Генеральский дом
Генеральским домом в Ижевске называют здание, построенное в середине XIX века как ведомственное жилье командиров Ижевского оружейного завода, которые, как правило, находились в чине генерала. Здание, обладающее сегодня статусом памятника истории и архитектуры Удмуртской Республики, представляет собой особняк в стиле классицизма. С востока к особняку выходит сад, известный жителям Ижевска как Летний сад имени Горького, или Генеральский сад.
История Генеральского дома тесно переплетена с историей Ижевска: в 1887 году во время визита туда в особняке гостили Великие князья Михаил Николаевич и Сергей Михайлович Романовы, в годы революции здесь размещались штабы Ижевского антибольшевистского восстания и Комитет членов Учредительного собрания, затем – Ижевский ревком, Чрезвычайная комиссия Ижевска, клуб коммунистов. В XX веке особняк не раз менял свое назначение: в разные годы он использовался как школа, прокуратура, гараж. Дольше всех просуществовала здесь городская станция скорой помощи.
В XXI веке для скорой построили новое, современное здание, а Генеральский дом перешел на баланс АО «Парки Ижевска». В этот период в старинных комнатах и кабинетах появились офисы самых разных организаций – от турфирм и рекламных агентств до клуба метателей ножей и топоров. Историко-культурный облик особняка размывался, разрушался. Однако, по счастливому стечению обстоятельств, в числе новых обитателей Генеральского дома оказались две организации, которым судьба здания, его внешний вид и культурное значение для города оказались небезразличны. Они-то и загорелись идеей вернуть Генеральскому дому былую славу.
Необычная опера
Музей города Ижевска – самый молодой муниципальный музей города – и Центр современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) соседствуют в Генеральском доме через стену. Две инициативных, творческих команды решили объединиться для решения одной задачи – сохранения здания Генеральского дома и его возвращения в культурное пространство города.
«Наш совместный проект идеально соответствовал номинации «Музей + театр» конкурса Фонда Потанина «Музей 4.0», – рассказывает Марина Рупасова, руководитель проекта «Генеральский дом: городская опера». – Мы хотели интегрировать Генеральский дом в городское пространство, объяснить горожанам важность и ценность этого дома и искали для этого проект, который мы могли бы реализовывать совместно, который был бы интересен людям, «зацепил» их своей необычностью, оригинальностью. Потому мы и остановили свой выбор на таком жанре как текстовая опера».
В текстовой опере актеры не поют, а говорят. Этот жанр близок к документальному театру, но здесь большое значение имеют музыка, звуки, модуляции человеческого голоса – из этого складывается музыкальное произведение, которое по праву может называться оперой.
Управление проектом коллективы музея и ЦСДР разделили между собой: музей взял на себя менеджмент и, как грантополучатель, ответственность за результат. ЦСДР, в свою очередь, занимался постановкой и прокатом оперы. Так для проектной группы начался долгий и тернистый путь проб и ошибок, поисков и открытий, творчества и эксперимента.
Театр + музей = ?
Казалось бы, театры Ижевска должны были отнестись к проекту если не с энтузиазмом, то хотя бы с интересом. Однако профессиональное сообщество отнеслось к экспериментам музея и ЦСДР настороженно. Во многом это было связано с тем, что ЦСДР представляет собой так называемый «театр горожан»: днем все актеры работают, учатся, а по вечерам играют в театре. Несмотря на то, что ЦСДР постоянно участвует в фестивальном процессе, приглашает в Ижевск российские театральные лаборатории и даже был номинантом «Золотой маски», отношение к труппе как к любителям и связанные с этим предрассудки и опасения со стороны профессиональных служителей театра сохранялись. В итоге на презентацию проекта пришел только один представитель театрального сообщества Ижевска.
К счастью, такая реакция не демотивировала проектную команду, а напротив вдохновила на то, чтобы увидеть выстраивание взаимодействия между театральным и музейным сообществами города как отдельную задачу в рамках проекта. Так родилась серия экспертных интервью под названием «Экспериментальный театр в Ижевске. Мнения»: были записаны восемь интервью представителей ижевских театров о том, что такое экспериментальный театр вообще, есть ли он в Ижевске, как воспринимать это искусство.
Интервью вызвали шквал обсуждений, в большей степени узкопрофессиональных, на странице проекта в социальных сетях. Благодаря этим дискуссиям команде проекта удалось подружиться с театральным сообществом города. Музейщики начали гораздо чаще ходить в театры Ижевска, открывая для себя новые спектакли, а сотрудники театров, в свою очередь, стали посещать мероприятия музея Ижевска. Так вокруг общей, живой, актуальной темы завязались профессиональные и дружеские связи: театр и музей в Ижевске стали ближе друг к другу.
