Назад

Коллеги, со-творцы, друзья

О круглом столе «Музей и медиа» на фестивале «Интермузей»

С 21 по 24 мая в Москве проходил международный фестиваль «Интермузей». Благотворительный фонд Владимира Потанина провёл в рамках этого события Форум «Музейный гид», частью спецпрограммы которого стал круглый стол «Музей и медиа: стратегии партнёрства и точки напряжения». В нём принимали участие представители региональных музеев, библиотек и СМИ, пишущих о культуре. Среди них — директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин и главный редактор портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова.
Текст: Дарья Санникова

Специальная программа Форума «Музейный гид» была адресована 50 победителям конкурса для журналистов, пишущих на тему культуры, «Искусный глагол». Конкурс просуществовал 10 лет, за это время лучших авторов награждали обучающими поездками в Омск, Владивосток, Казань и Санкт-Петербург.

В течение четырёх дней мая Благотворительный фонд Владимира Потанина и фонд «ПРО АРТЕ» подарили лучшим культурным журналистам России встречи с известными людьми, возможность бесплатного посещения ряда музеев, нетворкинг, а также шанс обменяться опытом.

В круглом столе «Музей и медиа: стратегии партнёрства и точки напряжения», помимо директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиты Корытина и главного редактора нашего сайта Елены Азановой,  приняли участие представители из Омска и Иркутска: директор Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И.Молчанова-Сибирского Лариса Сулейманова и корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» Юлия Караваева; директор Музея имени М.А.Врубеля Фарида Буреева и корреспондент, автор программ телеканала «Продвижение» Омской телевизионной компании Елена Погарская.

«Очень важно было подсветить работу каждого журналиста, пишущего о культуре»


Участники рассказывали о своём опыте налаживания эффективной коммуникации между музеями и представителями медиа. Так, Никита Корытин привёл в пример историю создания конкурса «Искусный глагол» имени В. Ю. Матвеева: когда из жизни ушёл Владимир Юрьевич Матвеев, важная личность для региональных музейщиков, было важно увековечить его память. Так возникла идея связать эрмитажные центры и медиасообщество — её воплощением и стал конкурс «Искусный глагол», который Фонд Потанина сразу поддержал спецгрантом.

Мы все понимаем, что культура занимается воспитанием сложного человека и производит сложный контент. А наш главный медиатор в этом — СМИ и конкретные журналисты, пишущие о культуре. Мне кажется, благодаря конкурсу, который позже преобразовался в тренинг, все почувствовали некое объединение общей миссией. Очень важно было подсветить работу каждого журналиста, пишущего о культуре. Чтобы эти ставки в СМИ не сокращались, чтобы эти люди оставались преданными профессии и понимали, что мы их ценим и хотим, чтобы им было интересно с нами работать. И это часть миссии конкурса-тренинга, которую удалось сформировать за эти десять лет. Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея ИЗО

Такое отношение Музея ИЗО к прессе проявляется во многом. Как рассказал Никита Николаевич, коммуникацией с журналистами занимается целая команда — отдел продвижения с развёрнутой структурой. Сотрудники стараются делать так, чтобы каждая площадка музея была представлена своим «лицом» и контентом. Также важно экспериментировать с форматами и рассказывать о новых проектах разными голосами: не столько директора, сколько сотрудников разных отделов музея и специально приглашённых героев. Назвал Никита Корытин и несколько лайфхаков, среди них:
— еженедельные встречи отдела продвижения с участием директора и заместителя по развитию;
— сбор аналитики по посещаемости, статистика социальных сетей, еженедельный календарь инфоповодов, календарь событий, email-рассылка;
— специальные события для СМИ с невидимой жизнью музеев — распаковка экспонатов, погружение в мир музейной реставрации и даже пресс-туры по строящимся площадкам.


«Мы хотели увидеть людей, для которых пишем»

Главный редактор портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова рассказала о том, что сотрудничество сайта с городскими музеями после пандемийного 2020 года перестало ограничиваться лишь материалами о выставках. Так, в 2021 году в Эрмитаж-Урале — одной из площадок Екатеринбургского Музея ИЗО — состоялась премьера спектакля «Свердловск: культурная эвакуация». Постановка была создана на основе текстов «Культуры Екатеринбурга» о культурных деятелях, эвакуированных в столицу Урала в годы Великой Отечественной войны. Это стало началом целой череды офлайн-проектов: концерты «Говорит Урал!», «Добрый Екатеринбург», «Голоса уральских деревень».

Наверное, каждому журналисту знакомо ощущение бездонной бочки: ты бесконечно пишешь, но не слышишь отклика, обратной связи. И когда в 2020 году мы ощутили «передозировку» онлайн-проектов, то решили выйти в офлайн. Мы хотели увидеть людей, для которых мы пишем, объединить их в некое сообщество. Кроме того, нам было важно дать музейным пространствам новую жизнь, дать экспонатам голос.Елена Азанова, главный редактор портала «Культура Екатеринбурга».
Каждый из этих проектов создавался в тесном сотрудничестве с музеями. Учреждения предоставляли архивные материалы, на основе которых рождались сначала тексты, а затем и театральные постановки: так появился медиапроект и спектакль «Свердловск: культурная эвакуация», а серия текстов «И превратились в белых журавлей» о фронтовиках, которых помнит культура Екатеринбурга, стала вдохновением для концертов-погружений «Говорит Урал!». Благодаря этому оживала память и история, которую хранят музейные пространства и экспонаты.
Вместе с музеями и библиотеками журналисты начали благотворительный проект «Добрый Екатеринбург», который средствами культуры и искусства воспитывал ответственное и гуманное отношение к животным. А спектакль «Про жись», часть проекта «Голоса уральских деревень», обратился к образу музея-дома и словно вернул культурным площадкам (Музею Ф. Решетникова, Музею Паши Бажова и др.) первоначальное предназначение: зрители почувствовали здесь тепло домашнего очага, услышали разговоры и песни, которые могли звучать под этими крышами.
«Музеи не должны конкурировать между собой — мы конкурируем за внимание людей с телевизором и диваном»Лариса Сулейманова, директор Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского, рассказала о том, как непросто порой бывает бороться за внимание посетителей. А самыми популярными решениями становятся те, в которых библиотечный работник снимает внутренние ограничения и обращается к форматам других культурных институций. Пример тому — проект «Средиземье» в Иркутской библиотеке — музейная экспозиция с открытым входом и кураторской экскурсией.
«Музеи не должны конкурировать между собой — мы конкурируем за внимание людей с телевизором и диваном. Когда мы объединили в одном проекте сильные стороны библиотек и музея, то увидели, как изменился наш посетитель и время, которое он проводит в нашем пространстве», — отметила Лариса Сулейманова. Она также подчеркнула, что о необычном проекте с удовольствием писали местные СМИ: для них мероприятие непривычного формата оказалось таким же привлекательным, как и для обычных посетителей. Библиотечные работники, вдохновлённые таким успехом, начали работать над новой экспозицией под названием «Естественный интеллект», которая расскажет о взаимоотношениях читателя и книги.

Корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» Юлия Караваева рассказала, что не только пишет о событиях библиотеки, но и использует архивы для целых исследований. Так, например, короткая заметка о музейном экспонате — часах неизвестного происхождения — породила практически детективную историю. А в итоге даже помогла журналисту и музейщикам атрибутировать предмет!

«Журналист — это художник и творец, нужно учитывать его запрос и пожелания»


Для Музея имени М. А. Врубеля в Омске хорошие отношения с культурными журналистами — давняя и добрая традиция. Ещё в 1998 году музей учредил Премию Врубеля для партнёров музея — меценатов, дарителей и представителей СМИ. Сегодня же, по словам директора Фариды Буреевой, в Омске не так много культурных журналистов и работники музея всех знают в лицо.Мы знаем коллег и стиль их работы, подстраиваемся под их желания. Журналист — это художник и творец, иногда нужно учитывать его запрос. Показательным в наших отношениях стал 2024 год, когда наши коллеги-друзья единодушно отозвались на проекты в честь 100-летия музея. И даже сами выступили с инициативой об организации серии передач и фильмов. Фарида Буреева, директор Музея имени М. А. Врубеля

Музей не только сотрудничает со СМИ в рамках событий, но и выстраивает с ними партнёрские взаимоотношения — например, предоставляет площадки для самых разных проектов, в том числе телесъёмок, или становится пространством для масштабных выставок. А маркером взаимоотношений с журналистами Фарида Буреева назвала фильм о музее, идею которого несколько лет вынашивал местный 12-й телеканал. Премьера картины «Начало века» состоится уже в 2025 году.

«У нас перестали выходить новости — мы стали искать в городе что-то хорошее»

Существует стереотип о том, что представители профессии журналиста только и делают, что охотятся за «жареными» фактами. Однако сотрудники телеканала «Продвижение» Омской телевизионной компании в начале 2010-х намеренно отказались не только от скандального (телекомпания была партнёром Рен-ТВ), но и от новостного контента. Негатива хватало и без того: Омск тогда был городом-мемом, люди повально уезжали и казалось, что будущего просто нет.

В те годы была распространена шутка: «Кто последний будет уезжать из Омска, не забудьте выключить свет в аэропорту».

На Омском телевидении в то время, напротив, сложилась благоприятная ситуация: собралась хорошая команда, появились технические ресурсы запускать собственное вещание. Так возник совершенно новый ракурс разговора о городе: «С 2014 года у нас перестали выходить новости — мы стали искать в городе что-то хорошее», — рассказывает Елена Погарская, корреспондент и автор программ телеканала «Продвижение» Омской телевизионной компании. И нашли прекрасное, разумеется, в культуре: начали рассказывать о театрах, модельерах, людях-брендах. Так стал появляться контент о локальной идентичности — и людях, которые несмотря ни на что, остаются в Омске и продолжают своё дело.
Мы не соревнуемся с новостями по оперативности, но соревнуемся в качестве картинки, подаче. Сотрудничаем с музеями и современными художниками, вместе думаем о том, за что мы любим Омск и почему здесь стоит жить. Даже выпустили капсульную коллекцию футболок с принтами о любви к Омску, нарисованных местными творцами. Елена Погарская, корреспондент и автор программ телеканала «Продвижение» Омской телевизионной компании.

Такое сотрудничество, с одной стороны, позволило телеканалу захватить новую аудиторию, а с другой — спецсобытия на культурных площадках привлекли посетителей и на музейные экспозиции. В выигрыше остались все — и это пример настоящей культурной дружбы, в которой все участники задумываются о пользе общего дела. Тот пример, на котором хочется учиться.

ИсточникКультура Екатеринбурга

Другие статьи

Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Специальная Олимпиада и особенности инклюзивного спорта
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
28 апреля 2025
Агентство социальной информации
Потратить или оставить: как и на что расходуют средства эндаументы
Инвестиции на века, цели на год
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Инвестиции на века, цели на год
Базовый актив для НКО
24 апреля 2025
Коммерсантъ
Базовый актив для НКО
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
17 апреля 2025
Агентство социальной информации
IX форум «Эндаументы-2025: инвестиции на века»
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
11 апреля 2025
Агентство социальной информации
Фонд Потанина и Сколтех проведут конференцию по цифровым навыкам
Капиталы медленно целятся
01 апреля 2025
Банковское обозрение
Капиталы медленно целятся
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»
31 января 2025
Агентство социальной информации
Объявлен конкурс «Переосмысление новой айдентики Фонда Потанина»