Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

«Людей нет, слезы бегут»: голос исчезнувших удмуртских деревень

В Удмуртии открылся Народный музей исчезнувших деревень, где собрали фото и вещи, некогда принадлежавшие жителям уже пропавших с карты селений. Как хранят память об утраченной малой Родине и как открытие музея отпраздновали в деревне Сеп — рассказывает Анастасия Крутикова.

Текст материала

Нарядная женщина в национальном удмуртском костюме стоит посреди осеннего лесного лога у дымящегося котелка, в котором варится ритуальная каша на мясном бульоне. Рядом пышет жаром печь. Неподалеку раздаются тягучие напевы на удмуртском языке, и виднеются на склонах холмов потемневшие от времени деревянные дома, затянутые легкой дымкой. Женщина ловко орудует то половником, помешивая в котелке крупу, то сковородой с длинной ручкой, где готовятся табани — горячие лепешки из кислого теста, которыми угощают гостей удмуртской деревни Сеп в этот день. Сегодня здесь праздник — открылся Народный музей исчезнувших деревень, о создании которого уже давно пеклись сельчане.

Семь деревень — Бисар (Малый Пежвай), Верх-Палым (Ыжнюк), Верх Пежвай (Пежвай Йыл), Лужаны, Новая Деревня (Митроки и Троицкое), Николаевка, Палым — во второй половине 20 века постигла участь тысяч других селений, попавших под программу ликвидации неперспективных деревень. На месте некогда оживленных проселочных дорог и добротных построек сейчас буйно растут травы и лес. Время берет свое, восстанавливая природный ландшафт и уничтожая следы многовекового пребывания человека на этих землях. Удмурты ушли отсюда в более крупные деревни, многие переселились в Сеп, но не забыли родных мест.

— Мы часто посещали Сеп со своими культурными и фольклорными проектами, — рассказывает Александр Юминов, руководитель проекта по созданию музея и директор АНО «Рыба Морзе Кама Рекордз». — Однажды жители вдруг показали мне собранные ими фотоальбомы про семь исчезнувших селений и рассказали про придуманный ими праздник Деревень, который они отмечают каждый год. Было видно, что материал очень классный, трогательный и мощный, но экспозиционно эти альбомы выставить было негде. И я предложил: «Давайте сделаем музей!»

Альбомы в красных переплетах.jpg

Семь исчезнувших деревень — семь альбомов: в красных переплета￿ с выцветшими и расплывчатыми черно-белыми фотокарточками, которые запечатлели деревенский быт, улыбчивые и серьезные лица жителей. Именно эти альбомы стали отправной точкой в истории возникновения нового музея. Над его созданием работала инициативная группа из числа жителей деревни Сеп, музейные работники из Ижевска, целая группа дизайнеров, советами помогали и представители благотворительного фонда Владимира Потанина: именно в его грантовой программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» год назад победил проект АНО «Рыба Морзе Кама Рекордз», подав заявку на номинацию «Музейный старт».

- С точки зрения фонда интересен сам источник такой идеи, — говорит Ирина Лапидус, директор программ благотворительного фонда. — Я не люблю выражение «инициатива снизу», но это тот самый случай, когда интерес к прошлому был не привнесен извне, а зародился среди жителей, поэтому был шанс, что дело наше останется и будет развиваться.

Концепция музея посвящена цветку италмас (по-нашему купальнице), который занесен в Красную книгу. Этот солнечный цветок удмурты издревле считают особенным и рассказывают о нем легенды, самая знаменитая из которых появилась в прошлом веке. Повествует она о смелой девушке Италмас, которая спасла своего возлюбленного из огня, но сама в нем превратилась в сияющий цветочный бутон, ставший символом верности и любви, разлуки и радости.

Центр музея - словно сердцевина национального цветка Италмас. Место-катарсис.jpeg

Центр выставочного пространства музея подобен сердцевине этого цветка: в обрамлении желтых колонн стоит стол, усеянный черно-белыми фотографиями, которые занимают значительную часть экспозиции. С одной из них нам улыбается молодая девушка, стоящая под цветущим кустом сирени; на другой парень плывет брассом через реку; белобородый дедушка держит под уздцы рослую лошадь; женщина едет на мотоцикле, а рядом — фото девочки в белой косынке, держащей в руках двух белых голубей. Здесь, по словам руководителя проекта, место для «бесед с прошлым». Подушки для сидений вокруг стола вязали сами жители из теплой желтой пряжи, фотографии тоже принесены ими. Некоторые из них были сняты еще в 1930-х годах на складной пластиночный фотоаппарат, другие — в 1980-х на «Зенит».

- Обычно это как делается: есть коллекция, и все понимают, как ее правильно организовать, что и куда поставить. А у нас не было ничего кроме семи альбомов. Понятно, что будет много фотографий, а дальше-то что? А какие предметы? А что отдадут нам жители? И отдадут ли? — объясняет Елена Попова, научный руководитель проекта. — Но мы зря волновались: наш интерес и их реальная забота об общем деле соединились. Сеповцы помогали нам проводить экспедиционную работу: опрашивали старожилов, переводили и расшифровывали интервью, записывали на диктофон народные песни, приносили вещи, имеющие для нас историческую ценность и впоследствии ставшие экспонатами.

Юбка из фланели.jpg

У каждой вещи в музее своя история. Смотришь на ни￿ и перед глазами встает картина мирной деревенской жизни со всеми ее радостями и горестями, праздниками и повседневными заботами. Из корчаги — глиняного горшка — гостеприимные хозяева разливали гостям полные кружки хмельного напитка сур. Рядом с корчагой — чугунный угольный утюг, которым, быть может, гладили яркие национальные костюмы, следуя извивающимся линиям вышивки на рукавах. Стоят гырлы — железные колокольцы для скота, звон которых некогда раздавался в окрестностях деревень в такт тяжелой поступи коров и резвой лошадиной рыси. В сарву — туесок из потемневшей бересты — и сейчас можно собирать ягоды или грибы. А вот лежит простая юбка из фланели в черно-белую полоску с серым узором, и рядом фотография, на которой в этой юбке стоит ее хозяйка Анисья, сшившая ее около ста лет назад и собственноручно передавшая музею (на фото выше).

Один из самых трогательных экспонатов — это письмо жительницы деревни Лужаны Елизаветы Михайловны Трониной своему куму, написанное на удмуртском в 1991 году.

Письмо Елизаветы Трониной.jpg

Вот его перевод:

«Здравствуйте, Алексей, Маша, твои дети.

Пишу на удмуртском языке. Скот перестала держать, уже не могу. Наши Лужаны начинают исчезать. Улица стала такой унылой. Деревню очень жаль. Приезжай летом как начнет зреть малина. Смотрю в окно, а виден только лес. Людей нет. Слезы бегут».

В 1992 году Елизавета Михайловна покинула деревню и переехала в Сеп.

От любого другого музея этот отличается не только уникальной коллекцией экспонатов, но и интерактивными и мультимедийными элементами. Это несколько мониторов, на которых проигрываются видеозаписи интервью с бывшими жителями той или иной исчезнувшей деревни. Большинство из них говорит на удмуртском языке, поэтому внизу идут русские субтитры. Надеваешь наушники — и оказываешься лицом к лицу с собеседниками, которые в доверительном тоне посвящают тебя в историю своего края. Пожилые люди вспоминают о детстве в маленьких и уютных деревня￿ о шумных и веселых праздника￿ о трудных времена￿ о работе в колхозе, о расцвете родных селений и их незаметном закате.

«Дом у нас был большой. Там была большая глинобитная русская печь, а в середине — маленькая железная. Вдоль стены кругом широкие лавки. Вечерами мы всей семьей долго сидели на лавке, топили печь. Почему-то часто керосина не было, зажигали лучины. Дед с отцом плели лапти, а мать пряла. Мы с сестрами играли на полатях», — такой рассказ можно услышать от Геннадия Михайловича Никитина, уроженца деревни Николаевка.

«Это была настоящая деревенька-колхозница. Но жизнь кончилась в деревне: не стало медпункта, магазина, школы, не стало дороги, в Сеп приходилось ездить на лошадя￿ на лыжах. Люди разошлись как в море корабли», — рассказывает о Николаевке Зинаида Андриановна Митрофанова.

«У похорон своя мелодия, у веселья своя песня. У нас в Лужанах ни одного умершего без песен не провожали», — Варвара Николаевна Шкляева, родившаяся в деревне Лужаны, даже говорит мелодично и нараспев, словно поет свою песню по исчезнувшим деревням.

Ткацкий станок.jpg

Основные посетители народного музея — не туристы, а уроженцы всех близлежащих деревень и родственники те￿ кому некогда пришлось покинуть родные края. Одной из активных участниц «полевой» работы на месте стала Татьяна Мосова, координатор проекта и жительница Сепа. Она надела праздничный национальный костюм, украшенный искусной красной вышивкой на рукава￿ «чуглэх» — чулки с узорным тканьем и вышитыми цветами — и «кабачи» — нагрудник, обильно усыпанный монетами.

Мастер-класс по плетению из трав.jpg

В день открытия для гостей деревни проводят выставку народных ремесел: можно научиться гончарному мастерству, ткачеству и плетению из дикорастущих трав. Они всегда вносили в жизнь удмуртов разнообразие: таежные травы добавляют в супы, каши, выпечку — например, в традиционные перепечи. Это лепешки из пресного теста с изящно загнутыми краями, которые могут быть начинены чем угодно, от мяса до редьки. Перепечи издавна считались праздничным блюдом удмуртов, и сегодня, когда в деревне собрались бывшие жители семи деревень, чтобы отпраздновать открытие музея, эти лепешки пришлись как нельзя кстати.

Кончиками пальцев держа горячие перепечи и глядя, как заходят все новые посетители, осознаешь парадоксальную вещь: Народный музей исчезнувших деревень вернул эти деревни к жизни. Пусть они исчезли с карты, но живы в памяти людей. А сохраненное в сердцах поколений не может исчезнуть бесследно.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012