Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Оксана Орачева: «Культура слишком важна, чтобы быть вне зоны полемики»

В конце ноябре — начале декабря прошел V Санкт-Петербургский международный культурный форум, на котором было затронуто множество важных для арт-сообщества тем. Так, в рамках форума Благотворительный фонд Владимира Потанина и Государственный Эрмитаж 1 декабря провели интеллектуальный марафон «Национальное и глобальное в современном искусстве»... «Артгид» решил встретиться с генеральным директором Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаной Орачевой и продолжить разговор — о форуме, марафоне, а также о грантовых музейных конкурсах и принципах работы фонда в области искусства.

Текст материала

В конце ноябре — начале декабря прошел V Санкт-Петербургский международный культурный форум, на котором было затронуто множество важных для арт-сообщества тем. Так, в рамках форума Благотворительный фонд Владимира Потанина и Государственный Эрмитаж 1 декабря провели интеллектуальный марафон «Национальное и глобальное в современном искусстве», в котором приняли участие не только российские, но и зарубежные искусствоведы, критики, представители музеев и кураторы, в том числе Дмитрий Озерков, Николя Люччи-Гутников, Ольга Свиблова, Василий Церетели, Поль Дюжардан и другие. Поводом к проведению дискуссии стал совместный проект фонда и Центра Жоржа Помпиду «Коллекция!», в рамках которого Помпиду получил в дар порядка 300 произведений искусства России 1950–2000-х годов. «Артгид» решил встретиться с генеральным директором Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаной Орачевой и продолжить разговор — о форуме, марафоне, а также о грантовых музейных конкурсах и принципах работы фонда в области искусства.

Оксана Орачева. Фото: courtesy Благотворительный фонд Владимира Потанина

Анна Матвеева: Какую роль Благотворительный фонд Владимира Потанина сыграл в организации такого крупного мероприятия, как Санкт-Петербургский международный культурный форум?

Оксана Орачева: В этом году фонд совместно с Государственным Эрмитажем выступил организатором интеллектуального марафона, прошедшего в рамках форума. В отличие от круглого стола, когда обычно не хватает времени высказаться, этот формат соединяет в себе, с одной стороны, содержательное обсуждение важных вопросов по тематическим блокам, с другой — целых пять часов диалога. Повестку марафона мы также формировали совместно с Эрмитажем, чтобы в нее вошли вопросы, наиболее актуальные для сегодняшней культуры — как российской, так и зарубежной.

Предыстория участия фонда в марафоне такова: в этом году мы инициировали совместный проект с Центром Помпиду, в рамках которого порядка 300 работ современных российских художников были переданы в Помпиду фондом и еще 40 дарителями. Вообще говоря, эта инициатива включает в себя несколько проектов: пополнение коллекции, выставку даров, долгосрочную публичную программу, в центре которой — серия встреч с художниками и теоретиками искусства. Например, в день нашего марафона, в Помпиду выступали Юрий Альберт и Екатерина Деготь. Нам важно, чтобы выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» стала не просто визуальным представлением России за рубежом, но также началом серьезного разговора о том, что такое современное искусство сегодня, что выросло из классического авангарда, кому искусство принадлежит, где оно должно храниться и как собираться, как определить, «чей» художник: принадлежит ли он локально тому месту, где родился или написал ту или иную работу, или же является тем, кем он себя ощущает. То есть тема современного искусства объединяет довольно широкий спектр вопросов, и формат марафона позволяет поднять все эти слои. Марафон дает возможность говорить и о сотрудничестве, и об обмене, и о взаимопроникновении культур, и о том, как нам лучше понимать друг друга. Встреча в Петербурге — это только начало, такого рода обсуждения в дальнейшем будут проходить и на других площадках.

На интеллектуальном марафоне «Национальное и глобальное в современном искусстве». Фото: courtesy Благотворительный фонд Владимира Потанина

А.М.: Эрмитаж и ваш фонд занимаются примерно одним и тем же — собиранием и поддержкой искусства, причем современного искусства — ведь Екатерина II, основательница Эрмитажа, тоже собирала в том числе и искусство современников, это сейчас они стали классиками. Но Эрмитаж занимается этим уже 250 лет. У фонда опыта, с точки зрения исторического времени, меньше, но фонд полностью завязан на нашу страну и сегодняшнюю ситуацию.

О.О.:Совершенно верно. Хотя мы — благотворительная организация, а Эрмитаж — музей, частично наши цели пересекаются: Эрмитаж как один из главных музеев мира занимается просвещением, а для нас просвещение — основная задача. У нас давняя история не просто сотрудничества, а партнерства с музеем: официально фонд работает с Эрмитажем с момента своего основания, то есть с 1999 года, но дружба началась раньше, еще до создания фонда. Мы можем уже говорить об истории, а не о случайном выборе.

У нас несколько общих программ: в первую очередь, конечно, это программа поддержки сотрудников Эрмитажа. Мы даем работникам музея возможность ездить на стажировки, проводить исследования, развивать современные направления. Учредитель фонда Владимир Олегович Потанин является одновременно и одним из учредителей эндаумента Государственного Эрмитажа. Фактически это его идея, а решение о создании фонда целевого капитала принималось совместно с Михаилом Борисовичем Пиотровским, и это был первый в стране музейный эндаумент, который успешно действует и распределяет доход. Были и крупные совместные проекты — например, проект с Музеем Гуггенхайма в Лас-Вегасе, в котором фонд участвовал экспертно.

Василий Церетели на интеллектуальном марафоне «Национальное и глобальное в современном искусстве». Фото: courtesy Благотворительный фонд Владимира Потанина

А.М.: Форум получил совершенно разные отзывы, от хвалебных до уничижительных — «Мелкие чиновники отчитываются перед крупными, все это не имеет отношения к художественному процессу». Готовя события в рамках форума, как вы представляли себе авторов и как — адресатов этих событий?

О.О.: Здесь, как и у любого форума, несколько целевых аудиторий. Планируя марафон, мы специально отнесли его к программе общественного потока, чтобы облегчить доступ: любой человек, который зарегистрировался, мог присоединиться к обсуждению. Самая широкая аудитория — жители Санкт-Петербурга, интересующиеся новыми тенденциями в культуре. Другая — профессионалы культурной отрасли, причем профессионалы из разных сфер. Третья — представители органов государственной власти, которые здесь присутствовали, опять же разного уровня: и регионального, и федерального. Еще — представители негосударственного сектора, которые поддерживают и развивают культуру: здесь может быть и социально ответственный бизнес, и некоммерческие организации вроде нашей. То есть мы имели дело с разными целевыми группами, что, с одной стороны, хорошо, с другой, неизбежно создает сложности. Всегда, когда аудитория настолько широка, непросто учесть все интересы в одной повестке.

А.М.: Как осуществлялся выбор спикеров на марафон? Там сошлись очень разные участники: директора музеев, культурные чиновники и люди, казалось бы, к современному музейному делу, к современному визуальному искусству отношения не имеющие.

О.О.:Выбирали мы вместе с Эрмитажем. Фонду интересны спикеры, которые могут не просто высказываться, а вести диалог о проблемах, стоящих перед музейным сообществом сегодня. Например, о масштабе деятельности музея: Эрмитаж глобален, но должен ли музей быть глобальным? Надо ли в Русском музее иметь что-то нерусское? Надо ли Эрмитажу собирать современное зарубежное искусство?

На марафоне были люди, занимающиеся галереями или ведущие корпоративные коллекции, — интересно посмотреть, как они подходят к этому вопросу. Как собирают, как решают для себя вопрос локального и глобального. Были исследователи, например, искусствовед, руководитель программы «История искусства» факультета свободных искусств и наук СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусства Иван Чечот, представивший более аналитическую точку зрения. Нам и Эрмитажу было важно, чтобы у участников марафона появилось новое знание, новый взгляд.

Книга Russia. The 20th Сentury. Фото: courtesy Благотворительный фонд Владимира Потанина

А.М.: Предполагало ли участие фонда в Санкт-Петербургском форуме какие-то вещественные итоги? Например, изменения в законодательстве или что-то подобное?

О.О.:Изменения в законодательстве не появляются из интеллектуальных марафонов. Это другой формат работы. Но благодаря марафону станут видны проблемные точки, которые требуют более пристального изучения. Они обычно проявляются как раз в диалоге. Но для нас этот форум и марафон — не разовое событие. А часть большой инициативы фонда по продвижению русского искусства, которая включает в себя и проект с Центром Помпиду, и просветительский курс Академии Arzamas, и книгу «Россия. ХХ век», которая недавно вышла на английском и французском языках. Мы продолжим диалог об искусстве ХХ века на других площадках, в частности тоже вместе с Эрмитажем будем обсуждать эту тему на конференции Calvert 22 Foundation в Лондоне в следующем году. Планируется серия круглых столов в Москве. То есть это не то, что мы собрались, поговорили и разошлись: сейчас форум охватил широкий спектр тем, дальше они будут расходиться в более точечные дискуссии, где могут быть свои результаты. На самом марафоне никаких договоров не заключалось: это были пять часов чистого общения. Пять часов про современное искусство — трудно представить, но были и те, кто оставался там от начала до конца!

Мне кажется, неплохим итогом таких мероприятий становится появление новых партнерств. Мы собрали разные организации из разных городов: это некий смотр лучших практик, который позволяет примерить их на себя. Кстати, мы гордимся, что среди спикеров — наши грантополучатели, рассказавшие о проектах, получивших поддержку фонда. Например, в секции по музейному образованию была представлена магистерская программа Политехнического музея, разработанная на грант фонда совместно с Высшей школой экономики. Это практическая вещь — вот она, с ней можно познакомиться, и это расширяет кругозор всех остальных. В рамках форума состоялись подписания некоторых соглашений. Но это скорее публичный итог работы, нежели что-то еще, поскольку соглашения всегда готовятся заранее, но сам акт подписания приурочен к форуму. Все же самое ценное на таких мероприятиях — это общение людей, разделяющих взгляды на культуру, возможность найти других людей «в теме» и с ними взаимодействовать.

А.М.: В последний год одной из самых острых тем культурной полемики стало сотрудничество государственных и негосударственных институций и государственная политика в области современного искусства, которая вдруг стала существовать и которой многие недовольны. Вам как фонду насколько важна эта тема? Как вы имеете с ней дело — ведь понятно, что, с одной стороны, мы не можем вообще не иметь дела с государством, а с другой — не можем принимать цензуру?

О.О.: Фонд работает иначе. Мы поддерживаем в первую очередь проектную деятельность. И, говоря о поддержке современного искусства, мы имеем дело не с конкретными работами или галереями, а работаем с более широким контекстом. Один из приоритетов, как я уже сказала — просвещение. Другой — образование и создание возможностей для диалога, например, с художниками. Или разработка курса по искусству ХХ века, который мы делали вместе с проектом Arzamas. Наш формат работы не предполагает выбор «что нравится, а что не нравится». Наша цель — через призму современного искусства показать многообразие идей, подходов, проиллюстрировать, как оно может стать площадкой для диалога, если встречаются представители разных аудиторий, например, профессионалы с непрофессионалами. При таком подходе нам в чем-то легче, чем организациям культуры, которые занимаются искусством: мы же не проводим выставок, поэтому все вопросы, касающиеся тематики, сразу снимаются.

На церемонии награждения конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». 2015. Фото: courtesy Благотворительный фонд Владимира Потанина

А.М.: А грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» — это про выставки?

