Назад

Как выглядит современный руководитель НКО — исследование

Исследование «Современный руководитель НКО: знания, навыки, компетенции» проводилось по заказу Благотворительного фонда Владимира Потанина. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования в Центре «Благосфера» в Москве.

Изучение НКО-сектора все время приводило к теме профессионализма сотрудников некоммерческих организаций, отметила Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина. Теперь благодаря работе ВЦИОМ составлен полный портрет современного руководителя НКО.

Результаты исследования оставят в открытом доступе.

Кто участвовал в исследовании

С декабря 2021 года по июль 2022-го ВЦИОМ провел 35 интервью с экспертами НКО-сектора и 420 опросов руководителей российских некоммерческих организаций.

ВЦИОМ опросил руководителей НКО из всех восьми федеральных округов РФ. 30% — из Сибирского федерального округа, 22% — из Приволжского, 14% — из Уральского. Удалось поговорить с представителями НКО из городов-миллионников, средних и малых городов и сёл.

Чаще всего (92%) респонденты занимали только руководящую должность в НКО, но были и те, кто одновременно был и учредителем организации, и работал как бухгалтер, фандрайзер, социальный работник, юрист или маркетолог.

32% — руководители НКО со штатом до пяти человек, 19% — НКО с 6-10 сотрудниками и 18% — со штатом более 20 человек. У 17% опрошенных вообще не было штатных сотрудников в организации.

При этом в большинстве случаев (37%) НКО привлекала более 20 волонтеров к своей работе за последний год. Годовой бюджет большинства опрошенных (45%) — до 3 млн рублей.

Какой он — руководитель НКО

Среди руководителей НКО 67% женщин и 33% мужчин. 38% — в возрасте от 45 до 59 лет. Молодых руководителей — 22-34 года — только 9%.

Больше всего среди руководителей НКО людей с высшим образованием, окончивших специалитет и магистратуру, — 67%. У 15% — среднее специальное образование, 12% окончили бакалавриат, 5% — кандидаты наук, 1% — доктора наук.

У 72% руководителей НКО образование общественно-гуманитарного профиля. Техническое образование получили 26% руководителей НКО, естественно-научное — 12%.

У 54% респондентов есть сертификат или диплом в сфере управления. А у 55% был опыт управления в коммерческой организации.

Руководителей НКО спрашивали, как они оценивают свою роль в организации. 28% считают себя управленцами, 24% — идейными вдохновителями. И в той, и в другой роли видят себя 38% опрошенных руководителей НКО.

Исследователи выявили, что более опытные руководители НКО чаще видят себя идейным вдохновителем. Руководители НКО со штатом от 20 человек чаще считают себя управленцами.

Что должны знать и уметь руководители НКО

У респондентов спросили, насколько они довольны собственными компетенциями для руководства организацией. В целом опрошенные оценивают себя на 7-10 баллов, где 10 — полностью доволен. Балл выше у руководителей, занимающих должность 21 год и более.

Среди ключевых для руководителя НКО областей знаний респонденты называли менеджмент (38%), экономику и финансы (18%). 17% отметили, что важно знание законов, 13% — высшее образование и общая грамотность.

Из личных качеств, значимых для руководителя НКО, лидирует способность понимать своих сотрудников — так ответили 26% респондентов. Следом идут навыки коммуникации и ведения переговоров, психологическая устойчивость, мотивация, лидерские качества.

По мнению опрошенных экспертов, в первую очередь руководители НКО должны понимать особенности сектора в целом, знать свою предметную область, уметь выстраивать продуктивные отношения с людьми, управлять персоналом и владеть стратегическим и операционным менеджментом.

Что нужно совершенствовать

Руководителей спрашивали, какие навыки, знания и компетенции они хотели бы получить или усовершенствовать. В первой пятерке — менеджмент, в том числе бизнес-планирование, привлечение ресурсов и партнеров, управление персоналом, знания в области бухгалтерии и финансов, навыки взаимодействия с государством.

Наиболее эффективной формой обучения руководители НКО считают курсы повышения квалификации (67%), практику (63%) и короткие курсы, семинары (44%). Более качественными и удобными считают вебинары, семинары и стажировки, преимущественно в смешанном формате (и онлайн, и офлайн), продолжительностью до одного месяца.

Презентация результатов исследования опубликована на сайте Благотворительного фонда Владимира Потанина.


ИсточникАгентство социальной информации

Другие статьи

Фонд Потанина объявил конкурс «Спорт для всех»
25 ноября 2022
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил конкурс «Спорт для всех»
ФОНД ПОТАНИНА ПРЕДСТАВИЛ ДАЙДЖЕСТ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА «ЗАПОВЕДНОЕ ПОСОЛЬСТВО»
20 ноября 2022
Благотворительный просветительский фонд содействия сохранению природного и ассоциированного с природой культурного наследия «Заповедное Посольство»
ФОНД ПОТАНИНА ПРЕДСТАВИЛ ДАЙДЖЕСТ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА «ЗАПОВЕДНОЕ ПОСОЛЬСТВО»
Форум «Музейный гид-2022»
03 ноября 2022
Агентство социальной информации
Форум «Музейный гид-2022»
Фонд Потанина подготовил новые методические материалы в помощь НКО
27 октября 2022
Агентство социальной информации
Фонд Потанина подготовил новые методические материалы в помощь НКО
Фонд Потанина открыл прием заявок на стипендиальный конкурс 2022/23
25 октября 2022
Агентство социальной информации
Фонд Потанина открыл прием заявок на стипендиальный конкурс 2022/23