Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Гранты сотрудникам Эрмитажа: стимул для развития

7 декабря, в день рождения Эрмитажа, Благотворительный фонд Владимира Потанина уже в десятый раз вручает гранты лучшим сотрудникам всемирно известного музея.

Текст материала

7 декабря, в день рождения Эрмитажа, Благотворительный фонд Владимира Потанина уже в десятый раз вручает гранты лучшим сотрудникам всемирно известного музея. Точнее, в этот день по традиции проходит церемония вручения дипломов победителям конкурсов фонда 2015 года. Индивидуальные поощрительные гранты в размере 50 тыс. рублей в этом году уже получили 50 сотрудников Эрмитажа, а также 24 сотрудникам выделены гранты на научные поездки и стажировки, размер каждого из которых варьируется от 40 до 200 тыс. рублей.

Церемония вручения грантов фонда Потанина 7 декабря 2014 года в Эрмитажном театре. Фото: Наталья Дорошева

Церемония вручения грантов фонда Потанина 7 декабря 2014 года в Эрмитажном театре. Фото: Наталья Дорошева

Взаимоотношения предпринимателя Владимира Потанина и его частного фонда с Эрмитажем имеют богатую историю. Начиная с 1990-х годов, Владимир Потанин активно помогает музею. Так, в рамках проекта «Большой Эрмитаж» отреставрирована Колесница Славы, без которой невозможно представить классический образ Дворцовой площади. Меценат вкладывал деньги в не менее яркие международные выставки. В 2002 году Потанин пожертвовал необходимую сумму для выкупа картины Казимира Малевича «Черный квадрат» из частной коллекции. Сегодня картина передана в государственную часть фонда России и закреплена за Эрмитажем на правах оперативного управления. А в 2011 году по инициативе Владимира Потанина был создан эндаумент-фонд Эрмитажа, который стал одним из первых фондов целевых капиталов в России и на сегодняшний день является самым большим в музейной сфере. Потанин первым пожертвовал в него 5 млн долларов.

Существуют также совместные программы фонда Владимира Потанина и Эрмитажа. В 2005 году стартовала программа поддержки тех музейных специалистов, которые внесли наиболее заметный вклад в работу музея в текущем году. Ежегодные гранты получают не только люди, которые профессионально занимаются хранением и реставрацией музейных коллекций, но и сотрудники юридических и финансовых служб, специалисты в области современных мультимедийных технологий и многие другие. Цель долгосрочной программы – развитие кадрового потенциала музея, усиление социальной защищенности сотрудников, создание условий для их творческой работы. С 2005 по 2015 годы по этой программе выделено 900 грантов.

В 2010 году фонд учредил ещё одну программу для Эрмитажа – гранты стали выдаваться на научные поездки и стажировки перспективных специалистов в крупнейшие музейные центры мира. За это время гранты получил 161 специалист.

За цифрами всегда хочется рассмотреть лица. Кто эти люди, и чем они отличились в своей работе? Вообще, чем живут, о чём думают специалисты крупнейшего музея мира, который в прошлом году отметил 250-летие? Наш корреспондент Наталья Дорошева съездила в Эрмитаж и пообщалась с победителями конкурсов.

Ладомир Зелинский. Фото: Наталья Дорошева

Ладомир Зелинский. Фото: Наталья Дорошева

Ладомир Зелинский, менеджер Молодёжного образовательного центра Государственного Эрмитажа

Получил грант за просветительскую работу среди молодёжи, посвящённую современному искусству.

В 2014-2015 учебном году в составе Студенческого клуба Эрмитажа Ладомир руководил секцией «Актуальные художественные процессы». Под его началом студенты учились не только понимать современных художников, но и сами придумали и презентовали технологии видеофиксации перформансов.

Молодежный образовательный центр Эрмитажа – это новое музейное пространство, где создаются образовательные и культурные программы для студентов Санкт-Петербурга и других городов. Здесь не боятся экспериментов: программы включают как традиционные лекции по истории и теории искусства, мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, так и новые формы обучения. Студенты, кстати, посещают тематические секции на бесплатной основе.

Ладомир Зелинский окончил философский факультет СПбГУ, кафедру музейного дела и охраны памятников, которую возглавляет М. Б. Пиотровский. Его дипломная работа была посвящена проблемам перформансов и современного искусства, тому, как можно музеефицировать, показывать эфемерное искусство в музее. Сразу после окончания вуза в 2013 году он начал работать в Молодёжном центре Эрмитажа – и занялся именно тем делом, которому посвятил годы учёбы. Возглавив секцию актуального искусства, молодой преподаватель в первом семестре преподавал историю перформанса и искусства XX века, а во втором – вместе со студентами проектировал их собственные перформансы.

– Мы создавали перформансы на актуальные темы, а затем наиболее интересные сняли на видео, – рассказал Ладомир. – Притом, что у каждого из произведений была какая-то своя идея, все они соответствовали заданной теме: «Должны ли мы быть безжалостными цензорами самих себя?». Название взято из тезисов о современном искусстве французского философа Алена Бадью. Должен ли художник быть строгим цензором по отношению к самому себе, или можно всё пустить на самотёк – как идёт поток мысли, так себя и выражать? Работы получились разные. Презентации мы проводили не один раз, в том числе и за пределами Главного штаба Эрмитажа, выложили несколько перформансов на Youtube. Что приятно – недоумения у зрителей это не вызывало.

Каждый из студентов, выполняя задание, смог почувствовать себя художником: либо автором перформанса, либо моделью, либо ассистентом, либо оператором. В процессе творческого самовыражения те 15 человек, которые доучились до конца года, объединились в дружный коллектив, ребята продолжают общаться и сейчас – по окончании проекта. А Ладомир набрал новый курс, сейчас у него учится около 40 человек.

– Мы хотим заниматься исследованием перформансов и каждый год знакомить слушателей с новыми концепциями актуальных художественных процессов, – делится своими планами Ладомир. – И стремимся к тому, чтобы люди привыкали к такому явлению в современном искусстве, как перформанс, находили его достаточно важным. На Западе уже около 30 лет активно преподают эту тему, у нас же пока она остаётся малоизученной, но я надеюсь, что ситуация изменится. А ещё я надеюсь, что всё изменится именно в контексте Петербурга. Потому что в Москве есть «Гараж» и прочие пространства, которые занимаются популяризацией современного искусства. В Петербурге с этим дело обстоит чуть хуже. Но всё-таки хорошо, что всё это делается не в рамках какой-нибудь частной институции, а в стенах Эрмитажа.

В работе Ладомира всегда привлекала свобода творчества, возможность самому развиваться и помогать другим. Кстати, в свободное от Эрмитажа время Ладомир сам создает аудиовизуальное искусство, объединяя диджейство и видео-арт! Любовь к искусству ему привили родители, которые даже назвали его в честь поэмы «Ладомир» Велимира Хлебникова. Так что интерес к футуризму и авангарду, можно сказать, у него в крови.

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

Анастасия Теплякова, временно исполняющая обязанности главного хранителя Отдела Востока Государственного Эрмитажа

Получила грант на стажировку во французском городе Лионе, в Международном центре изучения древних тканей, который существует на базе Исторического музея Лиона.

Научный сотрудник Анастасия Теплякова работает со средневековыми тканями. Предмет её исследования и хранения – текстильные археологические памятники монгольского периода (от XIII до XV вв.), найденные на территории Золотой Орды.

Место стажировки было выбрано не случайно: в Лионе находился старейший центр текстильного производства, история которого исчисляется с XVI века. В 1954 году, чтобы сохранить традиции производства, обучения и описания тканей, в Лионе был создан исследовательский и образовательный центр. Попасть сюда на учёбу – мечта многих реставраторов и хранителей тканей. Ежегодные технические курсы настолько востребованы, что запись на них ведётся на годы вперёд. Это притом, что большинство специалистов приезжают учиться на средства грантов. В конце августа – начале сентября 2015 года Анастасия Теплякова прошла первую часть курса в числе 16 музейщиков, съехавшихся со всех уголков Европы.

– Главное, чему я научилась в Лионе – это методике определения ткани и работы с ней, – рассказала Анастасия. – Часто, когда видишь ткань в коллекции музея, ты не понимаешь, как к ней подступиться. Нас учили определять материал, не нося его в физико-химическую лабораторию, а что называется органолептическим методом, то есть, смотря, пробуя, изучая отдельные нити. Мы учились определять направление ткани по основе и по утку, отличать лицевую поверхность от изнанки, правильно составлять досье – не только атрибуцию, датировку, сохранность, но и структуру переплетения, на каком ткацком станке она могла быть создана. Каждый день мы работали с 9 утра до 6 вечера, и за эту практику я изучила порядка 100 образцов тканей, нам дали около 50 современных образцов с собой – они были сделаны специально для курсов. Но нам также приносили и показывали реальные исторические ткани, рассказывали, как они производились, как их правильно описывать, изучать и т. д. Кроме того, я привезла большое количество сопроводительного материала, который до сих пор разбираю. Учёба стала хорошей базой, которая дала мне толчок к развитию. Теперь мне существенно легче читать литературу на иностранных языках и понимать, наконец, что кроется под теми или иными терминами. Могу заниматься своими исследованиями, основываясь на полученных знаниях. Вообще я вернулась с большим энтузиазмом. Сейчас закончила научную статью, которая выйдет в следующем сборнике Государственного Эрмитажа. В январе 2016 г. на ежегодных чтениях памяти В. Г. Луконина мы с коллегой планируем делать доклад о коллекции египетского шёлка из собрания Государственного Эрмитажа. И, несмотря на большое количество проектов, в которых я участвую, я надеюсь, что скоро закончу кандидатскую диссертацию по тканям.

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

Анастасия Теплякова. Фото: Наталья Дорошева

В Эрмитаж Анастасия пришла работать в 2002 году, будучи студенткой вечернего отделения исторического факультета СПбГУ. Первокурснице дали место лаборанта в Отделе Востока и предложили заниматься тканями, найденными в археологических раскопках на территории Золотой Орды. Тема так увлекла девушку, что по этим тканям она и защищала диплом.

Историк искусства Анастасия Теплякова считает, что общение с тканью открывает особый мир. Один небольшой лоскуток может рассказать историю завоеваний и торговых отношений, высокой дипломатии и рискованных авантюр (если вспомнить, к примеру, как из-за шёлка западные купцы оказывались на Востоке).

– Политико-экономическое значение того же шёлка можно сейчас сравнить с экспортом нефти, – говорит Анастасия. – Из-за него начинались войны, умелых ткачей завоеватели насильно перемещали с захваченных территорий на свои земли. Обладать дорогими шелками с золотой нитью и производить такие ткани при дворе желали многие правители, мода на эти ткани распространилась по всей Евразии, достигнув и Западной Европы. Отчасти происходившее в XIII-XIV веках сравнимо с золотой лихорадкой XIX века. Вот такие вещи я вижу, когда изучаю ткани. Ещё мне нравится в моей работе сочетание различных дисциплин. Это и искусствоведение, и археология, и источниковедение, и  история, объединяющая все эти аспекты, плюс физика, химия, математика – в частности, геометрия рисунков и переплетений. Так что ткани – это удивительный мир, существующий на стыке различных дисциплин. И мне нравится его открывать.

 

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света