Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Вернуть жизнь ухватом: зачем жители создают музеи умирающих деревень

Попытки сохранить народную память нередко помогают вдохнуть жизнь в русскую глубинку

Текст материала

Жизнь в чуме, быт оленеводов и традиционные танцы северных народов — в России всё активнее говорят о развитии этнографического туризма, который совмещает в себе и познавательную, и развлекательную функции, и, главное, помогает сохранять уходящие традиции. По всей стране создаются центры и небольшие тематические парки, посвященные экзотической для жителей центральных регионов культуре небольших народов. Необходимость способствовать развитию этнотуризма закреплена в плане по реализации национальной политики России, который был утвержден в январе 2019 года. Между тем одной только этнографической экзотикой дело не ограничивается — жители пришедших в запустение российских деревень всё чаще сами обращаются к уходящему крестьянскому быту, создавая самодеятельные культурные и даже музейные проекты. Один из них уже несколько лет действует на Русском Севере, другой не так давно появился в Удмуртии. Как коллективная работа над сохранением памяти помогает людям не только возродить интерес к родным местам, но и привлечь туда гостей, разбирались «Известия».

На земле заволоцкой чуди

Село Березник стоит на реке Устья в обрамлении классических билибинских северных пейзажей. До Архангельска от него — около 300 км по федеральной трассе «Холмогоры». Поэтому тем, кто соберется ехать сюда из Москвы, лучше добираться из соседнего Вельска или с железнодорожной станции Костылево, не доезжая до областной столицы.

Несмотря на отдаленность от Архангельска, Березник — село по современным меркам вполне благополучное. Есть тут даже собственный спорткомплекс с ледовой ареной, рассчитанный более чем на 370 человек. И — удивительное дело! — затерянное посередине северных холмов село в начале 2010-х годов уверенно показывало рост числа жителей. Если в 2002 году там жили около 660 человек, то к 2012-м жителей было уже больше 690 человек. Сейчас, говорят местные, здесь живет около 900 человек.

Когда-то места населяли представители заволоцкой чуди — древнего финно-угорского народа. В начале XX века здесь же работала учительницей Мария Федорова-Шалаурова, одна из самых знаменитых и авторитетных собирательниц северного фольклора. Собранные ею материалы сегодня хранятся в архивах и музеях Москвы и Соловков. На этом, собственно, «серьезные» культурно-исторические достопримечательности здесь заканчиваются.

Зато у Березника есть два важных человеческих актива — в начале 2000-х в развитие деревни вложился один из местных лесопромышленников, владелец Устьянского лесопромышленного комплекса Владимир Буторин, который сам родом из этих мест. А прославиться (в определенном, конечно, смысле) селу помогла директор местного детского сада Ирина Кокорина. В 2015 году ее программа по увековечиванию памяти исчезнувших деревень «В гостях у хозяюшки Устьи» выиграла грант благотворительного фонда Потанина «Музейный гид».

Суть проекта, на который было выделено 336 тыс. рублей, была проста: авторы хотели собрать информацию о шести деревнях, когда-то стоявших в окрестностях Березника, и установить стилизованные памятные щиты с информацией о них. А еще — организовать экскурсии для школьников и взрослых, приезжающих в Березники.

Рама над рекой

Вообще-то, признает Ирина, изначально проект она придумала для того, чтобы привлечь внимание к собственному музею крестьянского быта — возможно, одному из немногих в России музеев, работающих при детском саду.

Заниматься им Ирина Кокорина начала еще в начале 1990-х — тогда же написала специальную программу «Истоки», посвященную сохранению памяти о народной культуре, а потом вместе с родителями воспитанников начала собирать по еще стоявшим деревням, у старушек, старинные утюги, ухваты и прочие артефакты крестьянской жизни.

Постепенно «крестьянский уголок» вырос в музей, почти полностью построенный на интерактивности — детям там предлагают погладить белье старинным крестьянским валиком, посмотреть, смолоть зерно на ручной мельнице и сравнить это с тем, как строится процесс сейчас, позвонить в тяжелый колокольчик, которым раньше холмогорские крестьяне созывали скот.

Простым сбором ненужных предметов с местного населения создатели при этом не ограничились — музей «живет» по календарю народных праздников. На Масленицу тут пекут тетерок, к концу марта — традиционных жаворонков, на Пасху — козулей. Давать мастер-классы подрастающему поколению приглашают местных бабушек. Так что старшее поколение тоже без дела не сидит.

Постепенно музей вырос, приходить туда стали, в том числе и школьники, для которых появились специальные кружки. После этого стали думать, куда расти дальше, — и придумали собрать информацию о других деревнях.

— Собственно, решили его (музей. — Прим. ред.) популяризировать, и для этого придумали программу по сохранению памяти о деревнях, которых уже нет. Когда подавали в Фонд Потанина, проект назывался «В гостях у хозяюшки Устьи». Но настоящая цель — создание памятных модулей на местах, где когда-то стояли деревни, которые перестали существовать, а также сбор информации по этим деревням, — рассказывает Ирина Кокорина.

После победы в 2015 году Ирина Кокорина собрала рабочую группу из местных активистов, учителей и краеведов. Собирать информацию о деревнях помогали школьники, которые беседовали с местными жителями. Взрослые же параллельно вели работу в местных архивах, изучали краеведческую литературу и думали, как именно оформить информационные щиты, — собственно, то, ради чего и создавался проект, решили делать стилизованными.

— Это как будто деревянные избы в маленьком размере. Рубленая стена, а в окошке — информация о деревне, которая там располагалась, кто в ней жил, чем занимались жители, и так далее, — говорит Ирина Кокорина.

В 2016 году маршрут официально открыли — журналистов, гостей из Архангельска и местных жителей провезли по нему на автобусе, показали установленные щиты и пригласили в музей Березника. Изначально деревень было шесть — Чума, Холм, Богатая, Наволоки, Ягодная, Крылово. Еще один щит установили в самом Березнике, на месте стоянки древних людей, а на берегу реки Устьи, у которой стоит село, поставили пустую раму и большой стол, на котором можно увидеть карту деревень, располагавшихся за рекой.

После этого работа не остановилась — при местной школе появился краеведческий кружок, участники которого продолжили искать местных жителей и записывать их истории. В результате информации набралось столько, что ни на каких щитах она уже не помещалась, да и список населенных пунктов заметно расширился. В итоге воспоминания местных жителей и истории деревень включили в сборник «Деревня, живущая в наших сердцах», который издали в 2018 году. Найти в нем можно истории 37 населенных пунктов, стоявших в этих местах.

Оцифрованная память

Архангельский проект — не единственный пример такой инициативы. Сохранить уходящую натуру умирающих деревень, чтобы вернуть к жизни те, что еще стоят, пытаются в разных регионах.

Исчезнувших населенных пунктов, с которыми у людей связаны семейные истории, в России столько, что запрос на сохранение памяти существует давно, и маленькие любительские музеи в библиотеках и простаивающих без дела деревенских домах культуры возникают то и дело. Иногда воспоминания жителей собирают и публикуют сотрудники региональных архивов — такой сборник, например, в 2017 году вышел в Ханты-Мансийском автономном округе.

Еще с середины 2000-х в России существует интернет-ресурс «Книга памяти исчезнувших деревень», созданием которого занимаются два преподавателя — Евгения Тимохина из Мурманской области и Павел Смертюков из Карелии.

— К участию в проекте были приглашены школьники, педагоги и все, кому близка эта тема. Статус проекта «к сожалению, бессрочно» изначально означал, что этой работой мы готовы заниматься много лет, — рассказала «Известиям» Евгения Тимохина.

Иногда они даже проводят слеты жителей исчезнувших деревень. Но в основном, правда, откликаются по-прежнему педагоги или просто люди, случайно наткнувшиеся на проект на просторах интернета и захотевшие поделиться историей своего села. Такого, чтобы целая группа жителей выступила с инициативой увековечить память своей малой родины на страницах «летописи», до сих пор не было, признает автор проекта.

Тем не менее сейчас список участников включает несколько десятков человек, в нем можно найти истории жителей сел, расположенных в самых разных регионах, — от Удмуртии и берегов Белого моря, Тверской или Ленинградской областей до Сахалина.

«Выглядываю в окно, а улица пустая»

Теперь, однако, стали появляться инициативы, направленные не только на то, чтобы сохранить уходящие воспоминания, но и на то, чтобы ими делиться, — причем на доступном современной аудитории языке.

Осенью 2017-го в удмуртской деревне Сеп, по размерам сопоставимой с архангельским Березником, — постоянно там проживает около 500 человек, — открылся Музей исчезнувших деревень.

Этот проект, возможно, стал одним из самых технологичных в своем жанре. Как и в Березнике, идея принадлежала местным жителям, — она выросла из стихийно образовавшегося народного праздника, — но за помощью местные обратились к профессиональным экспертам. В итоге руководителем проекта стал Александр Юминов, руководитель НКО «Кама-рекордз».

— В Сепе придумали себе новую традицию: праздник деревень. Раз в год или в два года оповещают всех по сарафанному радио: в деревню Сеп можно приезжать на праздник. Стекаются те, кто жил в исчезнувших деревнях, их родственники, потомки… В первый год приехали 700 человек, а на второй год — полторы тысячи. Представляете — в деревню, где живет 450 человек? И никаких организационных проблем! — рассказывал журналистам «Нижегородской правды» Александр Юминов.

Сначала местные жители занимались только организацией этого сбора — готовили традиционные угощения и организовывали народные развлечения. А потом на одном из праздников решили, что хотят взять альбомы для фотографий и собрать в них информацию об опустевших деревнях. С этими альбомами они и пришли к Александру Юминову, который до этого уже приезжал в Сеп с культурными мероприятиями. Увидев собранный ими материал, который жители не знали, где хранить, он предложил сделать музей. И в Сепе идею поддержали.

Чтобы сделать всё по уму, активисты организовали целую коллаборацию между жителями традиционного удмуртского села (удмурты в нем составляют до 90% населения) и представителями городского арт-сообщества.

— Мы «выписывали» в Сеп кандидатов наук, ведущих специалистов музейного дела. Группу активных жителей из Сепа привозили в нижегородский «Арсенал», — рассказывал Александр Юминов.

Само создание и наполнение альбомов потребовало пару лет кропотливой краеведческой работы. Но самым сложным, позднее объяснял Александр Юминов журналистам, было привить местным жителям, пусть и полным инициативы, почтительное отношение с имевшимися у них артефактами. Например, объяснить, что подлинные старые фотографии не стоит обводить карандашами или маркерами.

Подключилась к работе и местная администрация: Игринское сельское поселение выделило на проект около 200 тыс. рублей (еще около 4 млн рублей удалось привлечь с помощью грантов), а когда речь зашла о расширении и создании собственного центра ремесел, муниципальные чиновники отдали музею кирпичное здание администрации.

Результатом стал пусть и небольшой, зато оформленный по всем правилам музей. С собственным логотипом — в качестве символа выбрали стилизованное изображение цветка италмас (или кувшинки), фигурирующего в удмуртских легендах, вокруг него же построили и концепцию всей экспозиции — современным сайтом, с помощью которого к Сепу можно проложить маршрут из любой точки, аудиозаписями воспоминаний и, естественно, личными вещами жителей самих исчезнувших деревень.

В центре экспозиции — те самые, собранные жителями альбомы в лаконичных красных переплетах. А типичные для большинства небольших краеведческих музеев бытовые артефакты, не имеющие в общем-то серьезной исторической ценности, «наполнили» личными воспоминаниями.

Например, объяснял Александр Юминов порталу «Экспертный совет по малым территориям», один из жителей рассказал, как в детстве мать, выкладывая на специальной деревянной доске (конечно, тоже представленной в экспозиции) муку, рисовала на ней замысловатые узоры — чтобы голодные дети муку не крали. Но он не растерялся и вскоре научился узоры эти восстанавливать, таская с доски по щепотке муки.

Самым же пронзительным экспонатом как приезжавшие в музей журналисты, так и сам Александр Юминов называют письмо старушки, жившей в одной из исчезнувших деревень, написанное на удмуртском языке: 

«Деревня умирает совсем, я последняя, больше никто не живет, только я живу. Выглядываю в окно, а улица пустая. А раньше там пели и плясали, на гармошках играли. И сейчас созрели грибы, ягоды. Приезжайте хоть кто-нибудь. Деревня умирает, у меня слезы текут, сердце кровью обливается».

Наверняка еще пару десятков лет назад такие письма из ветшающих домов старики по всей России рассылали сотнями. Но в этом случае призыв автора оказался услышанным.

Возвращение чуди

И Сепу, и Березнику обращение к памяти о прошлом помогло возродиться в настоящем. В Березник, рассказывает Ирина Кокорина, сейчас приезжают туристические группы — в основном, правда, из Архангельской области, но она рассчитывает, что со временем потянутся люди и из других регионов. Тем более что многие местные, оставив родные села, разъехались по всей России.

Проект представлен на местном туристическом портале, при этом экскурсионная программа объединяет едва ли не все березницкие достопримечательности разом: обещают и рассказ об истории «бывших поселений», и визит в сам музей «Быт и труд крестьянской семьи», и мастер-класс по народной выпечке, и даже катание на коньках в том самом крытом спортивном центре.

Появились, правда, и стихийные места силы. Так, например, к раме, установленной на берегу реки Устьи, стали массово приезжать молодожены и теперь вешают на нее извечные памятные замки. «Этого, — смеется Ирина Кокорина, — нам, конечно, не очень хочется. Но мы рады, что людям нравится».

Едва ли не главное достижение: появление нового праздника в одной из подопечных деревень, деревне Чума, расположенной в нескольких километрах от Березника. Когда-то именно здесь жили представители небольшого народа — заволоцкой чуди. Информацию о ней помог собрать один из местных школьников. Он же, основываясь на рассказах старожилов, нарисовал подробную карту исчезнувшей деревни, которую позднее нанесли на информационный модуль. А за модулем туда потянулись и покинувшие деревню местные жители. Теперь, говорит Ирина Кокорина, они собираются каждое лето, устраивают застолье, поют традиционные песни и делятся новостями.

— Получается, — отмечает Ирина Кокорина, — что этот проект сподвиг людей вернуться в свои родные места. И самое главное — дети тех людей, которых, может быть, уже и нет в живых, они знают, где их родина, знают это место.

Проект в Сепе развивается еще активнее — вслед за музеем там уже появились собственный культурный квартал, центр ремесел и у каждого — по собственной странице в социальных сетях. Есть даже отдельная страница, посвященная местному сообществу. Там, например, проводятся образовательные мероприятия для местных жителей. Только в планах на январь у них — мастер-классы по работе с социальными сетями и выездная сессия «Методика проведения фольклорно-этнографической экспедиции и обработки материала».

Как объяснял ранее Александр Юминов, местным жителям нравится происходящее. Они выступают против массового туризма, но хотят, чтобы к ним приезжали гости. Потому что «хотят общения». Об этом же говорит и Ирина Кокорина: «Если у вас будет такая возможность, приезжайте, пожалуйста, к нам — вы увидите, как, оказывается, можно в России жить. В прекрасном, чистом, благоустроенном селе».

В благотворительном фонде Потанина, который в рамках своей музейной программы предоставил гранты на реализацию и того, и другого музея, говорят, что ценность — в той самой «инициативе снизу».

«У нас в силу разных обстоятельств сокращается и будет сокращаться доля сельского населения, у нас будет уменьшаться количество деревень, у нас возникает риск утраты этой памяти, утраты идентичности себя, как человека, принадлежащего к деревне. Это попытка отработать модель, как эту память можно сохранить», — объясняла журналистам местных СМИ директор программ благотворительного фонда имени Потанина Ирина Лапидус вскоре после открытия музея в Сепе.

Как следует из описания удмуртского проекта, предполагалось, что он может послужить моделью для создания небольших региональных музеев нового поколения. Правда, подчеркивал его руководитель вскоре после открытия народного музея, одними из первых туда потянулись люди из других районов Удмуртии — многие радовались и говорили, что хотели бы, чтобы и у них было так же. Но мало кто, подобно жителям Сепа или Березника, готов был предложить свою идею.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Учить му-му разуму. Образовательные проекты музеев работают вместо школ и университетов
22 декабря 2012
"Мо