Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева — о креативной экономике, сотворчестве и умении оставаться собой

В рамках 5-й Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге состоялся международный форум «Индустриальность и культура», участники которого обсудили особенности развития креативной экономики в индустриальных городах, задачи творческих кластеров и инвестиции в культуру как инструмент развития бизнеса.

Текст материала

В рамках 5-й Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге состоялся международный форум «Индустриальность и культура», участники которого обсудили особенности развития креативной экономики в индустриальных городах, задачи творческих кластеров и инвестиции в культуру как инструмент развития бизнеса.

Оксана Орачева — генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, при поддержке которого состоялся форум, рассказала Posta-Magazine о миссии фонда, его проектах и команде мечты.

Юлия Жоля: Оксана, Фонд Потанина поддерживает проекты, которые в конечном счете приводят к изменению качества жизни обычных людей в нашей стране. У фонда есть определенный набор ценностей, разделяете ли вы их? Что вас мотивирует?

Оксана Орачева: Ценности фонда появились неслучайно — мы работали над ними всей командой, прежде чем принять их единогласно. В некоммерческом секторе важна личная вовлеченность в работу, поэтому, как и мои коллеги, я разделяю наши ценности. Они объединяют команду и мотивируют всех нас на дальнейшее профессиональное развитие.

2_Oxana-oracheva-interview_Posta-Magazine.jpg

— Мне как руководителю НКО не понаслышке известно, что люди, которые занимаются некоммерческой проблематикой, имеют, как правило, внутреннюю потребность делиться. И в этом смысле это уникальные люди, потому что они не просто должны быть профессионалами своего дела, но и нести в своем ДНК определенную сверхмиссию. Расскажите о вашей команде и о том, как вы с ней взаимодействуете?

— У Фонда замечательная сплоченная команда, каждый сотрудник является профессионалом своего дела. Также важно, что коллег действительно волнуют проблемы высшего образования, культуры, развития филантропии — профильных для фонда сфер. Только объединенные усилия настоящих специалистов вкупе с их личным участием и энергией, а также движение к общим целям могут принести высокие результаты.

— Когда вы принимаете человека на работу, есть какое-то обязательное требование, например, базовое образование? Или все-таки это ценности прежде всего?

— Базовое образование необходимо — трудно представить юриста или бухгалтера без него. Однако сегодня сфера высшего образования быстро трансформируется — поэтому наличие диплома скорее позволяет судить об определенных навыках, которые получил человек, чем о сумме его знаний. Поэтому также важно, чтобы ценности нового сотрудника совпадали с ценностями Фонда.

— Учитывая, что фонду 20 лет, видимо, вы успешны в этом — в подборе команды. Я знаю, что вы работаете по всей России, при этом у вас нет филиалов. Каким образом вы взаимодействуете с регионами?

— У Фонда действительно нет региональных филиалов, как и ограничений по региональному участию в конкурсах. Буквально недавно я смотрела статистику за последние шесть лет. Когда у нас появилась онлайн-система работы с грантами, представители всех регионов России так или иначе начали взаимодействовать с Фондом через нее — в качестве заявителей, участников программ, победителей, экспертов.

Объем работы в фонде очень большой и справляться с ним только своими силами сложно. Поэтому мы ценим наши партнерские отношения с 75 вузами-участниками Стипендиальной программы Владимира Потанина. Они помогают Фонду информационно и административно, включаются в орбиту сотворчества, потому что осознают важность участия преподавателей и студентов в наших конкурсах. Ведь каждое учебное заведение стратегически заинтересовано в создании среды, способной стимулировать активность тех, кто в вузе учится и работает.

С музейными программами нам также помогают партнеры. За многие годы работы Фонда в сфере культуры очень хорошо себя зарекомендовала система региональных координаторов. Как правило, это сотрудники музеев или НКО из сферы культуры, которые распространяют информацию о конкурсах и консультируют потенциальных заявителей.

Более года назад мы поддержали создание центров знаний по целевым капиталам и центров социальных инноваций в сфере культуры. Теперь в регионах появляются специализированные хабы, которые расширяют доступ к информации. Эти центры не продвигают программы фонда напрямую, но благодаря их просветительской деятельности в нашей орбите появляются новые люди. Это еще один способ работы с регионами.

— Я думаю, что и те, кто уже принял участие в ваших грантовых конкурсах, тоже выступают амбассадорами.

— Да, это по умолчанию так. За 20 лет работы Фонда в его орбиту попало больше 35 тысяч человек — экспертов, партнеров, победителей конкурсов. Если же говорить о количестве заявителей, то их намного больше. Все эти люди готовы помогать друг другу экспертно, придумывать совместные проекты.

— То есть у них есть возможность общаться друг с другом?

— Мы действительно планируем запустить платформу для общения. Однако уже сейчас наши грантополучатели сохраняют те неформальные отношения, которые сложились в период реализации проектов. Зачастую они продолжают взаимодействовать по новым проектам и после получения гранта — у нас есть немало таких примеров.

— Пройдя этот успешный путь, приумножают свои победы. Это круто! Не так давно завершились Уральская индустриальная биеннале, в рамках которой состоялся форум «Индустриальность и культура». Вы довольно серьезно поддерживаете такие проекты. Насколько важной является для вас проблематика ревитализации индустриальных объектов в городах и создания креативной городской среды и почему?

— Для нас важны креативность и творчество — эти слова звучат в ценностях и миссии Фонда. Вторая важная повестка — позитивные изменения. Мы поддерживаем тех, кто меняется сам и готов помогать меняться другим. Один из инструментов изменений — культура. Форум «Индустриальность и культура» как раз об этом — о трансформации среды промышленных предприятий средствами культуры, которая способна предложить заводам новую жизнь. Мы поддерживаем форум и другие проекты, потому что они объединяют творческих лидеров, готовых создавать новые смыслы и работать над изменениями.

5_Oxana-oracheva-interview_Posta-Magazine.jpg

— Расскажите про другие успешные примеры?

— Примеров может быть очень много. Так, несколько лет назад в Архангельской области в деревне Кимжа при грантовой поддержке фонда прошел фестиваль северных мельниц. Мы поддержали только первый фестиваль, однако позже команда проекта провела его еще несколько раз — проект не закончился с завершением гранта. Более того, сейчас организаторы планируют учредить свой эндаумент-фонд, и одна из участниц проекта проходит обучение по нашей совместной с Московской школой управления «Сколково» программе повышения квалификации «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала».

Совсем другой пример — «Народный музей исчезнувших деревень» в деревне Сеп в Удмуртии, который появился несколько лет назад при грантовой поддержке Фонда. Позже команда проекта смогла получить еще один наш грант — на создание Центра социальных инноваций Sep Community, который специализируется на работе с местным сообществом.

Один из лучших реализованных проектов последнего года программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» «Засушенному — верить», который рассказывает о репрессиях через историю растений и гербариев, был недавно представлен на книжной ярмарке КРЯКК в Красноярске. Этот проект примечателен еще и тем, что объединил вокруг себя несколько музеев со всей России.

Пример студенческого проекта, переросшего в социальный бизнес — красноярский «Ньютон-Парк», интерактивный музей науки. Его идея — рассказывать школьникам о точных науках в развлекательном формате.

В общем, важна поддержка на старте, дальше активный и творческий человек будет продолжать развиваться, а его дело — жить без дальнейшего грантового финансирования с нашей стороны.

4_Oxana-oracheva-interview_Posta-Magazine.jpg

— Я заметила, что людям, которые приходят в НКО, потом очень сложно вернуться в бизнес. Видимо, в НКО приходят люди, которые уже доросли до определенного уровня качества жизни, понимания того, что нужно сделать не только что-то для себя, но и для той среды, в которой ты живешь, работаешь, учишься и так далее. Это здорово, что вы поддерживаете этих людей.

— Сегодня поддержка друг друга — это очень распространенное явление.

— И люди вкладывают не только деньги, но и свою энергию. Им не все равно, что будет дальше, их интересует результат. Когда я соглашалась на позицию директора НКО, я не предполагала, что настолько включусь. Думала, что у меня бизнес, а это я просто поддержу. И в процессе я осознала, насколько велика ответственность. Сколько в среднем грантов вы даете в год?

— Около тысячи грантов и стипендий ежегодно. Из них 500 — это ежемесячные стипендии для магистрантов в размере 20 тысяч рублей, которые студенты получают до окончания учебы в магистратуре. Гранты организациям могут достигать 15 миллионов.

— Серьезный спектр.

— Да, это так. У Фонда помимо крупных грантов есть и небольшие, но не менее важные. Например, мы регулярно проводим конкурс профессиональной мобильности «Музейный десант», который позволяет музейным специалистам принимать участие в групповых и индивидуальных стажировках в России и за рубежом. Гранты по этому конкурсу не такие большие — до 300 тысяч рублей. Однако благодаря этому грантополучатели могут участвовать в конференциях, знакомиться с проектами коллег, обмениваться опытом.

— Я понимаю, что вы готовы к разному масштабу в зависимости от предмета, от региона, и это здорово. Мы немножко затронули тему жизни после гранта, но тем не менее расскажите чуть подробнее, как вы оцениваете эффективность реализованного проекта? И что происходит после того, как грант заканчивается? Вы курируете каким-то образом эти проекты, людей, команды или отходите в сторону?

— В проектных музейных конкурсах Фонд отмечает лучшие реализованные инициативы, которые могут выступать моделью для тиражирования. Для нас также важна обратная связь от грантополучателей, поэтому мы стремимся отслеживать, что происходит с проектами и с командами после завершения грантового финансирования. Как показывает опыт, грант для многих — только начало.

Зачастую, чтобы понять эффективность грантовых инициатив, мы проводим разного рода исследования. Например, мы изучали профессиональные траектории выпускников программ Фонда. Стипендиаты часто отмечают, что участие в Стипендиальной программе Владимира Потанина позволило им попасть в нужную среду, установить важные связи. Это утверждение подтверждает лозунг стипендиального конкурса «Больше чем стипендия». Аналогичный результат мы получили и по музейным конкурсам: самое ценное для музейных специалистов — вхождение в профессиональное сообщество. Кстати, результаты этих исследований находятся в открытом доступе.

Важно добавить, что фонд не курирует проекты, на которые он выделил грант. Однако мы поддерживаем партнерские отношения с нашими выпускниками, вовлекая их в программы фонда в качестве экспертов.

— Насколько вы занятой человек и как выглядит ваш среднестатистический рабочий день?

— Среднестатистический рабочий день длится дольше, чем он должен быть. (Смеется.) К сожалению, в отведенные 8 часов не удается сделать все, что было запланировано. Но частично это связано и с тем, что для меня важно лично видеть проекты и общаться с нашими грантополучателями. В том числе и в регионах.

— То есть вы отдаете толику своей энергии в каждый проект, который случается?

— Конечно, не в каждый, но по возможности стараюсь получать обратную связь от грантополучателей, чтобы понимать ценность поддержки для конкретных людей или организаций. Разумеется, более тесно с проектами работают коллеги, которые каждый день остаются с грантополучателями на связи.

— Стресс — часть вашей жизни? Как вы с ним справляетесь?

— Я бы сказала, что во всех некоммерческих организациях уровень стресса высокий. Мы работаем с людьми — и это уже фактор, требующий больших ресурсов. Более того, на нас лежит большая ответственность за распределение средств, что также не дает расслабиться. Но я восстанавливаюсь, когда получаю обратную связь и вижу конечный результат. Мы снова возвращаемся к ценностям, потому что работа в Фонде — это больше, чем просто набор профессиональных функций, это еще и личная заинтересованность в проектах.

— Это такой грамотный энергообмен: ты сначала вкладываешь энергию в цель...

— ...и она к тебе возвращается. Приходит понимание, что работаешь не зря. Это очень стимулирует и вдохновляет.

m_main_oxana-oracheva-interview_posta-magazine.jpg

— Что помогает вам оставаться просто женщиной на такой высокой позиции, как ваша?

— Никогда об этом не думала. Наверное, нужно просто оставаться собой. Я никогда особой грани не проводила между собой и своей профессиональной деятельностью.

— Мне кажется, оставаться собой — это самое дорогое удовольствие, которое мы можем себе позволить... Вы проводите достаточно большое количество исследований в фонде по качественным характеристикам. А по каким критериям вы лично для себя определяете качество жизни?

— Понятие качества жизни у каждого человека индивидуально. Люди, живущие в соседних квартирах, могут одну и ту же среду воспринимать комфортной или некомфортной. Для меня важно, чтобы существующая вокруг среда подталкивала к позитивным внутренним изменениям и движению вперед. Не менее важно иметь возможность заниматься любимым делом большую часть своего времени. Сочетание этих нескольких составляющих и обеспечивает достойное качество жизни.

— Складывая личные пазлы вашей картины мира, вы считаете себя счастливым человеком?

— Да!

— Вы любите театр, кино?

— К сожалению, на кино у меня не так много времени. Чаще всего я смотрю фильмы во время перелетов. В театр же я хожу часто и не хочу эту традицию нарушать. Театр помогает отвлечься, зарядиться позитивными эмоциями и вдохновиться чем-то новым.

— Есть что-то, что вас восхитило в последнее время, что вы можете посоветовать читателям?

— Совсем недавно я ходила в Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на премьеру балета «Дон Кихот» в хореографии Нуреева. Прекрасный классический балет, который дарит позитивные эмоции и приятное послевкусие.

Другие статьи

Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки