Назад

Фонд Потанина и Сколтех провели конференцию об искусственном интеллекте в образовании

Участники обсудили, как ИИ меняет подходы к обучению и преподаванию, и какие вызовы это создает для системы образования

В Сколковском институте науки и технологий завершилась конференция «АБВГД_ИИ – искусственный интеллект в образовании», организованная Благотворительным фондом Владимира Потанина в партнерстве со Сколтехом. Преподаватели, исследователи, технологические предприниматели и представители университетов встретились, чтобы обсудить, как ИИ меняет подходы к обучению и преподаванию, и какие вызовы это создает для системы образования.

Конференция началась с утренней сессии, посвященной ИИ-трансформации высшего образования. В фокусе обсуждения — практические кейсы, инструменты и подходы, меняющие академическую среду. Эксперты представили доклады, поделились примерами собственных проектов и продемонстрировали, как технологии дополняют педагогические практики и открывают новые возможности для преподавателей и студентов.

Сессия открылась вопросом, который становится все актуальнее: готовы ли мы доверять ИИ? Куратор индустриальной практики студентов магистратуры в высокотехнологичных компаниях Жанна Турубарова предложила участникам взглянуть на искусственный интеллект не как на угрозу, а как на вызов — для этики, педагогики и культуры взаимодействия. По результатам интерактивного опроса большинство участников выразили сдержанный оптимизм: доверие к ИИ возможно — при наличии контроля и прозрачности.

Кандидат биологических наук и научный журналист Никита Лавренов представил возможности Perplexity — поискового чат-бота, сочетающего функции ИИ и интеллектуального поиска. Инструмент уже применяется преподавателями для структурирования лекций, подготовки тестовых заданий и получения сводок по научным темам. Эффективность работы с системой во многом зависит от точности запросов и готовности пользователя к экспериментам.

О возможностях и ограничениях цифровых аватаров рассказала Ольга Алканова, доцент кафедры маркетинга и директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании СПбГУ. По ее словам, несмотря на технологическую новизну, аватары пока не способны передать харизму и интонацию живого преподавателя. Однако нейтральность делает их эффективными при передаче инструкций и технических заданий.

Профессор Центра искусственного интеллекта Сколтеха Иван Тюкин отметил, что ключевой задачей системы образования является развитие навыков, которые остаются за пределами возможностей алгоритмов: критического мышления, креативности и лидерства.

О необходимости баланса между технологиями и педагогической миссией говорили Анна Качкаева, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), и Светлана Шомова, профессор НИУ ВШЭ. Эксперты сошлись во мнении, что ИИ — не альтернатива, а партнер преподавателя. При этом роль педагога остается уникальной: вдохновлять, вести за собой, поддерживать мотивацию студентов в условиях неопределенности.

Во второй части утренней программы состоялась панельная дискуссия «ИИ для тех, кто учится и учит». Модератором выступил главный редактор журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич. Участники обсудили будущее профессии преподавателя в условиях стремительного развития технологий. В центре внимания оказался сценарий, при котором искусственный интеллект способен взять на себя значительную часть образовательного процесса — от создания курсов до проверки заданий. В этом контексте особое значение приобретают качества, которые не может воспроизвести машина: способность вдохновлять, быть ролевой моделью, выстраивать живое взаимодействие и поддерживать мотивацию студентов.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева

Искусственный интеллект уже сегодня меняет подходы к обучению и преподаванию. Два года назад мы впервые разрешили участникам наших конкурсов использовать ИИ при подготовке заявок, и это стало важным шагом к пониманию его роли в образовании. Любопытно, что среди тех, кто использует ИИ, почти поровну встречаются представители технических и гуманитарных специальностей. Чаще всего искусственный интеллект применяют для редактирования готовых текстов, выстраивания их логики, проверки информации на соответствие требованиям конкурса, обобщения данных и составления сопроводительных писем.

 

Ректор Сколтеха Александр Кулешов высказал мнение, что будущее искусственного интеллекта предсказывать бессмысленно, так как сейчас мы живем в полной неопределенности – что можно и что нельзя в отношении возможностей искусственного интеллекта. В качестве примера ректор привел AlphaGeometry, которая научилась решать задачи международных математических олимпиад на уровне их золотых призеров.

Профессор РЭШ Иван Стельмах отметил гуманитарную роль преподавателя. По мнению Ивана, именно педагог формирует пространство для критического мышления и диалога, а ИИ выступает вспомогательным инструментом, который позволяет сосредоточиться на содержательной части работы.

Доцент ФКН ВШЭ и руководитель исследовательского направления в SberDevices Мария Тихонова обозначила ценность неформального общения как одной из ключевых составляющих образовательной среды. Она подчеркнула, что технология не способна заменить эмоциональную и мотивационную составляющую, которая возникает в процессе личных встреч и взаимодействий.

Генеральный директор Альянса в сфере искусственного интеллекта Валерия Воробьева говорила о необходимости сохранять баланс между технологичностью и гуманитарностью образования. По ее мнению, ИИ может усилить индивидуальный подход, но важно не утратить способность студентов к самостоятельному мышлению и креативному поиску.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко поделился результатами эксперимента, в ходе которого обучил ИИ на собственных текстах. Система попыталась воспроизвести его стиль и даже угадать личные предпочтения. Этот опыт стал поводом для размышлений о границах возможностей искусственного интеллекта: способен ли он по-настоящему понимать или лишь имитирует?

Дискуссия завершилась консенсусом: несмотря на растущую роль ИИ, ключевая функция образования остается в руках человека. Технологии — это помощники, но не замена. Именно преподаватель формирует среду, где возникает развитие — не только академическое, но и личностное.

Во второй половине дня участники разошлись по импровизированным кафедрам, каждая из которых предлагала освоить разные инструменты и подходы к ИИ:

  • Заместитель проректора по образованию Сколтеха Ольга Ушакова провела занятие для тех, кто хотел научиться использовать ИИ-сервисы с нуля;

  • Заведующий лабораторией прикладного анализа больших данных Томского государственного университета Вячеслав Гойко представил инструменты ИИ в помощь методистам для проектирования образовательных программ;

  • Заведующий лабораторией прикладных исследований «Сколтех–Сбербанк», доцент Алексей Зайцев рассказал, какие типы инструкций можно задавать нейросетям, в каких ситуациях их стоит применять и как дообучать большие языковые модели под собственные задачи;

  • Команда Центра научной коммуникации ИТМО рассказала, как проектировать программы, в которых ИИ может быть гармонично интегрирован в работу со слушателями, а также почему избегать ИИ — особенно в образовании — бесполезно.


О конференции

Конференция — ежегодное событие Стипендиальной программы Владимира Потанина. Начиная с 2015 года Фонд проводит конференцию для преподавателей высшей школы в партнерстве с одним из вузов — участников Стипендиальной программы. В фокус попадает самый широкий круг вопросов — от технологий создания инновационных конкурентоспособных программ и курсов до внедрения в образовательный процесс лучших практик как инструмента подготовки кадров для экономики будущего. Партнерами конференции в разные годы становились Национальный исследовательский Томский государственный университет, Университет ИТМО, Университет науки и технологий МИСИС, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Высшая школа экономики, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева — КАИ. Партнером конференции в 2025 году стал Сколковский институт науки и технологий.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Игорь Барадачев принял участие в форуме «Мастера спорта»
30 мая 2025

Он модерировал сессию «Спорт для всех: открывая двери инклюзии»

#Сила спорта
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел форум «Музейный гид – 2025: вместе музей»
27 мая 2025

В этом году участники обсуждали, какую роль музеи играют в мире креативных индустрий — от дизайна и кино до городской культуры

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Оксана Орачева приняла участие в панельной дискуссии «Интермузея»
26 мая 2025

В центре дискуссии – обсуждение взаимодействия музеев с представителями креативных индустрий

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Командировка в Санкт-Петербург: обсудили развитие целевых капиталов в сфере образования и не только
26 мая 2025

Приняли участие в нескольких мероприятиях, посвященных целевым капиталам

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Искусный глагол»: разговоры о культуре поставленным голосом
23 мая 2025

Фонд провел цикл профессиональных встреч журналистов со всей страны на тему культурной энергии медиа. Специальными гостями стали Михаил Швыдкой, Андрей Малахов и Игорь Золотовицкий

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел панельную дискуссию «Музей как опыт: фактура настоящего и образ будущего»
23 мая 2025

22 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи состоялась панельная дискуссия форума «Музейный гид»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Определены участники Школы Фонда — 2025
20 мая 2025

Ими стали 300 стипендиатов и грантополучателей Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Системные инвестиции в образование: Стипендиальная программа
16 мая 2025

14 и 15 мая состоялась первая встреча проекта #Мынасвязи 

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2025» пройдет в Москве
16 мая 2025

Ежегодный форум музейных профессионалов и специалистов из других сфер культурной и научной деятельности состоится 21-23 мая

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Владимир Потанин встретился со стипендиатами Фонда и студентами Центрального университета
16 мая 2025

Темами разговора стали развитие образования, ИТ-отрасли, филантропия

#Стипендиальная программа