Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Лариса Зелькова: «Фонды целевого капитала — это будущее»

Благотворительный фонд В.Потанина начал пилотную двухлетнюю программу «Целевые капиталы: стратегия роста». О том, что удалось сделать за 5 месяцев, в интервью «Филантропу» рассказала Лариса Зелькова, генеральный директор Фонда.

Текст материала

«Филантроп» уже рассказывал, что Благотворительный фонд В.Потанина начал пилотную двухлетнюю программу «Целевые капиталы: стратегия роста». О том, что удалось сделать за 5 месяцев, в интервью «Филантропу» рассказала Лариса Зелькова, генеральный директор фонда. 

Программа направлена на развитие в России фондов целевого капитала (эндаументов) как социальной и благотворительной институции. Партнеры – Российская экономическая школа (РЭШ) и Форум Доноров. Программа стартовала 2 июля. На конкурсной основе были выбраны 24 человека, которые в течение 2 лет пройдут в РЭШ специальный образовательный курс. Все они — из НКО, имеющих или собирающихся образовывать эндаументы.

На конкурс поступили заявки из  34 организаций. Как вы оцениваете количество участников? Вы ожидали больше или, напротив, меньше заявок? 

34 организации – это очень оптимистичный наш сценарий. Учитывая, что в России существует чуть более 80 фондов целевого капитала и далеко не все из них готовы к публичному сбору денег. Наша программа интересна тем, что мы не только хотим помочь эндаументам развиться и найти новые источники ресурсов, но еще и научить их обращаться к широкой публике: искать доноров не только среди очень богатых и состоятельных филантропов, но и стремиться привлекать массового жертвователя. Безусловно, это самая трудоемкая, кропотливая, но и самая эффективная работа.

Да, но пока мало кто это хорошо умеет делать. Фонды помощи научились, больше – почти никто…

Совершенно верно. Главное, что у нас люди пока не готовы жертвовать не на конкретную проблему, не на лечение конкретного ребенка. Это всегда очень эмоционально приятно: сделал хорошее дело, чувствуешь себя человеком, который поучаствовал в чем–то нужном, важном. Но формирование капиталов даже в социальной благотворительной сфере пока не выглядит как востребованная, важная миссия. И это тоже тормозит активность жертвователей. Мне кажется, что каждый фонд с этим сталкивается, и общая задача состоит в том, чтобы начать большую разъяснительную, пропагандистскую работу. О том, что фонды целевого капитала – это будущее, и они могут стать фундаментом для тех организаций, которые, конечно, все равно будут вынуждены собирать деньги на решение прямых проблем. Но как это существует в странах с развитой филантропией? Как правило, если у некоммерческих организаций — как в области культуры, так и в социальной сфере — есть эндаумент, то доходы от него покрывают порядка 30–40% их бюджета. К примеру, в Принстоне с помощью эндаумента покрывается 47% расходов, в Гарварде – 38%. Это нормальная практика.  А у нас пока размеры наших благотворительных капиталов настолько невелики, что доходы от их управления покрывают только очень небольшой процент бюджета организаций. Это дорога долгая, и осилит ее идущий.

Вы, среди прочего, будете учить представителей организаций пропагандистской работе: как объяснять людям, зачем нужны эндаументы, почему нужно туда давать деньги?

Да. Как работает наша программа: мы сначала оповестили организации, имеющие целевые капиталы или собирающиеся их создавать, о том, что они могут представить на конкурс свои программы массового сбора пожертвований. 34 организации нам прислали концепции – идеи, как они хотели бы это делать, сколько денег собрать, на что и т.п. Мы выбрали из них 24, которые нам показались наиболее проработанными, продуманными и главное – реалистичными. Люди берут на себя риск по организации сбора частных пожертвований,  и проект должен быть адекватным их возможностям. Потому что пока сами НКО до конца не понимают, зачем им нужен эндаумент, действительно ли это эффективный для них инструмент привлечения доноров, средств и т.д. Теперь у 24 сотрудников  НКО есть возможность пройти специальную образовательную программу в РЭШ, которая их научит работать с целевыми аудиториями, научит не только правильно объяснять свои цели, но и активно взаимодействовать, вести информационные, рекламные кампании, просветительскую работу. Надеюсь, это окажется эффективным. Они должны будут свои программы реализовать, и по итогам нескольким лучшим организациям Владимир Потанин намерен выделить дополнительные средства, чтобы всячески их поощрить за активную работу.

В качестве одного из критериев отбора вы назвали реалистичность проектов. Скажите, чем еще руководствовался экспертный совет, выбирая кандидатов?

Мы смотрели на устойчивость тех организаций, которые нам подали заявки – что за бэкграунд стоит за ними. Как можно оценить намерение? – по адекватности плана и предыдущему опыту. Понятно, что не все Фонды целевого капитала могут похвастаться уже проведенной работой по привлечению средств в капитал. Кто–то еще только зарегистрировал фонд, и денег еще практически в него не привлек. Но, как правило, эндаумент создают либо на базе существовавшей до этого некоммерческой организации, у которой есть опыт, либо с привлечением людей, которые имели такого рода успешные проекты. Важны 2 аспекта: внятное, понятное, вдумчивое объяснение намерений и предыдущий опыт, история организации.

Много было таких, которые еще только планируют создавать эндаументы?

Примерно треть заявителей – новые участники. И примерно такая же пропорция среди тех, кто прошел конкурс.

50% организаций, подавших заявки на участие в проекте, работают в сфере поддержки образования. Значит ли это, что большинство существующих эндаументов создано именно в этой сфере? Это, вероятно, в основном вузы?

Да, это, в основном, российские университеты. Строго говоря, пропорция, выявившаяся в нашем конкурсе, иллюстрирует ту пропорцию, которая существует вообще в многообразии российских фондов целевого капитала. Основные создатели эндаументов сегодня — университеты. Они очень активно принялись это делать и один из первых – эндаумент МГИМО — был «зажигателем» этой темы. Мы думаем, что это связано, прежде всего, с тем, что университеты понимают, как им работать с целевой аудиторией. Их целевая аудитория – это выпускники и сегодняшние студенты. Доступ к этим аудиториям у них есть, что позволяет им применить для себя самих технологии сбора средств, существующие в мире. И это очень хорошо, потому что им не нужно изобретать велосипед.

На  втором месте — 20% — организации, работающие в социальной сфере. Что это за организации, могли бы вы рассказать о них?

Организации самые разные. Есть правозащитные, музейные – Петергоф и Эрмитаж, – организации, занимающиеся поддержкой инвалидов, детей. Но это не те организации, которые собирают пожертвования на лечение или решение каких–то конкретных проблем. Это организации, которые решают системные задачи. Мы надеемся по ходу развития нашей программы и по мере реализации ими своих проектов активно о них рассказывать, потому что важный аспект программы – это продвижение ФЦК.

Понятно. Сегодня большинство людей вообще не знают, что это такое. И, если про ВУЗы еще как–то что–то понятно, то про остальные организации – совсем нет… По условиям конкурса уже на старте у человека должен быть фандрайзинговый проект, который он будет доводить до совершенства в процессе учебы. Какие проекты показались вам наиболее интересными?

У меня есть любимая история, которая, может быть, не столь оригинальна, но для меня это символ того, что наше дело правое. Это история создания эндаумента «Наш исторический». Так вышло, что собралась группа активных выпускников исторического факультета МГУ. Без какой–либо поддержки официальных институций университета они учредили свой собственный эндаумент, для того чтобы выплачивать стипендии студентам и молодым ученым, которые сегодня на истфаке занимаются наукой, считая, что есть очень большая брешь в поддержке молодых и одаренных. Мне очень близок такой неравнодушный подход, когда люди не ждут, что кто–то им сделает эндаумент, что раскачается МГУ, что кто–то об этом задумается из тех, кому по долгу службы положено и т.п. Я считаю, что на неравнодушных людях держится прогресс, движение вперед. Это самый главный  ресурс, который мы можем инвестировать в решение любой проблемы. И для меня это пример, что у нас в стране не все потеряно, что есть люди, которым не все равно, которые говорят: «давайте попробуем». Без какой–либо формальной официальной поддержки.

Меня порадовало, что обширна география — 36% заявок поступила из регионов (Екатеринбург, Иркутск, Казань, Новосибирск, Пенза, Пермь, Ростов–на–Дону, Сочи, Томск, Улан–Удэ и Якутск). Отрадно, что не только столицы начинают осваивать эндаументы. Можно выделить что–то специфическое в проектах региональных участников? Или же, если ВУЗы, то они и в Якутии — ВУЗы?

Я думаю, что здесь не бывает чудес: как правило, на конкурс подают заявки организации, где есть жизнь — активная, современная. Люди хотят пробовать новое, и им, конечно, трудно, потому что это путь первопроходца. Все, кто сегодня создает эндаументы и учится собирать в них деньги – это люди, которые тратят свое время, силы и другие ресурсы на не очень пока опробованную систему, на новые подходы. Этим занимаются те, кто в общем и так достаточно силен — хорошие университеты, хорошие НКО, интересные музеи, где есть активная жизнь, где собираются неравнодушные люди, где есть команды. Такого не бывает там, где все гниет, и ничего не происходит. В этом смысле любая организация, которая к нам пришла, уже заслуживает внимания — того, чтобы про нее знали. Уже понятно, что это люди, которые стремятся к новому.

И все–таки, например, из Улан–Удэ – это вуз, музей или какая–то другая организация?

Из Улан–Удэ есть и восстановительно–оздоровительный центр, и…  Но давайте мы лучше по–другому сделаем. Участники сейчас прошли первый образовательный модуль и должны в конце декабря представить свои доработанные проекты. Мы будем рассказывать о них обязательно, просто пока чуть–чуть преждевременно. Они получили первые знания, плюс у них была возможность пообщаться друг с другом, с экспертами, которые читали курсы. Это такой питательный бульон, в который мы их запустили, и должен быть эффект очень скоро.

Первый учебный модуль был в ноябре. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.

Мне очень понравилось, как работали наши участники. Все они были очень заинтересованы в том, чтобы что–то послушать. Я такой обратной связи — о выступлениях экспертов, о презентации их собственных проектов друг другу – давно не видела. 24 человека, которые, кроме заботы о своем личном успехе, хотели делиться с другими, помогать. Это хороший способ развить не только свою собственную историю. Самое эффективное, когда собирается команда, в которой нет конкуренции. Одно дело, когда организации конкурируют за деньги отдельно взятого богатого человека — там жесткое расталкивание локтями. Но если у тебя тысячи доноров, у тебя другая конкуренция – за способность быть адекватным, давать хорошую обратную связь, уметь заинтересовать. Но это не один и тот же пирог, который нужно разделить на всех. Это конкуренция идей и возможностей, и это очень здорово развивает всех. Потому что очень легко быть самым лучшим, когда других нет. Труднее быть лучшим, когда есть среда, но и легче, потому что тебя среда поддерживает. Это как в спорте – спарринг партнер всегда безусловно важен. И здесь тоже: когда рядом есть люди, которые делают что–то хорошо и у них это получается, ты же можешь примерить это к себе, использовать их опыт для своих  проектов. Это чрезвычайно важно. Мы настроены на то, чтобы эту среду развивать. 

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света