Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Депровинциализировать Россию: интервью с комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой

BURO. поговорило с Алисой Прудниковой — основательницей и комиссаром Уральской индустриальной биеннале и самым влиятельным человеком в российском современном искусстве

Текст материала

На фоне скромной Московской биеннале этого года победительницей над обстоятельствами и географией выглядит 5-я Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге, которая развернулась на 10 тысячах квадратных метров оптико-механического завода. Проект поражает не только грандиозностью и территориями, которые также включают старейший кинотеатр Екатеринбурга «Колизей», «Ельцин-центр», местное отделение ГЦСИ и еще ряд площадок, но также своей продуманной концепцией и чисто организационной составляющей.

Тему бессмертия предложила команда уральской биеннале и пригласила ее сформулировать куратора — китаянку Шаоюй Вэн из нью-йоркского Музея Гуггенхайма. Она предложила отказаться от технологического отрицания смерти и еще раз посмотреть на способы ее понимания, выработанные человечеством, и в особенности незападной цивилизацией. В России, где нет недостатка в собственных идеях, чаще приходиться слышать претензии к исполнению. Так вот на Уральской биеннале, кажется, все устроено идеально — от сайта и гардероба с кафе и сувенирным мерчем до расписаний перформансов, работы медиаторов и спецпроекта «Идеальная выставка» на заблокированном «Роскомнадзоре» сайте (потому что идеальное недостижимо; ссылка в конце этой страницы).

Умение выстроить из бурлящего интеллектуального хаоса масштабные культурные проекты, соединив их с не менее сложными государственными корпорациями, которые владеют и управляют заводами, и осенить гербом российского Минкульта — в этом главная заслуга Алисы Прудниковой. Она основательница и комиссар Уральской индустриальной биеннале, директор региональной сети ГЦСИ и самый влиятельный человек 2018 года в современном искусстве по версии «Артгида». Из разговора BURO. с ней становится ясно, что самое ценное современное искусство в наших реалиях — искусство управления.

ПРОЕКТ УРАЛЬСКОЙ БИЕННАЛЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН С ГЦСИ.
БИЕННАЛЕ ПОЯВИЛАСЬ, КОГДА ТЫ СТАЛА ДИРЕКТОРОМ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ФИЛИАЛА В 2005-М.

Тогда мы боролись с проблемой отсутствия пространств, где можно было делать выставки. В 2005-м у нас был офис и команда из пяти человек. Мы делали выставки на партнерски площадках: договаривались с Краеведческим музеем и Музеем изобразительных искусств, делали выставки во дворах и бывших ночных клубах. У нас не было ситуации «жира двухтысячных», о которой сейчас вспоминают. Мы пользовались поддержкой иностранных фондов — обращались к Фонду Форда, когда это было еще возможно, — делали выставки и одновременно конференции международные с Уральским университетом. Нашей основной деятельностью был безудержный фандрайзинг из всех возможных источников.

В 2008-м уральский ГЦСИ впервые попробовала интеграцию в индустриальные пространства — сделали выставку на ремонтном заводе, который нам предложил мой друг Олег Кумыш. Он привел MTV в Екатеринбург и основал собственную телекомпанию «Эра-ТВ». Мы в этом месте сделали фестиваль «Арт-Завод» абсолютно экспериментальный — буквально жили там две недели на детских матрасиках, потому что на взрослые не было денег. Абсолютно беспрограмный фестиваль, чистый эксперимент, и вот его посетило более 2000 человек на выходных. Тогда мы поняли, что люди готовы ехать чуть ли не на край города за каким-то суперэкспериментальным современным искусством. После нашего успеха туда вселилась концертная площадка «Телеклуб», которая сейчас входит в двадцатку лучших европейских музыкальных клубов. И в том же 2008-м мы начали думать про формат биеннале. В 2005-м появилась Московская биеннале, и было очевидно, что это проект, который поменяет судьбу современного искусства в России, хотелось стать частью изменений, но наши ресурсы были несопоставимы.

Депровинциализировать Россию: интервью с комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой (фото 3)

ПОМНИШЬ, СКОЛЬКО СТОИЛА ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ И ПЕРВАЯ УРАЛЬСКАЯ БИЕННАЛЕ?

Могу ошибаться, но по официальным цифрам минкульта первая Московская — 60–80 миллионов рублей, ее курировал звездный состав — Даниель Бирнбаум, Ярослава Бубнова, Николя Буррио, Роза Мартинес и Ханс-Ульрих Обрист (шведский арт-критик и куратор 53-й Венецианской биеннале, основатель и директор Института современного искусства в Софии, французский арт-критик и куратор Венецианской биеннале 1990 г., испанский арт-критик и сокуратор 51-й Венецианской биеннале, швейцарский куратор и арт-критик, директор лондонской галереи Serpentine. — Прим. BURO.). Третья, в «Гараже», — под руководством Жан-Юбера Мартена (куратор, арт-критик, бывший директор Центра Помпиду в Париже. —Прим. BURO.) — была самой дорогой: 100 миллионов от государства и еще столько же от партнеров. Конечно, я понимала, что нам столько не дадут, и написала заявку на 30 миллионов. Михаил Миндлин, глава ГЦСИ, который с первой минуты был ярым сторонником идеи Уральской биеннале: «Прудникова, пляши — нам дали денег». Я говорю: «Ураа. Сколько?» Дали 3 миллиона. Провал... Ни на какую биеннале не хватит. В общем за счет спонсоров и того, что включились Правительство региона и Администрация города мы довели сумму до 10 миллионов, но все равно было ужасно. Невероятным образом выстрелила концепция, посвященная дематериализации труда, которую придумали кураторы Екатерина Деготь, Давид Рифф и Космин Костинас (Деготь — арт-критик, куратор, историк искусства, бывший обозреватель «Коммерсанта»; Рифф — сын американской писательницы и философа Сьюзан Зонтаг, критик, куратор; Костинас — румынский арт-критик и куратор, занимается центром Para Site в Гонконге. — Прим. BURO.). Благодаря этому у нас сложилась отличная репутация в западной кураторской среде.

КАК ВАМ УДАЛОСЬ ЗАПОЛУЧИТЬ ДЕГОТЬ?

Случайно. Я была в Нижнем Новгороде на семинаре после страшной новости о 3 миллионах. Мы с ней обедали, и я сказала: «Екатерина Юрьевна, мы в ужасной ситуации — объявили биеннале, и у нас 3 миллиона. Кому было бы интересно стать куратором?» И она сказала, что это интересно ей.

На первой биеннале все умерли, но, назвавшись биеннале, надо делать вторую, и вот это было самое трудное. Удивительным образом, как и с «Телеклубом» на месте «Арт-завода», после первой биеннале в типографии «Уральский рабочий» в 2010 году открылся клуб «Дом печати» — сработала схема джентрификации. На второй биеннале мы запустили программу арт-резиденций на заводах за пределами Екатеринбурга. На третьей сложился потрясающий кейс с гостиницей «Исеть». На четвертой мы развернулись на Приборостроительном заводе — это то здание, на котором осталась работа Тимы Ради «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» И теперь его снесут и построят на этом месте собор Св. Екатерины — за это место проголосовали жители города на недавнем референдуме после конфликта со сквером.

Депровинциализировать Россию: интервью с комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой (фото 7)
Инсталляция Александра Шишкина-Хокусая

КАК СТРОИТСЯ ВАША РАБОТА — ВЫ СНАЧАЛА ПРИДУМЫВАЕТЕ ТЕМУ ИЛИ НАХОДИТЕ ЗАВОД, ГДЕ ОНА РАЗВЕРНЕТСЯ?

Сначала тему. Я много думаю про стратегию биеннале и что нам делать дальше, потому что пригодные заводы для наших проектов в Екатеринбурге кончились. Эта проблема встала перед нами уже сейчас — сотрудничество с Уральским оптико-механическим заводом и компанией Ростех стало счастливым стечением обстоятельств. Мы придумали тему бессмертия и решили, что для нее необходим действующий режимный объект.

Но я понимаю, что концепцию индустриальности, которую мы повесили себе на щит, надо развивать, потому что бесконечно ехать на вау-эффекте от доступа на закрытые территории невозможно. Есть разные сценарии в рассуждениях о производстве, о глобальных перспективах вообще, потому что сегодняшние ударники работают не на заводах. Теперь это креативный класс, который 24/7 производит контент в офисах.

ВАМ УДАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ: БАЛЕТ «H2O» НА ЗАВОДЕ «УРАЛТРАНСМАШ» В 2012-М, РЕЗИДЕНЦИИ ХУДОЖНИКОВ НА РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ... ЯВНО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ОСТАЕТСЯ ЗА КАДРОМ. ЧЕГО МЫ НЕ ВИДИМ?

У меня есть глобальная идея о том, как вообще переделать образ российского современного искусства. Я чувствую его ужасную непроговоренность, и меня беспокоит то, как мы рассказываем про «российское современное» внешнему миру. Эта тема стала ключевой в нашем проекте NEMOSKVA, когда мы с международной группой кураторов проехали на поезде через всю Россию. Меня волнует, как понимают современность на разных российских территориях и каким образом это понимание связывается в единое целое. Очень круто в этом смысле, работает сейчас с регионами Фонд Потанина, мы с ними много больших проектов делаем вместе – они нацелены на развитие менеджеров культуры именно на местах, делают несколько программ стажировок, и нам это очень многое дает.

ПОМИМО ТЕРРИТОРИЙ, ЕСТЬ ЖЕ ЕЩЕ ДИФФУЗИЯ ПОНЯТИЯ «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО». ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЕНА ШЕЙДЛИНА ИЛИ ПОКРАС ЛАМПАС В ИНСТАГРАМЕ, ПРЕТЕНДУЕТ НА ТО, ЧТОБЫ ТОЖЕ НАЗЫВАТЬСЯ «СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ», И НЕ УСТУПАЕТ ЕМУ ПО МОЩНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ПО АУДИТОРИИ.

Это так, и тем не менее Улан-Удэ — это другое измерение, и оно, безусловно, невероятно ценное. И поймать эту ценность местных художников, которые не валят в Берлин или Москву, — в этом для меня важнейший нерв нашей деятельности.

В России есть своя специфика: любое явление крайне сложно легитимировать снизу —все спускается из центра. Для меня важно, чтобы в российских регионах перестали видеть экзотику, чтобы люди не воспринимали эту децентрализацию как призыв в духе «Ой, посмотрите, как у нас в региончиках!» Я хочу, чтобы была найдена правильная интонация в диалоге между территориями.

ТАКОЙ НЕМНОГО ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РОССИЙСКИМ РЕГИОНАМ.

Скорее, антиколониальный. Я не буду обвинять центр в эксплуатации регионов, а хочу построить равноправную коммуникацию между ними. Механизм, который мы используем на Уральской биеннале, подвержен тиражированию: я его подсмотрела в 2006-м на Берлинской биеннале, которая освободила мою голову от того, что для искусства нужен музей. Там проекты начинались с выставки в церкви, были в школе для еврейских девочек, в частных квартирах, в танцевальном зале для пенсионеров и заканчивалось все на кладбище. И мне хочется, чтобы локальная специфика России проявляла свой глобальный потенциал — где-то это заводы, где-то истории о конкретном художественном движении, где-то местные языческие традиции.

Я сейчас рассматриваю биеннале как механизм для того, чтобы депровинциализировать Россию. Вот это отстойное слово «провинция», которое я ненавижу со студенческих конференций «Метрополия и провинция». В нем главное зло, которое нужно победить с новым ощущением локальной харизмы, очень необходимой российским территориям.

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ НЕ О ГЛОБАЛЬНОЙ ИДЕЕ, А ОБ АМБИЦИОЗНЫХ ПРОЕКТАХ, КОТОРЫЕ ПОКА НЕ РЕАЛИЗОВАНЫ?

Спойлер: я мечтаю о балете подъемных кранов. Сейчас у нас в работе проект для завода «Магнезит» в Сатке в Челябинской области. На нем добывают огнеупорные материалы, и расположен он в невероятном месте, это уральская Швейцария: там горы, снежные вершины, маралы стадами по заповеднику ходят, и параллельно завод —суперсовременное производство. Мы готовим уже сейчас грандиозный проект для 2021 года в Саткинском карьере. Это проект, который мы вынашиваем уже много лет, и вот сейчас подобрались к возможности реализации, но это все что можно пока сказать.

ЕКАТЕРИНБУРГ В ЭТОМ ГОДУ — МЕСТО МОЩНЕЙШИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, И ТЕМА ВАШЕЙ БИЕННАЛЕ — «БЕССМЕРТИЕ» — МАКСИМАЛЬНО НЕ ПРИВЯЗАНА К ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. НЕТ ЛИ РИСКА, ЧТО ЕДИНСТВЕННОЙ ДОСТУПНОЙ ФОРМОЙ, В КОТОРОЙ СМОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ МАСШТАБНОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО — ЭТО АБСТРАКЦИИ И МЕТАФИЗИКА, КАК В АРАБСКИХ СТРАНАХ ИЛИ В КИТАЕ?

Интересный поворот, но для меня бессмертие как раз тема ни разу не декоративная, не для Арабских Эмиратов. Биеннале важна как платформа, которая заявляет тенденции развития глобальных интуиций, отвечает на вопрос, куда движется искусство, и таким образом задает повестку сегодняшнего дня. Она не связана исключительно с политической конфигурацией: тема бессмертия является наследницей темы мобилизации, темы новой грамотности. Мы не боимся, и у нас нет вето на политические работы, в которых при желании можно рассмотреть и провокации. Моя позиция в том, чтобы гармонизировать высказывания разными программами.

Депровинциализировать Россию: интервью с комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой (фото 19)
Инсталляция Карлоса Аморалеса «Черное облако», 2019 

В ГОРОДЕ КРАЙНЕ ОСТРО ОТРЕАГИРОВАЛИ НА РАБОТУ ПОКРАСА ЛАМПАСА В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ СТРИТ-АРТА «СТЕНОГРАФФИЯ». БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ВЫСТУПАЛА ПРОТИВ ВАШИХ ПРОЕКТОВ?

Каждый раз что-то возникает. У нас очень легко оскорбляемое общество, но огненно медийных историй с нами не было. На первой биеннале Екатерина Деготь пригласила местного художника Виталия Воловича — мэтра модернизма, графика, культового персонажа. Он выставил серию работ, в которых перерисовывал объявления услуг проституток — ну такие, знаете, «Валя», «Люба» и телефоны. Приходили люди, которые искали работы Воловича и были ими оскорблены.

ПО ЕКАТЕРИНБУРГУ БУДТО ПРОХОДИТ БОЛЬШОЙ РОССИЙСКИЙ РАЗЛОМ МЕЖДУ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ И АГРЕССИВНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ, КОТОРОЙ НОВАЯ КУЛЬТУРА В ВАШЕМ ГОРОДЕ ДОСТАТОЧНО АКТИВНО ПРОТИВОСТОИТ. ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА ФРАЗА «ГОРОД БЕСОВ» ПРЕВРАТИЛАСЬ В ГОРОДСКОЕ МОТТО — ЧАСТЬ ЕКАТЕРИНБУРЖЦЕВ НЕ ПРОТИВ, ЧТОБЫ ИХ ТАК НАЗЫВАЛИ, ЛИШЬ БЫ ПАТРИОТИЧЕСКИ-ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ОСТАВИЛА ИХ В ПОКОЕ. КАКОЙ У ТЕБЯ ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВУ ЭТОГО КОНФЛИКТА?

Я противостою любой оголтелости и давке. Я органически не могу принять это бесконечное причинение добра, которое навязывают силовыми методами. Этот конфликт скорее в риторике, в образе действий, которые вызывают у любого нормального человека отторжение. Это не про искусство, а про ощущение себя как горожанина, и мне кажется, эти конфликты ярко проявляют роль биеннале. В частности с работой Тимы Ради на крыше Приборостроительного завода. Естественно, мы находимся в поле этого противостояния, но мне не хочется идти за повесткой. Мой кайф в том, чтобы эту повестку перепридумывать. И для меня, безусловно, тема бессмертия коррелирует с конфликтом вокруг сквера — это ведь тоже битва за бессмертие. И я считаю, что свою битву на заводе мы выиграли.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище