качестве приятного бонуса — пьянящий запах сена).

«Традиционный человек всегда жил рядом с Осью, — комментирует представленное питерский фольклорист Олег Николаев. — Он не может выживать на периферии — свое место он должен осознавать как Центр. И кочевые племена, разбивая стойбище, устанавливали посредине жердь, которую так и называли — Ось Мира».

Современный музей должен провоцировать. Он должен удивлять, а главное — рассказывать человеку о другом, о том, что «ты не один», считает руководитель музейной программы Фонда Наталья Самойленко. То есть, в конечном счете — учить толерантности.

— …История у нас — это всегда то, что вытащили из пыльного шкафа. Сейчас же… я не знаю… сейчас уже можно писать историю гастарбайтеров в России. Это вот наша современная история…

— Знаешь, у нас же многие темы закрытые… Ну, никто ведь не признается, что двадцать лет у нас здесь трудятся мигранты. Двадцать лет — это часть истории вообще-то, это охрененный срок. А у нас это замалчивают, нас история — только до определенного момента. Например, никак не анализируется путинское правление, его первый срок, грубо говоря. А это уже часть истории.

— То есть появится, допустим, выставка «Быт гастарбайтера»?..

— Если бы этим занимались люди в Историческом музее; это ведь тоже — история Москвы. У них огромное помещение, они могли бы один или два зала посвятить современной истории России. И туда бы пошли.

— А ты бы пошла на «Быт гастарбайтера»?

— Я бы пошла, конечно.

— Ну, общество к этому еще не готово…

Это разговор из документального спектакля Театра DOC «“Проходимцы”, “принужденцы” и “второгодники”», представленного, нет — созданного в ходе Фестиваля «Музейный гид» (авторы — драматург Екатерина Бондаренко и режиссер Талгат Баталов).

«Нам кажется, что Музей может и должен касаться каждого из нас, потому что сегодня мы — носители Истории. И некоторые вытащенные из контекста вещи могут нам сказать гораздо больше о нас самих. Потому что везде, в любом искусстве, мы ищем ответ только на один вопрос: кто мы такие». В этих финальных словах — экстракт всего случившегося действа.

За сорок минут ребята показали пёстрый веер существующих ныне представлений о музеях вообще и российских в частности. От «музей — это кладбище» до пожелания уничтожить музейных экскурсоводов как класс. А под занавес — создали свой собственный музей, говорящими экспонатами которого стали такие предметы, как доставшаяся от японской туристки и потерявшая всякую форму шоколадка; или перепавший от мужчины из Сочи маленький блокнот с одной единственной записью: «Пойти на…».

<Мужчина из Сочи:>

— Честно говоря, не помню, что я собирался записать. Может быть, «пойти на… выставку»? Что еще может быть — «на»?!

Между тем, экскурсовод «нового типа», прекрасный Михаил Клецкий из Ростова-на-Дону все четыре фестивальных дня, словно медиум, брал зрителя за руку и приводил в свой Театр Изобретений. Его проект «Человек Изобретающий» — это принципиально новый музейный жанр: посетитель — под руководством проводника — может изобрести, например, собственные духи. Или — на худой конец — помаду: посредством анфлеража. Значение этого слова Михаил Ефимович вам разъяснит, а заодно играючи расскажет о таких великих парфюмерных изобретениях, как «одофон» или «аромапоэзия». И это лишь одна из многих «постановок» его «театра».


По-настоящему заинтересовать творческой работой можно лишь тогда, когда человек понимает всю «кухню», а не получает знания в виде разжеванных истин — таков главный принцип, лежащий в основе проекта «Человек Изобретающий».

Наконец, проект Юлии Мацкевич, музей, соединивший в себе Литературу и Историю: «Страна Гайдарика». Это стилизованный Чердак из повести Аркадий Гайдара «Тимур и его команда», где можно представить себя летчиком или парашютистом, покрутить штурвал тревоги (помните такой?) или передать сигнал на крышу при помощи морзянки. Со стороны крыши расположены три мансардных окошка, открыть которые можно только сыграв в одну из трех предложенных игр. Это (1) перелет вместе с Валерием Чкаловым через Арктику, (2) ликвидация аварии на Кировском заводе, или (3) спасение с дрейфующей льдины героических папанинцев.


Прошедший игру получает зашифрованную букву, открывает окошко и обнаруживает внутри… живую историю. Фотографию человека, чье детство прошло в те самые, 30-е годы прошлого века, когда жил и творил Аркадий Гайдар. Надев наушники, можно немедленно услышать голос человека с фотографии, его рассказ о том, как всё было на самом деле. В крохотном ящичке, рядом с фотографией — свернутые в трубочку полоски коричневой бумаги с цитатами из Гайдара. «Никого не бойся. Всё в порядке. Никто тебя не тронет, ты находишься под нашей охраной и защитой». Узнали?

Цитату можно унести с собой — на память о «Стране Гайдарике». В которой можно в любой момент очутиться снова — достаточно раскрыть книжку замечательного детского писателя.

Я рассказал далеко не обо всем, что увидел и услышал в ходе минувшего Фестиваля. Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» продолжается. Фавориты нынешнего года были представлены в бойком перформативном действе под названием «Печа-Куча».


Назову некоторые. «Иосиф Гамель и Темная комната» (Волгоград); «Анковский пирог, или Секреты усадебной кухни» (Музей-усадьба Л.Н Толстого «Ясная Поляна», Тульская область); «Мир — текст — музей» (Самара); «Се вид Отечества, лубок» (Вологда); «Фонари Москвы» (Москва); «Дом со львом» (село Поповка, Хвалынский район, Саратовской область)…

Возможно, какие-то из этих проектов мы увидим воплощенными на фестивале «Музейный гид — 2013».

Петр Расулов. "Частный корреспондент"

Источник

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище