Назад

Жизнь после гранта: Полина Иванова, Никита Сучков и Кристина Горланова — о судьбе молодых музеев

Получатели гранта Потанина из Екатеринбурга и директор фонда рассказывают, как открыть музей на благотворительные средства

Текст материала

За последние пять лет в Екатеринбурге появилось несколько ярких культурных проектов по сохранению городской истории, которые с нуля создали молодые горожане. Культурные точки вроде законсервированной Белой Башни на Уралмаше не приносят дохода создателям и живут только за счет желания активистов. Ресурсы для реализации своих идей стартаперы ищут по-разному, но чаще всего это помощь добровольных жертвователей и различные государственные и частные гранты — такие, например, выдает благотворительный фонд Владимира Потанина. В Екатеринбурге фонд помогал Белой Башне, «Ячейке F», Дому Метенкова, Музею истории Екатеринбурга, Музею ИЗО. На культурном форуме Culturalica, что проходил в городе в конце минувшей недели, The Village встретился и поговорил с генеральным директором фонда Оксаной Орачевой о деньгах, а с уральскими победителями — о жизни после гранта.

Оксана Орачева

генеральный директор фонда Потанина


«Фонд не выбирает проекты самостоятельно. Мы обеспечиваем равные условия для участников и привлекаем экспертов, которые принимают независимое решение. Так что неважно, какой у автора характер и участвовали ли он в конкурсе раньше — финансирование получат самые сильные проекты. Мы поддерживаем контакт с победителями и в процессе реализации, и после завершения. Они пишут отчет, где объясняют, чего удалось добиться. Мы с самого начала заинтересованы, чтобы проект не был разовым.

Сказать, какие проекты будут побеждать в дальнейшем, сложно. Но есть заметная тенденция в форме взаимодействия с аудиторией: все больше проектов, которые вовлекают людей через волонтерство или через необычную работу с детьми, например. Место музея в городе переосмысляется, и он становится активным участником городской жизни».


Чтобы получить грант (общая сумма — 25 миллионов рублей), нужно оставить заявку на сайте фонда в конце года, описать свою идею, приложить смету и ждать решения экспертной комиссии.


Место: Белая Башня

Проект: «Белая Башня. Точка отсчета»

Сумма гранта: 2 миллиона рублей

Годы: 2015–2016

На краю Уралмаша стоит бывшая водонапорная башня, архитектурный памятник эпохи конструктивизма, созданный архитектором Моисеем Рейшером в начале 30-х годов. В конце 60-х башня прекратила свое функционирование по прямому назначению: в город пришел центральный водопровод. Долгое время владельцы придумывали, что с ней делать, меняли ее изнутри и снаружи. В 90-е башню окончательно забросили, она покрылась надписями и слоем мусора. Чтобы сохранить башню и вернуть ей нормальный вид, в 2012 году ее передали арх-группе Podelniki. Четверо архитекторов сделали консервацию башни — то есть убрали мусор, защитили от разрушения, отремонтировали смотровую площадку и провели электричество.

Сегодня башня открыта для посещения, а в пространстве бака башни работает медиапанорама. В теплое время года там проходят экскурсии, уральские музыканты играют в башне концерты, а на первом этаже владельцы устраивают тематические выставки.


Полина Иванова

архитектор, писатель, член арх-группы

Мы обратились фонд, чтобы создать внутри башенного бака, предназначенного для воды, панорамную мультимедийную экспозицию. Это была уже вторая наша попытка получить грант — на этот раз мы вдохновились идеей превращения круглых сооружений в медиапанорамы. Победа имела крутой эффект, потому что мы быстро нашли донаторов, которые оплатили проект консервации. Это был жесткий год: одни пилили и строили, другие лазали по крышам и снимали панорамы Уралмаша, а третьи устанавливали проекторы. Нам удалось открыться в День города и собрать внутри башни много людей. Если бы мультимедийный проект не победил, мы бы вряд ли смогли так быстро организовать консервацию.

Оксана Орачева

В этом проекте была интересна история вовлечения волонтеров: грантополучателям удалось объединить вокруг себя большое количество людей.

Место: Дом Метенкова

Проект: резидентская программа «Новые истории Екатеринбурга»

Сумма гранта: 985 тысяч рублей

Годы: 2016–2017

В 2017 году Дом Метенкова запустил арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». Каждый из приглашенных художников в течение двух месяцев работал в уральской столице и регионе, а в итоге создавал выставки и инсталляции, рассказывающие о сегодняшнем городе. Зрители могли прийти и увидеть, как работают художники. Для этого там проводились лекции, а в часы публичных экскурсий открывались мастерские. Резидентами арт-резиденции стали Фетт Санс из Берлина, Екатерина Юшкевич из Москвы, Алина Десятниченко из Краснодара, Артур Бондарь из Киева, Оксана Юшко из Москвы, Варвара Кузьмина из Владимира и Елена Аносова из Иркутска.


Кристина Горланова

заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова»

Мы стремились создать арт-резиденции для художников, которые не живут в Екатеринбурге, чтобы получить визуальную историю про город в рамках современной фотографии. Когда проект победил, мы устроили опен-колл, получили множество заявок, где художники описывали черновик двухмесячного проекта. В итоге к нам приехали семь человек, которые создали шесть выставок. Получился хороший отклик внутри города, в арт-сообществе, даже в международной прессе. Оказалось, что резиденция — удобный инструмент для изучения города. Арт-резиденции мы продолжили и расширили. Теперь в проекте могут участвовать местные художники, а иностранцев мы привозим в сотрудничестве с посольствами разных стран.

Оксана Орачева

Проект был интересен не только выставками, которые появились благодаря арт-резиденциям. Дому Метенкова удалось показать сложные социальные вопросы через искусство. На эти темы очень тяжело говорить средствами искусства, а у них получилось показать сложные вещи без утраты художественного смысла.

Место: Ячейка F

Проект: «Музеефикация ячейки типа F / Архитектор Гинзбург на Урале»

Сумма гранта: 740 тысяч рублей

Годы: 2016–2017

В октябре прошлого года в Екатеринбурге открылся музейно-просветительский центр «Ячейка F». Он стал первым в России музеем за пределами Москвы, посвященным наследию авангарда. Создал проект выпускник факультета журналистики УрФУ и студент Высшей школы урбанистики в Москве Никита Сучков. Он выиграл грант и дополнительно запустил краудфандинговую кампанию, на завершение строительства было необходимо 150 тысяч рублей. Пожертвования вносили как екатеринбуржцы, так и москвичи. Сейчас в здании Уралобрсовнархоза работают лекторий и сувенирный магазин с редкими продуктами той эпохи, брендированными значками и свитшотами.

Никита Сучков

урбанист, директор музея

Мы подавали заявку в последний момент, и, по сути, ни на что не надеялись. Благодаря гранту мы создали проект музеефикации, экспозицию и закупили оборудование и мебель. Сейчас мы платим высокую муниципальную аренду, что замедляет нас в развитии. Ситуация тяжелая, и мы не знаем, что будет дальше: все доходы от экскурсий идут на аренду, средств на этот месяц хватает, а хватит ли на следующий — не знаю. Возможно, музей не доживет до лета. Тогда мы или  объединимся с дизайн-бюро по соседству, или переедем в Дом архитектора. Чтобы этого не случилось, мы пытаемся выйти на контакт с мэрией. Пока ждем ответа. Роль фонда высокая: они не бросают своих и оказывают поддержку уже после формального завершения проекта.

Оксана Орачева

«Ячейка F» может стать еще одной изюминкой города, которая будет вызывать большое любопытство и интерес. Я думаю, проект дальше будет развиваться, несмотря на сложности. Может, это не будет быстро, но главное, у команды есть желание, а у людей музей вызывает интерес. «Ячейке F» нужно найти способ стать устойчивыми. Победители получили большой опыт привлечения средств с помощью краудфандинга. Стало очевидно, что краудфандинг — это работающий инструмент. Считается, что люди дают деньги на больных детей, а на культуру — нет. На самом деле спектр широк.

Место: Музей наивного искусства

Проект: «Место встречи — дизайн экспозиционных пространств Музея наивного искусства»

Сумма гранта: 900 тысяч рублей

Годы: 2017–2018

В ноябре прошлого года в усадьбе лесного инспектора Кудрина открылся Музей наивного искусства. За предыдущие два года здание реконструировали, сделали ремонт внутри, провели отопление, поменяли окна.

Сейчас в музее два выставочных этажа с 11-ю залами. Сотрудники говорят, что уральский музей станет одним из крупнейших музеев наивного искусства в России. Почти 70 % коллекции — это картины художников Свердловской области. В запасниках лежат и шедевры классического наива. В новом музее проходят выставки, посвященные расстрелу императорской семьи, советскому детству, марийской деревне, жизни евреев. Первая экспозиция «Ангелы и другие жители Земли» собрала полторы сотни произведений Нины Варфоломеевой, Альберта Коровкина, Алексея Языкова, Вадима Колбасова, семьи Трофимовых.

Андрей Бобрихин

заведующий отделом наивного искусства ЕМИИ

Старинное здание не приспособлено под музей и не соответствует современным требованиям, там много визуального мусора и окон. Нужно сделать условный чехол, внутреннюю капсулу, и превратить евроремонт в экспозиционный дизайн. Сейчас идет проектирование: надеюсь, к лету все будет готово.

Оксана Орачева

Проект только начинается, так что говорить о результатах сложно. В Екатеринбурге большая коллекция наивного искусства, и это одна из самых популярных тем здесь. Грант дает возможность поэкспериментировать, представить наивное искусство так, чтобы оно пользовалось спросом.

Другие статьи

Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
Культура благотворительности
14 октября 2024
The Art Newspaper Russia
Культура благотворительности
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты