Назад

Искусство идет впереди паровоза

Из Москвы во Владивосток по Транссибирской магистрали при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина с остановками в двенадцати крупных городах отправились участники передвижного симпозиума Nemoskva, а вместе с ними — выставка современных художников «Большая страна — большие идеи»

Текст материала

Искусство идет впереди паровоза

в проекте Nemoskva

Из Москвы во Владивосток по Транссибирской магистрали при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина с остановками в двенадцати крупных городах отправились участники передвижного симпозиума Nemoskva, а вместе с ними — выставка современных художников «Большая страна — большие идеи». Рассказывает Игорь Гребельников.

Это не первый чес по российским регионам, устроенный, чтобы разведать культурную ситуацию на местах и поддержать культуртрегеров: в 1999 году свои сети забрасывал фестиваль «Культурные герои ХХI века, или В поисках Золушки», а в прошлом году музей «Гараж» провел первую Триеннале современного искусства, ставшую результатом кураторских поездок по российским городам. Однако передвижной симпозиум Nemoskva, затеянный директором по региональному развитию ГЦСИ — РОСИЗО и комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой (соорганизатор — Центр изящных искусств BOZAR в Брюсселе), отличается необычным форматом и небывалым составом зарубежных участников. Перед соблазном прокатиться по Транссибу не устояли, например, куратор ныне проходящей Х Берлинской биеннале Габи Нгкобо, профессор Института Курто Сара Уилсон, редакционный директор издательства Thames & Hudson Роджер Торп и исполнительный директор центра Para Site в Гонконге Космин Костинас, всего — 60 человек. Столь внушительную компанию зарубежных профессионалов в сфере современной культуры так далеко у нас еще не заманивали. На местах они читают лекции, участвуют в дискуссиях, отсматривают портфолио-ревю местных художников, для которых, в свою очередь, это отличная возможность заявить о себе, услышать профессиональное мнение и установить контакты.

Судя по исследованию в регионах, опубликованному на сайте проекта, культурная активность во многих из них еле теплится. Впрочем, и остановки «культурного» поезда в избранных городах, как правило, однодневные, а на собеседования с художниками отведено по два-три часа. Зато у организаторов далеко идущие планы: в следующем году превью проекта покажут на Венецианской биеннале, а выставку Nemoskva (ее состав определится позже) — в Брюсселе, еще через год — в Москве, потом проект проедется по регионам России, дальше его планируют, как заявлено в буклете, развивать в странах СНГ и БРИКС. Большой вопрос, не устареют ли к тому времени собранный четыре года назад материал и вообще актуальность этого начинания. А пока симпозиум сопровождает скромных размеров экспозиция с нескромным названием «Большая страна — большие идеи» (куратор — Александр Буренков), и всякий раз ей приходится нестись впереди поезда с кураторами, чтобы успеть к их прибытию расположиться на месте.

Это нереализованные проекты художников, представленные в виде эскизов, макетов, описаний. Всего их пятнадцать, что, конечно, до обидного мало для «большой страны». Зато они честно обращены к местной проблематике, которая, вероятно, изумит заезжих гостей. В них не декларируется ничего ныне модного в художественных кругах, и к понятиям с приставкой «пост-» там не апеллируют, в основном это довольно трогательные работы, в которых художники предстают деятельными, ответственными подвижниками.

Так, нижегородец Владимир Чернышев с 2013 года работает над проектом «Заброшенная деревня». Он начинал с того, что наносил черной краской на полуразрушенные деревенские постройки различные фигуры, снимал это на фото и видео. В планах художника — создание на пленэре всякого рода инсталляций с использованием гудрона и мешковины, а потом — и студийных работ с найденными в деревнях артефактами. Саратовец Андрей Сяйлев работает над проектом «Двор как художественная ситуация», который предполагает участие жильцов домов, образующих дворы. Их хаотическое живое устройство будет переосмыслено, так возникнут «ситуации» — скажем, стена из старых почтовых ящиков или галереи в виде сараев, в каждом из которых вещи будут разобраны и систематизированы.

Уроженец Владивостока Кирилл Крючков занимается стрит-артом и организует рейвы, с последними связан его нереализованный проект «Расщепление лишнего с помощью звука». На лесных полянах окрестных островов будут установлены саунд-системы, но от танцев он предлагает гостям отвлечься с пользой: заняться сбором мусора. Художник уверен, что это повысит культурный уровень любителей техно. Павел Отдельнов (родился в Дзержинске, живет и работает в Москве) в проекте «Психозойская эра» исследует резервуары, заполненные жидкими отходами промышленного производства, ставшие не только частью ландшафта, но и экологической проблемой, о масштабах которой в России свидетельствуют снимки со спутников Google. Художник планирует показать эти резервуары в виде живописных объектов, вырезанных из древесных плит, сопроводить документами и рассказами очевидцев.

Нижегородская группа «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов), в свое время представлявшая Россию на Венецианской биеннале, планирует создать видео «Мука изображения». А для этого снять на мукомольном заводе чернокожих рабочих, которые в ходе перформанса под оперные арии покроются сначала мукой, потом — молоком, затем сквозняк развеет муку с их тел, а остатки смоются водой. Художники настаивают на том, что все это — исследование свойств цвета, фактур, метафора превращений. Но попробуй убеди в этом хоть одного западного куратора.

Впрочем, три недели путешествия по Транссибу (во Владивосток поезд прибудет 6 сентября) — опыт весьма экстремальный и, возможно, даже способный перевернуть сознание. А для «немосквы» и остального мира — еще и шанс получше узнать и понять друг друга.

Другие статьи

Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
24 апреля 2024
Агентство социальной информации
Открыта регистрация на VIII Форум «Эндаументы-2024»
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне