Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Честное биеннальное

Этой осенью в России совпали во времени три биеннале современного искусства: в Москве, Екатеринбурге и Красноярске. Московская и Уральская индустриальная биеннале нанесены на карту международного Фонда биеннале, основанного в 2009 году для координации всемирного биеннального движения. В 2014 году Фонд биеннале создал своего рода профсоюз — Международную ассоциацию биеннале (IBA). В октябре в Екатеринбурге состоялась первая встреча рабочего комитета IBA — организовать симпозиум на тему «Биеннале современного искусства как ресурс открытости территорий» помог Благотворительный фонд Владимира Потанина. Анна Толстова узнала у членов правления IBA и комиссаров Московской и Уральской биеннале, почему и для чего существует всемирное биеннальное движение, а также подвела итог этому биеннальному сезону

Текст материала

Этой осенью в России совпали во времени три биеннале современного искусства: в Москве, Екатеринбурге и Красноярске. Московская и Уральская индустриальная биеннале нанесены на карту международного Фонда биеннале, основанного в 2009 году для координации всемирного биеннального движения. В 2014 году Фонд биеннале создал своего рода профсоюз — Международную ассоциацию биеннале (IBA). В октябре в Екатеринбурге состоялась первая встреча рабочего комитета IBA — организовать симпозиум на тему «Биеннале современного искусства как ресурс открытости территорий» помог Благотворительный фонд Владимира Потанина. Анна Толстова узнала у членов правления IBA и комиссаров Московской и Уральской биеннале, почему и для чего существует всемирное биеннальное движение, а также подвела итог этому биеннальному сезону

Биеннале — важнейший элемент в институциональной системе современного искусства и излюбленный предмет институциональной критики. Биеннальный бум, биеннальный туризм, биеннальный copypaste форматов и стратегий, биеннальная колода карт художников и кураторов, мировая биеннальная бюрократия — и это лишь самые общие пункты обвинения. Одни биеннале слишком глобалистские, другие — чересчур локальные, третьи — образец пресловутой глокализации, а разве образцовость — то, что мы ценим в искусстве. Венецианскую биеннале давно пора закрыть за консерватизм, потому что принцип национального представительства морально устарел, Берлинскую тоже пора закрыть — за авангардизм, потому что стыдно торговать авангардностью на биеннальном рынке. И тем не менее, лучшие из биеннале изворачиваются, выворачиваются наизнанку, нарушают все правила, в то же время играя по ним, и делают выставки, входящие в историю искусства. Текущий сезон дает тому несколько примеров.

Фабио Маури. «Злые числа», 1978 год. 56-я Венецианская биеннале современного искусства

Фабио Маури. «Злые числа», 1978 год. 56-я Венецианская биеннале современного искусства

Фото: Alessandra Chemollo / la Biennale di Venezia

Венецианская биеннале — с ее родовой травмой всемирной выставки — обязывает очередного куратора во что бы то ни стало изобретать глобальную тему, однако инерция главного художественного форума мира спасает любую банальную и умозрительную конструкцию от полного провала. Тем временем самые передовые из национальных павильонов в Джардини, принадлежащих в основном бывшим империям или не успевшим реализовать свои имперские амбиции государствам, стараются предоставить слово своим бывшим колониям или же другим странам третьего мира. Оквуи Энвезор сделал общую биеннальную выставку "Все будущие мира", какую можно было бы смело распределить и по всем венецианским павильонам. Она о том, что третьего мира как зоны на глобусе — зоны конфликтов, нестабильности, неблагополучия, борьбы интересов первого и второго миров — более не существует, что третий мир — голодных и рабов, униженных и оскорбленных — понятие социальное и психологическое, что он повсюду, в Нью-Йорке, Коччи и Дакаре. Что "место художника на стороне слабых" (как гласит манифест "Фабрики найденных одежд", одна из основательниц которой, Наталья Першина-Якиманская, участвовала в энвезеровском проекте), и этим определяется его актуальность, будь он из Сенегала, как Фату Канде Сенгор, или из Швейцарии, как Томас Хиршхорн.

 

 

"Мне лично слово «биеннале» ни к чему, но оно производит впечатление на власти и спонсоров"
Художник и куратор Томаш Вендланд о смысле и назначении биеннале

Стамбульская биеннале, как кажется, ощущает себя соперницей Венецианской в плане глобальности затронутых тем — сама локальность мегаполиса, оказавшегося географически и исторически на разломе между Западом и Востоком, как будто бы служит основанием таких претензий, делая любую городскую проблему проблемой мирового масштаба. К тому же Стамбул давно может считать себя победителем Венеции в плане остроты и актуальности затронутых тем. Каролин Кристов-Бакарджиев своей дисперсной, разбросанной по всему городу выставкой "Saltwater" впервые превратила Стамбул в настоящую Венецию, заставив биеннального зрителя, как в Серениссиме, плыть на далекие острова и плутать по закоулкам. Но, сделав биеннале о Стамбуле, развернув его лицом к городу, она вынула все скелеты из его шкафов, затронув — поистине глобальные, всечеловеческие — темы непризнанной исторической вины и неизжитой травмы: только глухой не услышал, что "Saltwater" осмеливается говорить в Турции о геноциде армян в год его столетия.

На фоне Венеции, Стамбула и Екатеринбурга последняя Московская биеннале с ее глобальными амбициями — или, правильнее сказать, местечковыми комплексами — выглядела жалко

Казалось бы, Уральская индустриальная биеннале, с ее сравнительно скромными по венецианско-стамбульским меркам задачами визуализации региона на глобальной карте, обречена обыгрывать темы, связанные с постиндустриальным состоянием мира. Но к третьему разу Екатеринбург умудрился выскочить из тематической ловушки, сменив заводские интерьеры на машину — или, точнее, конвейер — для жилья с дурной памятью места: объединенные темой "Мобилизации", выставки в гостинице "Исеть", шедевре свердловского конструктивизма, бывшем общежитии в Городке Чекистов, размышляли о цене и смысле любой мобилизации, превращающей человека в человеческие ресурсы. И эти проекты — куда более скромные по бюджетам и совсем незвездным, что, впрочем, даже интереснее, составам — звучали на одной волне с Венецией или Стамбулом.

Альфредо Джаар. «Три женщины», 2011 год. 3-я Уральская индустриальная биеннале

Альфредо Джаар. «Три женщины», 2011 год. 3-я Уральская индустриальная биеннале

На фоне Венеции, Стамбула и Екатеринбурга последняя Московская биеннале с ее глобальными амбициями — или, правильнее сказать, местечковыми комплексами — выглядела жалко. И вовсе не потому, что бюджет был невелик: кураторы достойно встретили бедность, превратив основной проект в лабораторию живого процессуального искусства, где все — не только перформансы и дискуссии, но и работа над инсталляциями, живописью, графикой, текстами,— происходило на глазах зрителей. Просто команда модных и звездных кураторов — по уже сложившейся на Московской биеннале традиции, нарушенной лишь дважды, Жан-Юбером Мартеном и Катрин де Зегер,— продемонстрировала полное равнодушие к местному контексту, выполнив и даже перевыполнив заказ на глобальность. Контекст же на этот раз диктовался самим местом выставки — Главным павильоном, павильоном СССP, посреди ВДНХ, выстроенным в стиле перезрелого сталинского ампира. Но ни ностальгия по советскому, ни рецидивы имперской болезни не стали предметом критического анализа участников биеннале, хотя говорить о возрождении сталинизма в Москве гораздо безопаснее, чем говорить о геноциде армян в Стамбуле. В итоге самой сильной работой на биеннале смотрелась шедшая своим чередом реставрация горельефа Вучетича "Знаменосцу мира, советскому народу — слава!", что, вероятно, лучше всех произнесенных на биеннальских дискуссиях слов рисует перспективы искусства и общества в России.

 

Первые в истории художественные выставки были выставками искусства своего времени и проводились регулярно — например, Салоны французской Академии живописи и скульптуры. И сегодня по всему миру проводится множество периодически повторяющихся выставок современного искусства. Чем от них отличаются биеннале?

Мауро Петрони
учредитель и один из руководителей Дакарской биеннале, член совета International Biennial Association

Биеннале требуют большей работы и больших денег, но не это главное: биеннале — это проект, рассчитанный на будущее и думающий о своем будущем. Многие страны так хотят иметь у себя биеннале, потому что биеннале светятся особым светом, пользуются особым вниманием за границей, иностранные художники хотят участвовать именно в ниХ, а не в просто выставках.

Маргарита Гонсалес Лоренте
директор Гаванской биеннале, член совета International Biennial Association

Биеннале — это очень большая выставка современного искусства. Но главное — биеннале предваряет кураторское исследование о роли искусства в политических, социальных, культурных идеях общества той страны, где проводится эта выставка.

Иосиф Бакштейн
комиссар Московской биеннале

Биеннале отличается масштабом и репрезентативностью. Одна из задач Московской биеннале — показать, что российская художественная сцена является частью интернациональной художественной сцены, органично в нее включается и достойно на ней представлена. При том что наших художников на ней не больше 10-15% — это правило мы обсуждали еще с Розой Мартинес (независимый куратор и критик, сокуратор первых двух биеннале в Москве.— W).

 

Алиса Прудникова
комиссар Уральской индустриальной биеннале, директор Уральского филиала ГЦСИ

Биеннале — это формат, задающий и определенную планку тому, что ты собираешься производить, и правильное направление в плане поиска ресурсов. Когда мы начинали Уральскую биеннале, я понимала, что этот проект собирает интересы государства, бизнеса и общества, консолидирует все сообщество. Главное слово-паразит, которое мы сейчас встречаем в пресс-релизах, это "в рамках биеннале". Это позитивный момент: логика большого проекта до сих пор работает. Именно формат биеннале позволяет показать конкретную ситуацию в глобальном контексте — никакие выставки или фестивали не дают ощущение присутствия тебя на глобальной карте. Екатеринбургская встреча IBA для меня показатель: нет другой причины профессионалам из Японии или Кубы приехать в Екатеринбург, кроме той, что здесь проходит Уральская индустриальная биеннале.


 

Быть биеннале престижно, и многие злоупотребляют этим словом. Как узнать, "настоящая" это биеннале или одно название?

Мауро Петрони:
Никаких критериев и правил нет: постоянное выставочное место, наличие параллельных проектов, сменяемость кураторов, частное или государственное финансирование — все это не так важно. Биеннале — это то, что состоялось как минимум дважды и намеревается продолжаться, расти и развиваться.

 

Маргарита Гонсалес Лоренте:
В Латинской Америке было много биеннале, которые исчезли: в Колумбии, в Бразилии. Но в то же время появляются новые: сейчас, например, проходит первая биеннале в Парагвае — в Асунсьоне. Главное для биеннале — это длиться во времени. Венецианская биеннале, мать всех биеннале в мире, все время трансформировалась и переизобретала себя, но длилась непрерывно. Мне очень важно, что Гаванская биеннале живет с 1984 года. А те биеннале, которые не были движимы сильными идеями, умерли. Настоящие биеннале выдержали все финансовые трудности и политическую цензуру — они-то и важны для современного искусства.

Иосиф Бакштейн:
Настоящую биеннале отличает уровень репрезентативности, профессионализм, репутационный потенциал.

Алиса Прудникова:
Биеннале помещает регион в глобальный контекст, способствует проявлению территории в мировом масштабе. Наша биеннале не просто уральская, она индустриальная — это прилагательное выделяет ее из сонма других, которые обозначают себя только географически. Мы выбрали индустриальность как постоянную исследовательскую тему, и каждая новая биеннале дает свой ответ на вопросы: что такое индустрия? что такое Урал для внешнего мира? Каждая наша биеннале по сути начинается за год до выставки — с интеллектуальной платформы, и ГЦСИ постоянно работает над этим проектом. Говоря чиновничьими словами, это запрос на бренд: Россия испытывает безумные трудности с визуализацией любого региона, кроме столиц. Мы затронули правильный нерв: здесь есть ощущение присутствия искусства в живой ткани города и в живой ткани производства — мы даем художникам возможность работать на действующих предприятиях, чего я не припомню ни на одной другой биеннале. Предприятий на Урале великое множество, со своими спецификами и судьбами, от камвольного комбината до Уральского металлургического завода,— это невероятное разнообразие индустрий дает такое же разнообразие художественных эмоций. Но мы берем не только спецификой места — мы ищем тему, которая станет поводом для любого суперзвездного куратора бросить все и поехать в Екатеринбург. Кураторам третьей биеннале — Биляне Чирич и Ли Чжэньхуа — было важно высказаться на тему мобилизации: мы ведь ее придумали еще в 2013 году, когда никто не знал про 2014-й. Сила искусства — в предчувствии тех процессов, что происходят в обществе, а кураторы — это вообще камертоны. Те, кто на это откликаются, и становятся частью биеннальной истории.


 

Для чего вы начинали свою биеннале, какие цели ставили? 

Мауро Петрони:
В 1990 году министерство культуры Сенегала решило попробовать провести биеннале. Было такое чувство: вот есть биеннале на Кубе, есть в некоторых африканских странах, а мы чем хуже? Импульс исходил от местных художников — они хотели заявить о себе, хотели, чтобы их искусство увидели. Всякий раз мы сталкиваемся с трудностями, но мы выжили, тогда как все другие африканские биеннале закрылись. Хотя многие были куда богаче нас — например, биеннале в Йоханнесбурге, которая завершилась. Теперь Дакарская — единственная биеннале в Африке. Она проходит по всему городу: помимо основных проектов, куда мы специально приглашаем участников, есть множество параллельных, и все вольны в них участвовать, так что биеннале появляется в ресторанах, магазинчиках, гаражах, прямо на пляжах, в отдаленных пригородах. У нас до 300 точек на карте биеннале — для посетителей это становится родом игры, спортивным ориентированием в Дакаре.

Маргарита Гонсалес Лоренте:
В 1984 году главная идея была создать платформу для встречи художников, кураторов, интеллектуалов Латинской Америки и Карибского региона. Но потом мы решили открыться миру, стали приглашать людей из Европы, Канады, США, хотя приоритет оставался все же за латиноамериканскими и карибскими художниками. Конечно, все хотят приехать в Гавану: о, у вас такая история, революция, Фидель Кастро. Поэтому нам так важно сохранить нашу биеннале, несмотря на все экономические и политические трудности. И многие художники приезжают к нам за свой счет, за счет спонсоров или галеристов. Но мы разборчивы: самое важное для нас — качество заявки и соответствие кураторской концепции; финансовые возможности художника, как и его политические взгляды — будь он хоть трижды левак,— не так важны.

Иосиф Бакштейн:
У меня был личный мотив: то художественное сообщество, к которому я принадлежал, то есть неофициальное искусство и московская концептуальная школа прежде всего, изначально считало себя частью мировой художественной сцены. И когда появились возможности для большого проекта, когда в начале 2000-х сформировалась инфраструктура, появились ГЦСИ, ММСИ, МДФ, достойно представлявшие московское искусство на международной сцене, логично было делать биеннале, которая бы подтверждала, что мы — часть большого мира. Это всего лишь продолжение той традиции, которая существовала в нашем московском кругу и в значительной степени в Петербурге — еще начиная с 1970-х годов.

Алиса Прудникова:
Я приехала в Нью-Йорк, меня спросили, откуда я. Говорю, что из Екатеринбурга, и не вижу в глазах людей никакой реакции. Объясняю, что это на границе между Европой и Азией, что это место, где был казнен последний царь Российской империи и родился первый президент Российской Федерации. Я поняла, насколько мне недостаточно этих символических характеристик. И у меня появилась мечта, чтобы я могла говорить: я из Екатеринбурга, это где Уральская индустриальная биеннале — и видела бы в глазах людей понимание.


 

Каких реальных результатов достигла ваша биеннале?

Мауро Петрони:
Мы не гонимся за количеством посетителей. Если за месяц биеннале посмотрит четыре тысячи человек — для Дакара это очень хороший результат. Для нас главное — качество аудитории: эксперты, галеристы, коллекционеры. После биеннале у многих сенегальских художников завязываются контакты с заграницей, они едут на выставки и в резиденции, мы способствуем их карьере. Не могу сказать, что аудитория современного искусства в Африке велика, но мало-помалу она растет. Когда биеннале распространяется по всему Дакару, люди невольно и, может быть, не понимая начинают втягиваться — в следующий раз они уже требуют, чтобы и у них кто-то выставился.

Маргарита Гонсалес Лоренте:
Для меня биеннале — это инноватор: это инструмент, с помощью которого зрителю, сообществу, обществу можно показать ситуацию в стране. Художники и кураторы более чувствительны к новому в политике и социальной жизни — идеи, явленные в их работах, потом становятся предметом широкой общественной дискуссии. Например, наша биеннале подняла тему эмиграции в США еще в 1991 году, до того как это стало такой важной темой в кубинском обществе. Биеннале — это провокация, она будит воображение художников и общества.

Иосиф Бакштейн:
Московская биеннале способствовала завершению процесса институционализации современного искусства на просторах нашей необъятной родины. Помните первую Московскую биеннале в Музее Ленина — к нам тогда приехало все мировое художественное сообщество. И эта традиция продолжалась из раза в раз. Другое дело, что настало время переоценить цели и задачи Московской биеннале, потому что ее изначальная функция выполнена. Видимо, само художественное сообщество должно обсуждать цели и задачи каждой следующей биеннале, поскольку художественная ситуация сильно меняется. Надо вернуться к началу этой истории — понять цель и смысл.

Алиса Прудникова:
После первой биеннале главный вопрос аудитории был: что за ерунда? зачем нам эта биеннале? куда тратят деньги? После второй биеннале говорили: что это за биеннале — нам нужна другая биеннале! А после третьей биеннале я чувствую ажиотаж: как круто, что у нас есть биеннале, и я тоже хочу быть в ней. Это для меня главная победа.

Журнал "Коммерсантъ Weekend" №37 от 30.10.2015, стр. 14

Авторы:

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски