Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

​Город под светом атомного реактора

Десятого ноября завершилась 3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, одной из основных частей которой стала так называемая арт-резиденция. Арт-резиденция — это программа, которая призвана интегрировать и каким-то образом связать современное искусство и большие предприятия. Strelka Magazine рассказывает, какими в 2015 году художники увидели уральские заводы и какие арт-объекты родились из этого.

Текст материала

История о том, как художники посетили заводы Урала и вдохновились.

 

Десятого ноября завершилась 3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, одной из основных частей которой стала так называемая арт-резиденция. Арт-резиденция — это программа, которая призвана интегрировать и каким-то образом связать современное искусство и большие предприятия. Strelka Magazine рассказывает, какими в 2015 году художники увидели уральские заводы и какие арт-объекты родились из этого.

ЗНАКОМЬТЕСЬ — ЗАВОД

Первым этапом программы арт-резиденции стала большая поездка-путешествие творческих коллективов по предприятиям. В цифрах этот путь выглядит так: 12 городов, 11 заводов, 104 часа и 3,5 тысячи километров.

Фарфор Сысерти, Сысерть, Свердловская область
Здесь сохраняют народные промыслы и поддерживают традицию ручной росписи фарфора. Предприятие также действует с XIX века и производит чайные и кофейные сервизы, столовые наборы, вазы, шкатулки и другие декоративные предметы.

КАК ИНТЕГРИРОВАЛИСЬ ХУДОЖНИКИ

Итогом Арт-резиденции стала выставка, на которой были собраны 16 арт-объектов от 11 художественных объединений.

Женя Чайка, куратор: «Программа арт-резиденции является сущностной составляющей бьеннале, но в отличие от основного проекта, который отвечает за имидж на международной сцене, она, напротив, работает с локальным контекстом и с реальным производством — действующими предприятиями».

Женя Мачнева

Художник: Женя Мачнева, Россия
Название проекта:Тираж 1/1
Касли, Екатеринбург, Санкт-Петербург, 2015
Фото: Петр Захаров

Работа Жени Мачневой из Санкт-Петербурга — результат резиденции на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья. На заводе создают тиражную художественную продукцию, ориентируясь на уникальные скульптурные формы. Каждая скульптура может быть отлита множество раз, так же как и в классической графике одно изображение может быть отпечатано во множестве оттисков. В своих шпалерах Женя работает с образами этой тиражной художественной продукции, но, вытканные на ее полотна�, они становятся частью единичного тиража: 1/1.

Группа «Открытое пространство»

Художники:Группа Открытое пространство (Юлия Костерева, Юрий Кручак), Украина
Название проекта: Мастерская плаката, Нижний Тагил, Киев, Екатеринбург, 2015
Фото:Петр Захаров

Юрий Кручак и Юлия Костерева живут и работают в Киеве, являются основателями художественной платформы Open Place о расширении границ влияния искусства. «Мастерская плаката» — это перформативный проект, построенный как коммуникационная платформа: в течение недели в обычном рейсовом тагильском трамвае работала мастерская. Художники и молодые активные сообщества Нижнего Тагила объединились для того, чтобы создать для жителей города трибуну для высказываний. В результате были созданы плакаты, которые и представлены на итоговой выставке.

Ars Virtua

Художники: Ars Virtua, Уральское отделение (Никита Рокотян, Ирина Котюргина, Ригина Муфтахова, Сергей Наймушин, Женя Чайка), Россия
Название проекта: Нет жизни кроме экрана, Екатеринбург, Сан-Хосе (Калифорния), Верхняя Салда, 2014-2015
Фото: Петр Захаров

Художественная группа Ars Virtua была создана в Сан-Хосе в 2007 году преподавателем Государственного университета. Во время второй Уральской биеннале к американской команде присоединились российские участники, среди которых куратор резиденции Женя Чайка, а также медиахудожник, исследователь в области проблемы изменения климата Никита Рокотян, Ирина Котюргина, искусствовед, философ и теоретик новых медиа Сергей Наймушин и культуролог Ригина Муфтахова. Работа группы — об идее знания в обществе в целом и информационной непрерывности в частности. С одной стороны, в постинформационном обществе люди слишком полагаются на доступность информации, с другой — они оказываются уязвимыми, не задумываясь об этом. Художников искренне поразил парадокс, согласно которому для того, чтобы обладать информацией, ты должен знать, как она устроена. Так они решили предпринять утопические усилия по созданию некоего универсального языка, понять который можно без знания кода.

Якопо Мандич

Художник: Якопо Мандич, Италия
Название проекта: До последнего камня
Сатка, Екатеринбург, 2015
Фото: Александр Тарасов

Итальянский скульптор Якопо Мандич представил работу из камня (магнезит и доломит), изображающую земную кору. Вынутый блок породы глубиной 40 сантиметров расколот на отдельные кусочки, которые снова уложены в чашу «карьера». Во время биеннале публике предлагается взять кусочек магнезита. По идее художника, инсталляция должна приглашать зрителей разделить ответственность за исчерпание ресурсов. Сама скульптура располагалась на входе в гостиницу «Исеть», где находилась основная экспозиция, а в одной из комнат зрители могли наблюдать документацию жизни «карьера» во время выставки.

Фёдор Телков

Художник: Фёдор Телков, Россия
Название проекта: Приручение
Екатеринбург, Заречный, 2015
Фото: Петр Захаров

Российский художник из Нижнего Тагила лето 2015 года провел на Белоярской атомной станции в канун пуска четвертого атомного реактора. В результате нескольких экспедиций был создан проект, в котором видно, как атомная энергия приходит в каждый дом; одомашненная, она «кормит, греет и освещает» город. Видно также и то, что сотрудники живут по своим законам, укрощают энергию, превращая станцию в свой дом.

Хесус Паломино

Художник: Хесус Паломино, Испания
Название проекта: Звуки Калача для горожан
Алапаевск, Калач, Екатеринбург, Ирбит, 2015
Фото: Петр Захаров

Испанец Хесус Паломино создает проекты, связанные с местами, локациями и коммунальными историями. Его резиденция прошла на Алапаевской узкоколейной железной дороге и, по сути, является экспедицией в поисках тишины: едва слышимые звуки, привезенные с конечной станции и предоставленные работниками Ирбитского мотоциклетного завода. Эти звуки и были перенесены в выставочное пространство. Весь проект был поделен на три части: в восточной колонне гостиницы «Исеть» располагался текст о проекте, по коридору следовала звуковая инсталляция, в западной колонне фильм рассказывал о том, как проект создавался и представлялся.

Александр Морозов

Художник: Александр Морозов, Россия
Название проекта: Регистрация птиц. Между созерцанием и действием
Урал, 2015 Фото: Петр Захаров

Александр Морозов родился в Луганске, но учился и состоялся как художник в Санкт-Петербурге. С 13 июля по 2 августа 2015 года он путешествовал по городам Уральского региона (Свердловская и Челябинская область) в поисках индустриальных пейзажей. Везде художник регистрировал движение птиц, пользуясь своим концептуально-графическим методом: на бумаге или кальке размером 70 на 100 сантиметров он вычерчивал траектории движения птиц, пролетающих над индустриальным ландшафтом. Уделяя каждому листу ровно десять минут.

Бернхард Рэн

Художник: Бернхард Рэн, Австрия
Название проекта: Re-generation
Первоуральск, Сатка, Екатеринбург
Фото: Петр Захаров

Бернхард Рэн изучал архитектуру и городское планирование в Граце, в Штутгарте и в Мексике; основатель archexperience, сооснователь SITIOS — международной интердисциплинарной сети архитекторов, дизайнеров и художников, занимающихся урбанистикой, исследованием публичных пространств с целью их трансформации и непосредственного воздействия на них. Собственно, проект посвящен взаимоотношениям искусства, культуры и распределения благосостояния. Идея «регенерации» комнаты 805 гостиницы «Исеть» былого времени идет в одном ряду с идеями «регенерации» региона: индустриальных пространств и вместе с тем пейзажей, не затронутых промышленностью.

Стефан Тиде

Художник: Стефан Тиде, Франция
Название проекта: Остатки, Сысерть, Екатеринбург, 2015
Фото: Петр Захаров

Французский художник Стефан Тиде был вдохновлен Фарфоровым и Артинским заводами и сделал два проекта. В первом в центре внимания оказались предметы, отброшенные еще до обжига. Эти предметы, судьба которых — снова превратиться в однородную массу и быть отлитыми в формы, — производственный брак, изъятый из производственного цикла. Художник предложил вернуть их в процесс: обжечь и покрыть глазурью. Тем самым засвидетельствовал процесс производства: изделия не несут в себе следы обработки, сохраняя черты тех объектов, которые должны были из них получиться.

Во втором проекте Тиде создает тотальную инсталляцию для одной из комнат подвала гостиницы «Исеть». В ней, как бы нарушая течение времени, коса вращается против обычного своего направления, оставляя круги на воде. Эта работа является результатом резиденции художника на Артинском заводе: там специально для него создали необычную косу увеличенного размера. Круговое движение косы идеально вписывается в квадратную геометрию комнаты, плеск воды отзывается приглушенным эхом. В подвале устанавливается камера наблюдения, которая позволяет зрителям следить за непрерывной работой мотора, находясь в одной из комнат Итоговой выставки программы.

Владимир Марин

Художник: Вова Марин, Россия
Название проекта:Письмена
Нижний Тагил, Екатеринбург, 2015
Фото: Петр Захаров

Калужский художник Владимир Марин работает с предметами быта. И дефекты, переносимые на сервиз, имеют бытовое происхождение. Обычно они появляются в процессе эксплуатации и делают вещь негодной. А здесь копируются от объекта к объекту. Создается почти незаметная, но неудобная для зрителя вещь. Он понимает, что что-то не так, но не сразу видит, что именно. А увидев, не понимает, зачем, почему и как. И в этот момент становится соавтором, придумывая свою версию происходящего. 

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина, партнера биеннале: 

«Культура может быть драйвером развития региона. При этом далеко не каждый участник региональных процессов воспринимает ее именно таким образом. Культура позволяет наполнить границы территории новым смыслом: все мы хотим, чтобы наш родной регион отличался от соседнего. Крупные культурные проекты, которые корнями врастают в регион (такие как биеннале), работают на формирование региональной идентичности. Это важная потребность и населения, и власти, и бизнеса, и самих организаций культуры. Если смотреть дальше, культура непосредственно формирует среду. Она может внести вклад в то, чтобы у людей возникало желание созидать, заниматься предпринимательством, болеть душой за свое дело. Культура может иметь и чисто экономический эффект, особенно если территория небольшая. Главное, чтобы культура находила общий язык с государством и бизнесом, а для этого необходимо этот язык формировать»

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище