Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Интервью Оксаны Орачевой екатеринбургскому телеканалу «Малина»

Почему кризис только на пользу благотворительной деятельности, и как Екатеринбург может заработать на Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Текст материала

Почему кризис только на пользу благотворительной деятельности и как Екатеринбург может заработать на Уральской индустриальной биеннале современного искусства.


Благотворительный фонд Владимира Потанина был создан 15 лет назад. Это один из первых частных фондов в стране. В 2014 году фонд объявил об обновлении музейных программ. Программа фонда «Музейный десант» предназначена для стажировки музейных сотрудников за рубежом, «Музейный гид» направлен на поддержку музеев, способных удивить посетителей местом расположения, коллекцией и подходом специалистов.

Екатерина Дегай: Оксана, здравствуйте.

Оксана Орачева: Здравствуйте.

ЕД: Ваш фонд — один из первых частных фондов в стране. Ежегодно Владимир Потанин выделяет порядка 300 миллионов рублей на поддержку образовательных и культурных проектов. Около года назад вы были в нашей студии, и я спросила вас, не сократятся ли в связи с кризисом объёмы денег. Вы сказали, что нет. Вам действительно не пришлось корректировать бюджеты?

ОО: За прошедшее время ничего не изменилось. Мы сохранили все грантовые программы и даже расширили их. Грантовый фонд музейных программ увеличился до 75 миллионов рублей. Конечно, мы работаем не в безвоздушном пространстве, и кризис, который охватывает все сферы, повлиял и на нас. Мы делаем всё то же самое, но это теперь, к сожалению, обходится дороже, потому что подорожал проезд, расходы, связанные с печатью, с проживанием… Мы стремимся более эффективно использовать средства, чтобы кризисная составляющая не затрагивала нашу основную деятельность, связанную с предоставлением грантов и благотворительной помощи.

ЕД: В одном из интервью вы сказали, что кризис — это удачное время для пересмотра отношения к благотворительности, потому что именно в кризис приходит понимание, что это очень эффективный, часто недоиспользованный механизм вовлечения граждан в решение социальных проблем. Что вы имели в виду?

ОО: Когда возникают проблемы, например, экономические как сегодня, мы все более ответственно относимся к своей деятельности, потому что хотим получить другой результат. В этот момент люди готовы вовлекаться в решение актуальных социальных проблем, потому что хотят помочь самим себе и государству решить эти проблемы через в том числе ресурсы благотворительности.

И ещё кризис хорошее время для развития, потому что он позволяет создавать что-то новое, инновационное. Он лимитирует нас финансово, и мы начинаем думать, как можно быть более эффективными. 

ДОСЬЕ

Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина

Окончила исторический факультет Пермского государственного университета, кандидат исторических наук. Имеет степень магистра социальных наук Бирмингемского университета. Стажировалась в Оксфордском и Йельском университетах. 10 лет возглавляла международную программу стипендий Фонда Форда в московском представительстве Института международного образования. С 2012 года работает в благотворительном фонде В. Потанина, в прошлом году была назначена его генеральным директором.

ЕД: Вы приехали в Екатеринбург ради мероприятия в рамках III Уральской индустриальной биеннале. Его организует фонд Потанина и Всемирная биеннальная ассоциация. Специалисты этой ассоциация аккумулируют опыт проведения биеннале по всему миру; в частности, сейчас обсуждается, как биеннале могут способствовать экономическому развитию региона. Этот постулат произносится довольно часто, но в его пользу не хватает, как мне кажется, убедительных аргументов. Вы можете их привести?

ОО: Вчера мы в течение дня обсуждали, каким образом с точки зрения программ, финансов и политики проходят биеннале в разных странах. Приводились очень интересные примеры. Если говорить о международном опыте, то когда проходят биеннале, они сразу нацелены на привлечение в регион не только людей искусства, которые будут участвовать в создании тех или иных арт-объектов, но и туристов. Это дополнительный приток туристов.

ЕД: У нас в студии была директор Ливерпульской биеннале Салли Таллант. Она рассказала о том, что когда промышленное производство в Ливерпуле пошло на спад, появилась потребность в новом толчке для развития, и тогда придумали биеннале. Она проходит уже 15 лет. В 2012 году Ливерпульскую биеннале посетило более 700 тысяч человек, и это принесло 27,7 миллионов фунтов дохода.

ОО: Да, есть успешные примеры того, как это работает. Они не сразу могут выражаться в крупных цифрах, если говорить о доходе, потому что всё-таки для того, чтобы люди приезжали, биеннале должна заслужить авторитет и признание, в том числе международные. 

Интерес нашего мероприятия в Екатеринбурге в том, чтобы показать, как культурная составляющая может хорошо вписываться в экономическое развитие. Не надо отрывать одно от другого — экономика отдельно, культура отдельно, социальная сфера ещё какое-то направление. Всё очень взаимосвязано, и вкладываясь в одно, мы на самом деле вкладываемся во всё. 

ЕД: Как фонд Потанина определяет, какому музею помогать? Как расставляются приоритеты?

ОО: Мы оказываем поддержку в первую очередь на конкурсной основе. Участвовать в конкурсе может любой музей или сотрудник, если это конкурс для сотрудников. Соответственно, мы сразу объявляем правила игры, что очень важно: человек, принимая решение, участвовать ему в конкурсе или нет, знает, на каких условиях проводится конкурс, какие цели мы преследуем. 

Отбором занимаются эксперты. Создаётся независимый экспертный совет. Мы тоже в него входим, но не имеем большинства, поэтому независимые эксперты могут определить важность того или иного проекта, причём не только для музея, но и для сообщества, для региона в целом, что важно.

ЕД: Какие музеи нашего региона участвуют в вашем проекте? Вы можете озвучить размер грантов, которые они получили?

ОО: С размерами грантов очень просто: они варьируются от одного до двух миллионов рублей. Здесь реализуются два наших проекта, оба промышленные, связаны с Уралмашем, и оба предполагают участие людей, которые здесь живут. Это особенность региона: музейные проекты не оторваны от местной жизни, а наоборот, интегрируются в неё, что даёт гораздо больше шансов на то, что они будут успешными. И мы очень рады, что и сотрудники музеев Екатеринбурга принимают активное участие в индивидуальных проектах. Например, Никита Корытин из музея изобразительного искусства был участником нашей первой американский стажировки.

ЕД: Верно ли утверждение, что большим федеральным музеям хорошо удаётся выстраивать взаимоотношения со спонсорами и благотворительными фондами? В прошлую нашу встречу мы с вами обсуждали прекрасный опыт эндаумент-фонда Эрмитажа. А вот у региональных маленьких музеев так почему-то не получается. Это вопрос бренда, и легче привлечь спонсоров или благотворительный фонд на красивое название музея? В чём проблема?

ОО: Мы давно работаем с Эрмитажем, а с прошлого года — с Политехническим музеем и Кунсткамерой. Это очень разные музеи, но все они предлагают нечто большее, чем должен предложить музей. Например, мы поддержали проект Политехнического музея по созданию магистратуры по музейному делу в Высшей школе экономики. Это уникальная вещь, направленная на то, чтобы у нас появлялись специалисты международного уровня, которые бы слушали и российских, и западных специалистов музейного дела, владели современными технологиями и тем самым меняли музеи изнутри. 

С Кунсткамерой немного другой проект, там создаётся специальная медиакоммуникационная среда, чтобы правильно наладить диалог между всеми участниками процесса — сотрудниками, потому что это ещё и научно-исследовательский институт, посетителями, которые приходят музей, и теми, кто в музей не ходит, но хотел бы с ним познакомиться. Мы надеемся, что в результате реализации проекта появится новая уникальная платформа, объединяющая всех на виртуальной основе и позволяющая другим музеям делать аналогичные вещи. 

На музеи не федерального подчинения ориентирована программа «Музейный гид». Она предназначена для открытия удивительных музеев России — мы так и называем одну из номинаций. Музеи федерального подчинения просто не могут участвовать в этой программе по формальному признаку. Мы даём не федеральным музеям возможность приобрести опыт продвижения — как виртуального, так и не совсем, потому что мы говорим о музеефикации ландшафта, когда музей выходит за пределы собственных стен, создаёт специальные маркеры на территории и объединяет местное сообщество вокруг истории территории.

ЕД: В прошлый раз я спрашивала вас о степени включённости Владимира Потанина в работу фонда. Близится конец года, и, наверное, скоро будет подведение итогов. Будет ли Владимир Потанин в этом участвовать? И как он обычно принимает проекты, насколько он критичен в оценке фонда?

ОО: Владимир Олегович Потанин очень заинтересован в деятельности фонда. Ему важно, как у нас всё происходит, и не только конкретные проекты, но и эффект и результаты, насколько нам удалось достичь изначально поставленных целей. 

Второй раз запускается наша новая программа, эндаументы, Первая была пилотная, теперь, надеемся, она будет постоянной. Владимир Олегович планирует выделить дополнительные 30 миллионов рублей и распределить их между лучшими реализованными проектами. Вузы, музеи и другие организации в сфере образования, науки и культуры могут получить взнос в эндаумент от Владимира Потанина, если проект окажется успешным по результатам обучения, которое мы предлагаем. Владимир Олегович вовлечён, но, конечно, не в ежедневную работу фонда, а в оценку результатов и определение стратегических направлений его деятельности в будущем.

ЕД: То есть он может даже увеличить бюджет, если ему понравится результат?

ОО: Если мы работаем хорошо и эффективно и если наша работа востребована — конечно. В этом году итоги пока не подведены, они станут известны только в следующем году, но могу сказать, что фонд стал больше, чем был в прошлом году, когда мы говорили о трёхстах миллионах.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вологодский музей-заповедник выиграл гранты на три миллиона рублей
25 сентября 2012
Газета "Красный Север"