Назад

Жонглер на доверии: какие люди нужны современной культуре

Государственное финансирование культуры даже в развитых странах неуклонно сокращается, а требования к культурным институтам, напротив, растут. Новые зрители предъявляют новые запросы, прежние поклонники не всегда рады переменам, общество в целом все чаще ожидает от искусства решения не только культурно-просветительских, но и социальных задач. Управлять организациями из этой сферы в таких условиях очень непросто, и роль руководителя становится все более заметной и значимой.

Текст материала

Тема культурного лидерства сегодня — одна из самых актуальных для профессионального сообщества. О нем, в частности, много говорилось на прошедшем недавно в Москве форуме «Музейный гид», который традиционно проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках ежегодного фестиваля «Интермузей». В кулуарах форума старший научный сотрудник Бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета Пеграм Харрисон, который давно занимается изучением этого явления, рассказал «Ридусу», какими должны быть современные культурные лидеры, откуда они берутся, и чем отличаются от предшественников.

Как сегодня на Западе трактуется понятие культурного лидерства?

— Я полагаю, понятие культурного лидерства на Западе не очень сильно отличается от российского представления. И на самом деле мне кажется, что в России культурные лидеры даже пользуются большим уважением. Лично я считаю, что культурный лидер должен прежде всего представлять ценности культуры и того культурного учреждения, которым он управляет.

Должен ли культурный лидер обладать какими-то особыми навыками и компетенциями? Условно говоря, директор завода может успешно возглавить музей?

— Руководитель музея — это, конечно, особенный человек, но я не думаю, что у него есть какие-то особые навыки. Директор завода не может сразу стать успешным руководителем музея, но вполне может этому научиться. Я полагаю, самое главное требование к культурному лидеру — не конкретные компетенции, а скорее гуманистический подход. То есть такие руководители должны очень хорошо уметь разрешать конфликты и увлекать за собой очень разных людей, прислушиваться к различным мнениям и управлять ими.

Должен ли такой человек хорошо разбираться в той области культуры, которой руководит?

— Сейчас он может разбираться в этом меньше, чем раньше. Главное, чтобы ему доверяли. Приведу пример: дирижер оркестра, которому должны доверять все музыканты, сам может уметь играть только на одном музыкальном инструменте.

Да, но он знает музыку в целом — сольфеджио, нотную грамоту, композиторов, их произведения и т. д.

— Пример, возможно, не идеален, но этим я хотел подчеркнуть, что культурный лидер прежде всего должен обладать способностью вызывать доверие у всех, с кем работает. Уровень знаний и погружения в конкретную область культуры при этом менее значим.

hd_f1315643a2.jpg
© pixabay.com 

Вы сказали, что в России культурных лидеров уважают больше, чем на Западе. Почему?

— Это мое личное впечатление. Я полагаю, Россия является страной чрезвычайно богатой и разнообразной с точки зрения культуры. Возможно, это следствие необходимости соединять различные сообщества и нации, которые вместе живут в такой большой стране. И, может быть, в России очень уважают культуру и культурные институты потому, что именно они обеспечивают социальную сплоченность людей и общества.

Должны ли быть специальные программы для подготовки культурных лидеров в вузах и других учебных заведениях? Как обстоят с этим дела на Западе?

— Однозначно да. И образование в этой области необходимо улучшать. Дело в том, что руководители из сферы культуры проходят ограниченное обучение. То есть они могут очень хорошо знать определенные направления, например историю, но при этом не очень хорошо понимают, как обеспечить общественное благополучие в том культурном институте, который возглавляют. Они, возможно, не знают, как общаться с политиками, каким образом собирать денежные средства для различных программ. А все это — очень важные аспекты для современного культурного лидера. Сейчас на Западе очень мало хороших программ для подготовки культурных лидеров. Одна из них существует в Оксфорде, который я представляю.


Чему, на ваш взгляд, могут поучиться у Запада развивающиеся страны и есть ли, напротив, в странах Восточной Европы вообще и в России в частности опыт, который было бы полезно изучить западным государствам?

— Культурные лидеры должны уметь высказываться на определенные общественно значимые темы, о которых не говорят руководители в других сферах. И есть такие вопросы, которые очень важны на Западе, но пока мало обсуждаются в России. Например, проблемы изменения климата, миграции, социального и экономического неравенства. Практически каждая культурная программа в Европе пытается ответить на эти вопросы, а в России, как мне кажется, пока еще это не так. Но, возможно, со временем ситуация изменится.

С другой стороны, Россия и страны бывшего Советского Союза, а также многие государства Восточной Европы столкнулись с огромными и очень быстрыми переменами — социальными, экономическими и т. д. И культурные институты помогали им пережить эти изменения и объяснить людям, что происходит, как адаптироваться. Запад за последнее время с такими серьезными социально-экономическими пертурбациями не сталкивался, но они могут возникнуть, в том числе в связи с теми проблемами, о которых я сказал выше. Поэтому, возможно, культурным институтам Западной Европы придется научиться у России тому, что я бы назвал лидерством перемен.

Какие наиболее актуальные задачи и вызовы стоят сегодня перед лидерами в сфере культуры?

— Мы уже упомянули некоторые из них — социальное и экономическое неравенство, изменения климата и миграция. И, в частности, музеи должны пересмотреть то, каким образом они ставят для себя цели в этих условиях. Потому что сейчас они взаимодействуют не только со специалистами, но и с большим количеством очень разных людей. Так, в Великобритании мы видим сегодня множество мигрантов. И музеи, возможно, должны пересмотреть политику коммуникации с гражданами, расширить ее на новые категории населения.

С мигрантами все понятно, а как музеи могут помочь решить проблему изменения глобального климата?

— Я недавно говорил с директором одного музея, и она сказала, что изменение климата помогло ее музею, как ни странно, потому что стал чаще идти дождь и, соответственно, люди не гуляют на улице, а приходят в ее музей. Этот пример демонстрирует, что изменение климата реально и даже на местном уровне к нему необходимо адаптироваться. Что же касается борьбы с такими явлениями, музей может стать площадкой для конструктивных дискуссий, распространять информацию, рассказывать о существовании тех или иных проблемы, делиться своей обеспокоенностью.

Как меняется подход к управлению культурной сферой, какое влияние оказывают цифровизация, глобализация и другие современные тренды?

— Может быть, как раз цифровизация — основная причина того, что культурные лидеры стали чаще появляться со стороны. Это люди, которые знакомы с современными технологиями и наряду с другими своими компетенциями могут привнести их в культурный сектор. Цифровизация стала очень важной для культурного пространства и самых разных его представителей. Один пример: хрупкие ценные коллекции сейчас могут быть безопасно представлены большому количеству людей без риска ущерба для них. И одна из причин, по которым это можно сделать, как раз те ценные навыки, которые появились у культурных лидеров.

В прошлом культурные лидеры были полностью сосредоточены на вопросах культуры, сегодня им необходимо умение работать по нескольким направлениям, которые зачастую противоречат друг другу. Помимо культуры это коммерческие интересы, а также ценности и приоритеты общества в целом и его конкретных групп. Культурный лидер должен научиться жонглировать этими тремя «мячиками».

А должны ли культурные институты каким-то образом встраиваться в экономику, коммерциализироваться?

— Нужно искать золотую середину. Необходимо, с одной стороны, учитывать коммерческие интересы, а с другой — культурные приоритеты. Деньги в культуре — это не самоцель, они нужны для того, чтобы можно было себе позволить какие-то дорогостоящие мероприятия — театральную постановку, выставку и т. д. Кстати, в одном из исследований, которое проводили мои коллеги, они спрашивали руководителей музеев, с кем те проводят больше всего времени. И оказалось, что раньше они больше времени проводили с кураторами или с какими-то деятелями искусства, а сейчас — с финансистами, представителями компаний, денежными донорами. И руководители музеев полагают, что в будущем им придется проводить еще больше времени именно с теми людьми, которые представляют для них деньги. С самыми разными людьми со стороны, не имеющими прямого отношения к культуре.

Не получится ли так, что в будущем им вообще придется посвящать все свое время людям, далеким от искусства?

— Надеюсь, что нет. Это возможно, но хотелось бы этого не допустить. Я полагаю, что в будущем, особенно это касается наиболее крупных музеев, у самого главного руководителя будет три заместителя, каждый из которых будет отвечать за один из тех «мячиков», о которых мы говорили, — культурные вопросы, коммерческие и социальные.

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне