Назад

На музей по сусекам: в «начинку» Ту-144 ищут 100 миллионов

Текст материала

Комиссия КНИТУ-КАИ так и не определилась с победителем конкурса по созданию концепции казанского музея техники внутри самолета Ту-144. Вместо одного претендента в финал прошли целых два. И хотя стоимость заявленных проектов не превышает 60 млн рублей, ректор вуза Альберт Гильмутдинов намерен привлечь под музей-самолет порядка 100 млн рублей, притом что 20 млн уже потрачены. О том, кто прошел фильтр комиссии и что жюри не понравилось в претендентах, в репортаже «БИЗНЕС Online».

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспертная комиссия выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх

«Я ДУМАЮ, ЧТО В ИТОГЕ МЫ ПОЛУЧИМ КОНЦЕПЦИЮ ГОРАЗДО БОЛЕЕ СИЛЬНУЮ»

Сегодня КНИТУ-КАИ созвал всех журналистов и неравнодушных жителей города на презентацию проекта-победителя конкурса по созданию концепции интерактивного музея техники внутри самолета Ту-144. Сенсации не получилось: экспертная комиссия в составе 7 человек под председательством ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх. 

Напомним, что в апреле этого года КНИТУ-КАИ перевез от шестого здания университета по улице Дементьева на территорию восьмого здания по улице Четаева сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В вузе заявили о намерениях привести машину в порядок и сделать на ее базе интерактивный музей техники. КНИТУ-КАИ объявил конкурс на лучший проект, было отобрано четыре варианта — воронежской компании Polymedia, московской компании «Зарница», петербургской фирмы «Викинг» и татарстанского творческого объединения «Самрух». 17 июля вуз объявил старт голосования за проекты четырех компаний, результаты которого должны были учитываться при заседании экспертной комиссии. Пользователи интернета отдали предпочтение проекту «Зарница» — он набрал 187,5 тыс. голосов, еще 100 тыс. голосов оказались в виртуальной копилке «Самруха». Именно они и стали финалистами конкурса авиационного университета.

«Нам оба проекта очень понравились. Конечно, это очень предварительные наброски. Я думаю, что в итоге мы получим концепцию гораздо более сильную. Они еще сами не знают, насколько масштабен этот проект», — заверил ректор КНИТУ-КАИ, открывая презентацию. Кто именно будет выбран окончательным победителем и по каким критериям он будет выбираться, в вузе не пояснили. Однако проректор по хозяйственной работе вуза Алексей Огонев, общаясь с журналистами, заметил, что есть два варианта развития событий. Первый — с учетом всех минусов компании заново презентуют проект, и один из них будет выбран победителем. Второй вариант может представлять собой союз двух компаний. «Мы увидели как плюсы, так и минусы в разных концепциях. Но эти плюсы были разными, и поэтому нельзя было увидеть, какая концепция будет лучше. Минусы тоже были изложены организациям, и было предложено доработать.  И тогда мы уже выберем ту, которая лучше», — объяснил проректор.

Например, по словам Огонева, участникам было предложено убрать статичные экспонаты из самолета — их можно поставить и на территории вуза за пределами летательного аппарата. Кроме того, необходимо было продумать для гостей так называемое место для ожидания, где группа туристов сможет не просто скучать до предоставления права зайти в музей, но и как-то развлекаться.

Максим Мажоров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максим Мажоров отметил, что в будущем авиационном комплексе должно быть несколько зон

АТТРАКЦИОН С АВИАЦИОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ИНТЕРВЬЮ С ТУПОЛЕВЫМ И СТЮАРДЕССЫ ПРИ ВХОДЕ

Появившись на сцене, представитель ПО «Зарница» Максим Мажоров сразу заявил, что его компания неоднократно занималась подобными проектами. Например, производственное объединение создавало интерактивный музей в КГЭУ, интерактивный музей космонавтики, центр финансовой грамотности и детский центр «Зарница», который находится в «Казань Арене».

В будущем авиационном комплексе, по проекту «Зарницы», должно быть несколько зон. Помимо основной — музея в самолете — отдельно должен стоять пристрой с кинотеатром и исторической частью музея, где посетители смогут с легкостью собрать и разобрать мощный двигатель самолета, вооружившись очками виртуальной реальности. «Зарница» предлагает приковать внимание туристов и к ночному виду музея, создать картину, которая будет завораживать проходящих мимо людей, превращая объект в магнит для поклонников селфи. В самом самолете посетители смогут пройти ряд тестов, которые определят уровень их профпригодности к летному делу и ознакомятся с реальной голограммой Ту-144, а также увидят историю создания самолета от чертежа до превращения в музей. В аэродинамической трубе  с помощью специального пульта можно будет поуправлять движениями полета, а демонстрационный комплекс поможет увидеть и потрогать все части самолета и понять, как он летает.  Самое же интересное должно ждать посетителей в «ретро-зале», где с помощью веселых тестов на знание авиации будут определены два человека, которые смогут попасть в кабину пилота и даже поуправлять им. Оставшиеся пассажиры с помощью тех же очков виртуальной реальности ощутят на себе все прелести полета на сверхзвуковом летательном аппарате.

Альберт Шакиров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альберт Шакиров рассказал свое видение музея: при входе в самолет посетители попадают в кинозал, где смогут посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья

Альберт Шакиров из творческого объединения «Самрух» поведал залу свое видение будущего музея в Ту-144. По словам Шакирова, при входе в самолет посетители попадут сразу в темный кинозал, где смогут на вогнутом экране посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья. В пассажирских креслах инженерного зала сидят фигуры — величайшие ученые России и мира, которые расскажут о своих изобретениях. В самолете можно будет пообщаться и с главным конструктором Ту-144 Андреем Николаевичем Туполевым, который в виде проекции дает реальное интервью (из кинохроники) о том, как он стал авиаконструктором. 

Там же можно будет управлять самолетами, модели которых придумал Туполев. Не упустили создатели и современную тенденцию, столько полюбившуюся молодежи: в кабине планируется разместить квест-комнату, где посетители смогут подготовиться ко взлету. По концепции «Самруха», музеефикация должна затрагивать не только сам борт, но и пространство вокруг него. Так, на территории вокруг самолета расположатся скульптурные фигуры наземных служб гражданской авиации: два механика проверяют шасси самолета, стюардесса встречает пассажиров у трапа. 

Заметим, что стоимость двух проектов значительно отличается: на первый придется потратить порядка 60 млн рублей, второй же значительно дешевле — около 30 млн рублей. Тем не менее, как заявил Гильмутдинов, цена вопроса на принятие решения не влияет. 

Оксана Орачева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оксана Орачева объяснила, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет

«ИНТУИТИВНО ПОНЯТНО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОД ПРОЕКТ ТУ-144 ПРИВЛЕЧЬ ПОРЯДКА 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

Гильмутдинов рассказал журналистам, что планирует привлечь в проект Ту-144 порядка 100 млн рублей в течение пяти лет. «Порядка 100 миллионов рублей — пока стоит такая задача. Самые разные источники — это официальные источники и министерство образования, министерство промышленности, ОАК, «Роскосмос», может быть, поддержат. Это будет точно пул источников, а не один»,  — поделился намерениями вуза ректор. По его словам, КНИТУ-КАИ активно обращается в разные фонды, например в благотворительный фонд Владимира Потанина, руководитель которого прибыл сегодня в Казань. Именно им была брошена первая монетка в копилку КНИТУ-КАИ. Директор фонда Оксана Орачева рассказала, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет: они предназначены для фонда целевого капитала, откуда авиационный вуз сможет брать деньги в доверительное управление и полученную прибыль тратить на реализацию любого проекта.

По словам Гильмутдинова, несмотря на то, что денег нужно собрать еще предостаточно, часть музея в любом случае откроется до 31 декабря 2018 года. «Интуитивно понятно, что под этот проект мы можем привлечь в среднесрочной перспективе порядка 100 миллионов рублей. И вот все, что на 100 миллионов мы придумали, мы реализуем», — оставался при своем мнении ректор, глядя на недоверчивые взгляды журналистов.  По словам Гильмутдинова, на проект Ту-144 уже было потрачено порядка 25-30 млн рублей. В сумме учитываются не только живые деньги, но и участие Казанского авиационного завода, который занимался техническим сопровождением самолета: «Живых денег — перевозка, аренда кранов, техники и так далее — я думаю, что не менее десяти [миллионов]». Таким образом, согласно словам ректора, в общей сложности проект может потребовать около 130 млн рублей.

Есть ли шансы добиться хотя бы половины суммы? Сказать сложно, учитывая, что аналогичный проект простаивает и ожидает своего спонсора в Жуковском. Напомним, фонд «Легенды авиации» из Жуковского тоже намерен превратить сохранившийся Ту-144 в монумент. На данный проект требуется порядка 50 млн рублей. «Несмотря на решение правительства России, на соглашения с объединенной авиастроительной корпорацией, которая взяла на себя обязательства по покраске, сборке и разборке самолета, воз и поныне там, — рассказывал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ председатель совета „Легенд авиации“ Валерий Ваньшин. — Фирма „Туполев“ не идет нам навстречу, денег на строительство музея не хочет выделить, затягивает этот вопрос. Хотя у нас готова площадка, проведены геодезические работы, сам самолет готов, но вопрос по финансам не решен». Смогут ли два похожих проекта раскопать золотое дно для развития интереса к русской авиации?

Другие статьи

«Дело — в людях!»
01 августа 2022
Официальный сайт администрации Тотемского района
«Дело — в людях!»
Волонтёры фонда Потанина благоустроили экотропы в национальном парке
30 июля 2022
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ "ОСЕТИЯ-ИРЫСТОН"
Волонтёры фонда Потанина благоустроили экотропы в национальном парке
История о столбах, рок-музыке и невидимых скульптурах
28 июля 2022
Агентство социальной информации
История о столбах, рок-музыке и невидимых скульптурах
Благоустройством Даурского заповедника и нацпарка «Чикой» займутся волонтеры Фонда Потанина
26 июля 2022
Краевая общественно-политическая газета «Забайкальский рабочий».
Благоустройством Даурского заповедника и нацпарка «Чикой» займутся волонтеры Фонда Потанина
Волонтерская экспедиция фонда Потанина на «Красноярских Столбах»
22 июля 2022
Национальный парк «Красноярские Столбы»
Волонтерская экспедиция фонда Потанина на «Красноярских Столбах»
Кавказский заповедник принимает волонтерский лагерь для стипендиатов Фонда Потанина
21 июля 2022
Официальный сайт Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г.Шапошникова
Кавказский заповедник принимает волонтерский лагерь для стипендиатов Фонда Потанина
Лагерь для стипендиатов
20 июля 2022
Республиканская газета «Северная Осетия»
Лагерь для стипендиатов
Делегация гостей из Благотворительного фонда В. Потанина посетила музей
18 июля 2022
Официальный сайт Музея изобразительных искусств республики Карелия
Делегация гостей из Благотворительного фонда В. Потанина посетила музей
Новый формат волонтерского мероприятия
18 июля 2022
Официальный сайт Приокско-Террасного государственного заповедника
Новый формат волонтерского мероприятия