О.О.: Нет, там выставка — не цель, а средство, причем одно из многих возможных. Мы показываем, что через музейную деятельность можно решать, например, социальные задачи, вовлекая другие аудитории, можно решать образовательные задачи, можно работать с сообществами и так далее. Традиционными музейными методами, той же экспозицией, но экспозиция — не цель. Прийти и сказать: «Мы хотим сделать выставку», — это не к нам. Но выставка может оказаться внутри более масштабного процесса, цель которого — решить конкретную проблему, а выставка — одно из средств решения. Так же бывает?

А.М.: Если говорить о взаимодействии государства и таких крупных фондов, как ваш… Я не буду говорить о цензуре, но есть ли какие-то направления, которые имеют приоритет, и направления, которые не одобряются?

О.О.:Музейное направление мы выбирали самостоятельно, поэтому никогда не сталкивались с тем, чтобы нам говорили: «Вот этим направлением не занимайтесь». Тот же конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» мы проводим с 2003 года, и никогда не приходилось от чего-либо отказываться из-за внешнего вмешательства. Скорее, приходилось дополнять концепцию, инструментарий.

А.М.: Фонд в своей деятельности — просветительской, музейной, организационной — взаимодействует с государственными культурными властями?

О.О.: Министерство культуры поддерживает наши открытые музейные конкурсы организационно. Мы благодарны Минкульту за помощь в распространении информации, ведь они работают со всеми музеями страны. Но они не принимают решений о том, кто получает нашу поддержку. Жюри независимое. То же самое с региональными департаментами культуры и комитетами по культуре: они дают возможность и даже заинтересованы в проведении в своих регионах различных проектов и семинаров. Но в финансировании проектов они не участвуют, и такого участия и не предполагается. Скорее, предполагается поддержка моральная и административная — распространение информации о программах в регионе, а затем участие в диалоге в рамках проектов грантополучателей. Если диалога и понимания на этом уровне не будет, то результаты проекта уйдут в песок. Мы же хотим, чтобы результат был устойчивым, а проект развивался.

На интеллектуальном марафоне «Национальное и глобальное в современном искусстве». Фото: courtesy Благотворительный фонд Владимира Потанина

А.М.: А с какими государственными культурными институциями вы взаимодействуете, кроме того же Эрмитажа?

О.О.:У нас в конкурсах успешно участвуют как филиалы РОСИЗО/ГЦСИ, так и традиционные музеи, краеведческие, мемориальные, научно-технические. Государственные и негосударственные учреждения тоже участвуют на одинаковых основаниях. Единственное наше ограничение — мы не поддерживаем коммерческие организации. А весь некоммерческий сектор участвует на равных с общими грантовыми требованиями и с одинаковой отчетностью. Государственным учреждениям несколько сложнее, потому что их деятельность подчиняется специальному законодательству, но сейчас уже выросло сообщество грамотных финансистов, юристов, бухгалтеров, которые умеют работать с этими формальностями.

А.М.: С какими трудностями вам приходится сталкиваться? Область культурной политики стала в последние годы полемичной и даже довольно болезненной, и это невозможно не учитывать, работая с нею.

О.О.:Острые ситуации всегда были, есть и будут, сама сфера современной культуры слишком важна для общества, чтобы оставаться вне зоны острой полемики. Как мы с этим работаем? Не принимаем ничью сторону. Наши частные суждения отделены от сферы принятия решений. Мы не участвуем непосредственно в художественной деятельности, поэтому и приглашаем экспертов, являющихся профессионалами. В этом смысле для нас все участники наших конкурсов равны, мы не делим их ни по какому признаку: если по формальным критериям они имеют право принимать участие в наших конкурсах, значит, дальше их оценивают эксперты, в работу которых мы не вмешиваемся. Мы стараемся — и надеюсь, у нас это получается — не вносить в свою работу идеологических элементов. Иначе это отразилось бы на всем, что мы делаем. У нас нет задачи навязать, например, грантополучателям свое мнение: наша задача — сделать так, чтобы они развивались сами, вместе со своим мнением, на которое они имеют полное право.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"