25 января в центре «Благосфера» в Москве презентовали качественные результаты исследования «Современный руководитель НКО: знания, навыки, компетенции».
Исследование с декабря 2021 года по июль 2022 года проводил ВЦИОМ по заказу Благотворительного фонда Владимира Потанина . Для исследования провели 35 интервью с ведущими экспертами некоммерческого сектора и онлайн-опрос 420 руководителей НКО из всех федеральных округов России.
О количественных результатах АСИ рассказывало в сентябре 2022 года: тогда речь шла о том, как выглядит современный руководитель НКО и какие компетенции и продвинутые навыки у него есть.
Вторая, качественная, часть исследования основывалась на мнениях опрошенных экспертов. Их спрашивали, какие знания нужны руководителям НКО, как их лучше готовить и обучать. По этим результатам Фонд Потанина выпустил два доклада:
«Первый наш разговор по количественной части исследования породил много вопросов и стал отправной точкой для дальнейшего обсуждения. <…> Мне кажется, это позволит нам более полно представить, кто мы есть на самом деле, а некоммерческому сектору — развиваться», — говорит Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина.
Какие требования есть к руководителю НКО
В исследовании выявили базовые и продвинутые требования к руководителям некоммерческих организаций. Результаты актуальны на первую половину 2022 года, подчеркивают исследователи.
Базовые требования:
Понимание особенностей сектора в целом;
Знание своей предметной области;
Знание психологии, выстраивание продуктивных отношений с людьми;
Управление персоналом;
Стратегический и операционный менеджмент;
Юридическая грамотность;
Финансовая и бухгалтерская грамотность: аналитика, понимание финансовых процессов;
Фандрайзинг и коммуникация;
Эффективная работа со стейкхолдерами;
Умение презентовать себя;
Стрессоустойчивость;
Знания и навыки в области управления конфликтами;
Лояльность по отношению к государству;
Непрерывное образование (в первую очередь в менеджменте);
Ответственность;
Следование бизнес-этике.
Продвинутые требования:
Дизайн-мышление;
Стратегическое мышление;
Пиар, маркетинг и коммуникации;
Взаимодействие с государством (GR);
Высокопрофессиональное управление персоналом;
Продвинутые знания в области финансов.
Через все исследование проходит мысль о том, что запрос на профессионализм руководителя НКО набирает обороты, замечает директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева, которая модерировала дискуссию. Но возникает вопрос, есть ли у НКО сегодня ресурсы на такое развитие.
По мнению Елены Тополевой, директора Агентства социальной информации, в период турбулентности, когда меняются внешние обстоятельства и настроения людей, вопрос профессионализации обостряется, потому что именно он связан с вопросом «выживания» НКО.
Легче переживают сложные времена те, кто более стрессоустойчив, и те, кто умеет быстро и гибко реагировать на ситуацию. В этих условиях очень многие качества руководителя стали еще более востребованными, например, оперативное и стратегическое планирование, диджитализация, тот же фандрайзинг.
Как готовят кадры
В исследовании есть мнение, что большинство знаний нужно подтверждать каким-то документом, дипломом или сертификатом об образовании.
«Если бы меня сейчас никто не знал в секторе и я бы пришла устраиваться на работу, я бы показала свой диплом, в котором написано «учитель труда», и меня бы никто не взял. Конечно, дипломы важны, но на собеседованиях гораздо важнее понимать, что человек умеет и хочет ли он дальше учиться», — считает Татьяна Константинова, президент фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
По ее словам, руководители НКО по-разному начинают учиться. Кто-то сам ищет, где найти новые знания, кто-то идет на учебу вслед за новыми ресурсами, которые либо приходят в организацию, либо наоборот, нет, кто-то старается повысить компетенции, чтобы решать новые задачи.
По мнению многих экспертов, опрошенных для исследования, фундаментальное образование для руководителей НКО может оказаться слишком неповоротливым. Оптимальнее может стать модульное и эпизодическое образование, магистратура или специальные курсы по менеджменту НКО.
В исследовании отмечают, что за последние годы в России становится все больше обучающих программ и курсов, нацеленных в том числе на некоммерческие организации. Однако они сильно отличаются и по качеству, и по доступности. Опрошенные эксперты часто говорили о высокой стоимости обучения, не соответствующих специфике НКО кейсах, недостаточной практикоориентированности и большом количестве «программ-пустышек» от неквалифицированных школ.
Есть ли единое отношение к требованиям
В ходе исследования выяснилось, что в целом НКО-сектор не имеет запроса на унификацию профессиональных требований к руководителю НКО. На это есть несколько причин, например, одинаковые требования не получится предъявить к существенной доле небольших социально ориентированных НКО, потому что часто на первом этапе работы ими движет не менеджмент, а мотивация.
Точно так же нет единого мнения насчет стандартизации требований к руководителям НКО.
Эксперты считают, что если какие-то стандарты все же будут появляться, то они должны носить информационно-рекомендательный характер. К тому же положения этих стандартов следует делать максимально универсальными, чтобы их мог использовать весь сектор, независимо от направленности организации.
Драйверами же тих инициатив должны выступать крупные донорские организации и НКО-лидеры.
Источник и фоторепортаж: Агентство социальной информации