Через тернии к премьере
Алгоритм театрального проекта достаточно общий: начинается все с исследовательского этапа, когда театральная команда знакомится с его содержательной частью. Затем запускается работа лаборатории, где нащупываются форматы, проходит кастинг, привлекаются люди, которые будут работать над спектаклем. Далее следует процесс создания драматургического материала, музыки и оформления подходов к художественной постановке спектакля. Но всякому, кто хотя бы раз имел дело с творческим проектированием, очевидно, что реальность вносит свои коррективы, и любой рабочий процесс будет отличаться от идеальных представлений о нем.
Творческие поиски сопровождали проект почти на каждом из этапов его реализации. Сначала у драматурга и проектной команды возникли концептуальные расхождения во взглядах на конечный продукт – оперу: социальные проблемы современного Ижевска казались автору либретто более важными и интересными, чем история Генеральского дома. Затем, когда молодой удмуртский драматург Валерий Шергин завершил работу над текстом оперы, пьеса понравилась всем, кроме главного режиссера.
Иными словами, проект несколько раз оказывался на грани смены команды. «Был момент, когда все зависело от моего решения как руководителя проекта, ведь именно руководитель несет ответственность за конечный результат», – вспоминает Марина Рупасова. В результате бурных, многочасовых дискуссий участники процесса договорились, что режиссер снимет по мотивам написанной пьесы фильм, а либретто для текстовой оперы напишет самостоятельно. На это пришлось потратить дополнительные средства и время, но в итоге и опера, и фильм, прошедшие через огонь, воду и медные трубы проектного менеджмента, увидели свет.
Жизнь после премьеры
Музей города Ижевска и до премьеры фильма и оперы имел славу необычной, креативной институции: у музея никогда не было стационарной экспозиции, традиционно здесь много работали с актуальным искусством. Теперь же благодаря экспериментальному проекту в музей пришли новые люди, в основном молодые ижевчане, составлявшие аудиторию ЦСДР. Многие из них начали интересоваться историей родного города, изучать его прошлое и соотносить себя с ним. Кроме того, у музея появился целый ряд собственных новых продуктов: именно Ижевский городской музей обладает исключительными правами на спектакль, пьесу, фильм, созданные на основе музейных материалов.
«Наш проект – это тот случай, когда процесс и взаимодействие внутри может быть даже важнее результата, которого мы достигли, – отмечает Марина Рупасова. – Скорее всего, наш продукт фестивальный, немного провокативный, в чем-то инновационный. Как руководитель проекта, оценивая результаты, я бы хотела сказать, что новый имидж музея был получен однозначно».
Команда «Генеральского дома» отмечает важную роль экспертной поддержки со стороны Фонда Потанина. Музей несколько раз обращался за экспертными консультациями в Фонд и рекомендует всем победителям конкурсов не пренебрегать этой возможностью, ведь внешняя оценка позволяет по-другому взглянуть на хорошо знакомые, привычные вещи.
Директор программ Фонда Оксана Фодина отмечает:
«Наша задача как грантодателя, прежде всего, своевременно оказывать индивидуальную поддержку грантополучателям по вопросам реализации их проектов и соблюдения условий договоров. Но помимо этого мы даем им возможность развиваться и совершенствовать свои компетенции в профессиональной сфере через экспертное сопровождение проектов.
В случае с «Генеральским домом» приглашенный эксперт помог команде увидеть сильные и слабые стороны проекта, определить «слепые» зоны, выстроить коммуникацию со всеми стейкхолдерами и найти управленческие решения, которые позволили сделать инвентаризацию собственных ресурсов, усилить роль музея в создании партнерской сети в городе (Городской сад, театр, с которыми соседствует музей, волонтеры), обеспечить гарантии долгосрочной деятельности, перевести проект в конструктивное русло сотрудничества с приглашенными творческими партнерами (режиссером, сценаристом, композитором).
Несмотря на то, что будущее Генеральского дома пока не определено, можно с уверенностью сказать, что проект получился. Это успешный новаторский пример интерпретации наследия музейно-театральными средствами».
Музей и театр идут в город
Одним из самых неожиданных выводов для команды в ходе работы над проектом стало то, что чем активнее велась работа с продвижением образа Генеральского дома среди ижевчан, тем активнее аккумулировалась его символическая капитализация. Если раньше старое здание ни у кого не вызывало особого интереса, то в ходе работы над проектом у Генеральского дома появился инвестор, готовый заниматься его реставрацией с сохранением в его стенах театра и музея.
«Время покажет, останемся ли мы в Генеральском доме: это пока вопрос открытый как для нас, так и для нашего партнера ЦСДР, – рассказывает Марина Рупасова. – Но именно мы и ЦСДР смогли показать городу и горожанам значение этого дома, и сейчас, думаю, пора распространять символическое значение Генеральского дома уже в городской среде: делать экскурсии и променады, работать с важными инструментами сегодняшней городской жизни. Не знаю, будет ли жить спектакль в таком формате, но направления деятельности, в том числе планы по взаимодействию с ЦСДР, у нас наметились. Мы соседи по Генеральскому дому, мы стали партнерами по проекту, и я надеюсь, что в дальнейшем у нас родятся новые формы сотрудничества».