Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

В музей, за острыми впечатлениями

Самой желанной и перспективной аудиторией музея сегодня является семья, считает искусствовед  Наталья Толстая, член жюри конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", с 2004 года проводимого Благотворительным фондом Потанина.

Текст материала

18 мая человечество празднует День музеев. Еще недавно это был профессиональный праздник консерватизма. Сегодня – одно из модных событий. На наших глазах меняется сама сущность музея – из "хранилища" он превращается в "развлечение". 

Традиция праздновать этот день ночью совсем недолгая – впервые идея соединить поход в музей с вечеринкой пришла в голову берлинцам всего-то 15 лет назад. Сейчас уже и для любого российского города становится привычным это сюрреалистическое зрелище: как в полночь в какой-нибудь зоологический или краеведческий музей стоит длинная очередь из празднично одетых и порой нетрезвых молодых людей. Но то, с какой скоростью эта – довольно странная, если уж быть честным до конца – затея распространяется по свету и наполняется все новыми смыслами, показывает, какое важное место музей занимает в современной культуре. 

Музей для наслаждения 

Даже неповоротливая российская музейная система, которая десятилетиями довольно комфортно существовала за счет организованных экскурсий и добровольно-принудительных культпоходов школьников, служащих и интуристов, вынуждена сегодня меняться, узнавать свою аудиторию, привлекать новую. Трудно, медленно, преодолевая стереотипы на всех уровнях, музейщики стали понимать, что музей должен меняться. Вместо функции архива, которая была первостепенной в советские времена, сегодня на первый план выходят другие. В том числе (страшно сказать!) развлекательная. 

"Главным предназначением советского музея было хранить, а не дарить радость. А, например. Третьяковская галерея собиралась семьей промышленника прежде всего для собственного наслаждения. Они сами получали удовольствие от созерцания картин и общения с художниками", – рассуждает культуролог Сергей Никитин, доцент кафедры истории и теории культуры РУДН. 

"Элемент гедонизма в искусстве всегда есть, – подчеркивает Никитин. – И то, что он утратился в советское время, в том числе в методике показа – это величайшая ошибка. Сейчас мы пытаемся вернуться к истокам". 

Если есть идея, способная доставить радость инициатору и увлечь других, сегодня не нужно даже обладать ресурсами Третьяковых. Иной раз можно обойтись и без помещения, запасников и выставочных залов. Например, Сергей Никитин еще в 1997 году (кстати, в год, когда состоялась первая "Ночь музеев") придумал, как превратить в музей целый город. Так появился проект Москультпрог. Посетители этой "выставки" не просто гуляют по Москве в сопровождении опытного экскурсовода, но открывают целые слои культуры и истории страны через архитектурные памятники и заурядные, на первый взгляд, строения, заброшенные заводы и просто истории людей, которые жили когда-то в домах, мимо который мы каждый день проходим, ничего не зная о том, какие страсти кипели за этими окнами. 

Идея культурологических прогулок развилась со временем в академическую "Велоночь". Ближайшая "Велоночь" состоится 2-3 июня в Москве. Экскурсанты откроют для себя "Золотой Запад". Проезжая Мосфильм, например, услышат в наушниках рассказ Эльдара Рязанова, а попав в Крылатское, узнают подробности этого места от жителей окрестных домов. А потом "Велоночь" переберется на улицы Лондона. И Санкт-Петербург, и Лондон, и Нью-Йорк, и Рим – да любой другой город может стать музеем под открытым небом. С одной стороны, может показаться, что это – про велосипед и про массовые гуляния. (Кстати, бывают выставки на роликах, в виде флэш-моба или квеста. А 19 мая, например, современные художники будут возить свои творения в тележках по улицам в рамках "Кочевого музея".) Но на самом-то деле, это и есть модель современного музея, где приветствуется синтез всех форм досуга. 

Музейный ассортимент 

Музей Мыши против хатки бобра Можно, конечно, рассказывать про историю города и природу родного края в краеведческом музее – такие есть в каждом городе, в них обычно присутствуют хатка бобра и засушенный колосок. Но проблема в том, что сегодня никто в такой музей добровольно не пойдет. Вот и приходится придумывать что-то другое. Что интересно, именно провинциальные краеведческие музеи сейчас выходят в авангард выставочной мысли. Например, Приморский государственный 

объединенный музей В.К. Арсеньева покорил Владивосток и прославился на весь музейный мир страны очень странной выставкой. В ее основе лежал текст. Точнее, письма одной американки, которая прожила 40 лет в Владивостоке на рубеже XIX-XX веков. И все изменения города произошли на ее глазах: триумф основания, его расцвета, потом – Японская война, революция, советская власть, лишения, голод, массовая эмиграция через Владивосток. Каждый день она описывала увиденное и прочувствованное в письмах домой. Усилиями музейных сотрудников на основе этих писем была издана книга – путеводитель по исчезнувшему городу. А единственным материальным предметом выставки в музее был стол со скатертью, на которой американка вышивала, как это было модно в то время, имена людей, которые за ним сидели. Только звуки, фотографии старого города, письма, ощущения. Но все это рассказало о Владивостоке гораздо больше, чем любые артефакты. При грамотном, современном, талантливом подходе музей раскрывает огромный социальный потенциал. 

Можно вспомнить, например, музей Шолохова, который стал градообразующим предприятием не только для станицы Вешенской, где он находится, но и включил в свою работу нескольких окрестных хуторов. 

Ну а самый классический пример, как музей меняет жизнь города –старинный волжский город Мышкин. Милый, наивный музей Мыши, который был создан по принципу "с миру по мышке" с целью сохранить городской статус маленького Мышкина, перерос в масштабный проект – целый Народный музей. В 1990 году это живописное место посетило пять тысяч туристов, а к концу 2000-х стало посещать в десять раз больше. Вслед за Мышкиным подтянулись и другие небольшие провинциальные городки, через которые пролегают туристические тропы. Валенки и утюги, сказочные персонажи и водка, самовары и бурлаки – что и кто только не становится предметом исследования музейщиков и их музейчиков, которые занимают иной раз небольшую комнатку в избе. Но они не только привлекают туристов, которые покупают там, проезжая мимо, сувениры. Они меняют самосознание жителей. И подход "больших" музейщиков к аудитории. 

Ведь если в "Музей Пастилы" люди специально едут семьями в Коломну и стоят в длинных очередях, а в музей в центре Москвы, где собраны такие чудесные вещи замечательных людей, никто годами не ходит, значит надо с этим что-то делать. 

Уходящая в прошлое бабушка на стуле 

Жизнь государственных музеев изменилась тогда, когда государство вдруг озаботилось вопросом: а кто, собственно, и в каком количестве в них ходит. Вылилось это, как у нас принято, в спущенные сверху нормативы посещаемости. И теперь музеи вынуждены как-то им соответствовать. Кто-то продает в одни руки сразу по семь билетов. А те, кто действительно хочет остаться культурным центром, начинают изучать свою аудиторию и думать, как ей угодить. 

Самой желанной и перспективной аудиторией музея сегодня является семья, считает искусствовед Наталья Толстая, член жюри конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", с 2004 года проводимого Благотворительным фондом Потанина. 

Цель конкурса – найти и поддержать инновационные музейные проекты по всей стране. "У музея сегодня – главный конкурент не другой музей, как некоторые думают, а фитнес-клуб, торговый центр, куда люди приходят всей семьей и каждый находит свой интерес", – говорит Толстая. И образовательные программы должны строиться соответственно потребностям и желаниям посетителей разного возраста. 

Удачный пример – один из победителей конкурса, проект "Гайдарика", который расположен на чердаке одного из филиалов Санкт-петербургского Государственного музея политической истории России. Там выстроена настоящая, действующая модель штаба Тимура и его команды. Современные дети занимаются дико интересными вещами: собирают приемник и передают сигнал полярникам, складывают парашют и ставят опыты в "лаборатории юных мичуринцев". Но при этом через простые вещи, быт детей 1930-х, через их невинные развлечения, фотографии, рассказы и кинохронику, они постигают очень сложные и важные уроки истории. И приобретают ценные знания и ощущения. 

"Когда пять лет назад я предложила привести в Литературный музей детей, большинство моих коллег встретили это предложение с непониманием и даже опасением", – вспоминает научный сотрудник Государственного Литературного музея Ксения Белькевич, куратор студии "Сказка выходного дня", одного из самых ярких и симпатичных сегодня семейных музейных проектов Москвы. Как так – дети, в музее, где такие серьезные выставки про Тургенева и Бунина, а они будут бегать, драться и сталкивать экспонаты… Но спустя пять лет Государственный музей уже позиционирует себя под лозунгом "Дети в музее". "Сегодня музей не может быть хранилищем, храмом, он должен обязательно вступать в диалог со зрителем, причем в самых разных формах", – считает Ксения Белькевич. – Сегодня в музей идут за впечатлениями". И эти впечатления могут быть самыми неожиданными, даже острыми, даже шокирующими. Приветствуется все, кроме скуки. Потому что символ старого музея – мирно дремлющая на стульчике бабушка-хранительница – уходит в прошлое. Может быть, как раз в какой-нибудь будущий "Музей советского музея".


Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова