Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Где взять деньги на культуру, когда у государства их становится все меньше

В эксклюзивном интервью «Ридусу» старший исполнительный директор музея Фрэнсис Уэр рассказала о том, как привлекать меценатов, и как развивается этот сектор в Европе

Текст материала

На минувшей неделе Госдума приняла закон о налоговых льготах меценатам. Документ блуждал по коридорам власти с 2015 года и был окончательно одобрен аккурат в день открытия VII международного Культурного форума в Санкт-Петербурге. Видимо, не случайно. Мероприятие по своим масштабам и количеству знаковых персон (в том числе политического истеблишмента) вполне сопоставимо с экономическим собратом. В нем традиционно участвует и президент РФ Владимир Путин, а ключевой темой в этом году стал как раз вопрос о меценатстве.

Закон дает регионам право предоставлять налоговый вычет лицам, которые спонсируют государственные, муниципальные и некоммерческие организации, работающие в сфере культуры. Таким путем государство пытается привлечь в эту область финансирование из внебюджетных источников, что вовсе не удивительно в условиях, когда «культурные» расходы самого бюджета неуклонно тают.

В одной лодке

 

© pixabay.com

Проблема эта хорошо знакома и развитым странам. С сокращением государственных ассигнований сталкиваются даже такие культовые заведения, как Лувр. В 2017 году знаменитый музей потратил 247 млн евро. Из них менее половины (41%) поступило из французской казны, остальное — собственные средства, в том числе частные пожертвования. Спонсоры дали в общей сложности 19 млн евро. И это второй по величине источник доходов после продажи билетов (она принесла 57 млн евро). 

Сегодня перед Лувром, как и перед множеством других учреждений культуры по всему миру, стоит задача увеличить поток денежных средств из внебюджетных источников. Причем действовать приходится в условиях крайне конкурентной среды, рассказал директор департамента по связям с партнерами и меценатами Лувра Ян Ле Туэ в ходе дискуссии «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства», которая прошла в рамках Культурного форума.

В Париже огромное количество организаций культуры, а есть еще Диснейленд, всемирно известные кабаре и другие точки притяжения туристов. Борьба разгорается нешуточная, как за посетителей, так и за меценатов. Безусловно, один из главных символов французской столицы (да и всей страны в целом) находится в более выигрышном положении, но и ему не приходится почивать на лаврах. Поиском спонсоров занимается целый отдел — около 25 человек. Разработано несколько программ для разных категорий меценатов.

«У нас есть много различных инструментов для привлечения средств. Например, ежегодно мы устраиваем программу краудфандинга, в которой может принять участие любой желающий. Взносы могут быть небольшими — 5−10 евро, но в итоге собранной суммы хватает на поддержку какого-либо реставрационного проекта или приобретение нового экспоната в коллекцию музея»,— поделился Ян Ле Туэ.

Однако в условиях экономической и политической турбулентности на первый план выходит вопрос создания стабильного источника финансирования, который обеспечит учреждению культуры постоянный доход, независимый от прихоти коммерческой фортуны, спонсоров или государства, отметили участники дискуссии. Тот же Лувр в 2015 году испытал сильный отток посетителей после терактов в Париже: снизились продажи билетов, соответственно, упала и выручка. Поэтому в последнее время все активнее развивается такой инструмент, как эндаумент-фонд.

Суть в том, что деньги, полученные в качестве пожертвования, не тратятся сразу. Из них формируется целевой капитал (эндаумент), и уже доход с этого капитала расходуется на конкретные проекты и программы. Во Франции, кстати, именно Лувр стал первопроходцем в этом деле. В 2009 году в Абу-Даби (ОАЭ) открылся его филиал. За право использовать всемирно известный бренд Эмираты заплатили порядка 400 млн евро, эти средства и легли в основу фонда.

Безграничные законы

 

© Александр Демьянчук/ТАСС

Французский опыт наиболее близок России, поскольку законы, регулирующие деятельность эндаументов, были приняты в обеих странах примерно в одно и то же время, отметила генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. По ее словам, важно, чтобы от культурного сообщества был запрос на создание законодательных механизмов для развития подобных инструментов.

Необходимо также, чтобы правовые механизмы позволяли спонсорским средствам свободно пересекать государственные границы, добавил исполнительный директор Европейского центра фондов (Бельгия) Джерри Салол. Различие в законодательствах, по его словам, — главный барьер на пути привлечения частных пожертвований.

«Важно, чтобы культуру можно было нести в трансграничном масштабе»,— считает эксперт.

Другую существенную проблему он видит в наличии завышенных ожиданий у самих учреждений культуры. Существование очень крупных фондов с большими возможностями приводит к тому, что люди слишком многого хотят от всех организаций подобного рода, пояснил Салол. Между тем, их работу можно сравнить с деятельностью специалиста по акупунктуре, который должен выявить нужную точку для решения конкретной задачи.

В вопросах благотворительности существенное значение имеет доверие между теми, кто дает деньги, и теми, кто ими распоряжается, подчеркивают эксперты. Необходима полная финансовая прозрачность и ясность. Меценаты должны понимать, куда и зачем уходят их пожертвования. Кроме того, сами учреждения культуры должны учиться работать не только с архивами, документами, артефактами, но и с людьми.

Налоговые льготы и индивидуальный подход

 

© facebook.com

 

Даже в Великобритании, где бесплатное посещение музеев является частью государственной политики, и любой желающий, включая иностранных туристов, до сих пор может свободно попасть в Британский музей и Национальную художественную галерею, ощущается недостаток бюджетного финансирования, и поиск дополнительных источников существования становится все более насущной задачей.

Ашмолеанский музей искусства и археологии при Оксфордском университете — один из старейших общедоступных музеев страны, которому в этом году исполнилось 335 лет — зарегистрировал свой целевой капитал только 2014 году, хотя история эндаументов в Великобритании исчисляется веками. Правда, за четыре года он смог увеличить размер фонда в три раза, а изначальная цель в 25 млн фунтов была достигнута уже весной 2018 года, на два года раньше поставленного срока.

В эксклюзивном интервью «Ридусу» старший исполнительный директор музея Фрэнсис Уэр рассказала о том, как привлекать меценатов, и как развивается этот сектор в Европе.

Сегодня, когда многие страны сталкиваются с экономическими проблемами, все чаще поднимается вопрос о монетизации культуры? На ваш взгляд, может ли культура быть самоокупаемой? Должно ли государство финансировать культуру или это дело меценатов?

Я думаю, что культура должна, по крайней мере, пробовать быть самодостаточной. Должны появляться команды очень активных, энергичных менеджеров во главе с директором. Без такого предпринимательского духа культурной организации будет сложно чего-то достичь, и она не сможет должным образом привлекать финансирование. Нужно создавать и развивать собственные традиции, допустим, организовать кафе. И в этом кафе можно, например, продавать ваучер, в который уже входит чашечка кофе, а также небольшая сумма пожертвования. Также можно облегчить систему пожертвований, вводя разные QR коды, сбор средств путем отправки текстовых сообщений и т. д. Можно более нестандартно работать и с меценатами, например, рекламировать их символику в собственных помещениях.

Но при этом я считаю, что в абсолютном порядке правительство должно поддерживать культуру. Существует уже много доказательств того, что она совершенно необходима людям и важна государству во многих отношениях: и в плане образования, и в плане развития общества, и в плане решения каких-то проблем со здоровьем, в том числе с психическим здоровьем людей. Это также решение проблем вовлечения каких-то определенных категорий граждан в общество, в жизнь, их социализация. Люди должны знать свое культурное наследие, и не должны сталкиваться при знакомстве с ним с какими-то барьерами, в том числе финансовыми. Поэтому, я считаю, совершенно необходимо, чтобы правительство обеспечило бесплатный доступ к культуре для детей, пожилых людей и других уязвимых категорий граждан.

А как в нынешних сложных экономических условиях мотивировать людей на вложения в культуру?

Прежде всего стоит упомянуть систему налоговых льгот для лиц и компаний, которые осуществляют пожертвования музеям и другим культурным учреждениям. Например, в Великобритании есть специальная программа: если компания или какой-то отдельный человек жертвует, допустим, 100 фунтов музею, то музей получает на 20% больше от правительства — т. е. уже 120 фунтов. А жертвователь при этом может эти 20%, то есть, в данном случае 20 фунтов, вычесть потом из своей налоговой декларации. Эта система очень хорошо работает и, я считаю, ее нужно развивать. В Великобритании она уже много где используется, но еще недостаточно.

Могут быть и какие-то индивидуальные преференции, то есть продвижение бренда компании или имени мецената. Для многих важно, чтобы их имя стало узнаваемым. Помимо этого меценаты приглашается на интересные мероприятия с присутствием выдающихся людей. Такой человек становится другом руководства культурной организации, входит в близкий круг общения. Для частных персон это элемент личной самореализации, а для компании — дополнительная рекламная раскрутка своего имени.

Меценаты в западных странах — кто они? Насколько активно используется краудфандинг?

За последние 10−15 лет структура меценатов поменялась. До кризиса 2008 года было довольно много компаний, которые делали достаточно большие пожертвования, но после кризиса их стало существенно меньше. Я преимущественно работаю с индивидуальными жертвователями, и здесь объем пожертвований очень сильно варьируется: можно собрать от 50 тысяч фунтов до миллиона и выше. Для них, конечно, мотивацией является, прежде всего, повышение значимости, включение в определенные круги общества и т. д. Что касается краудфандинга, у нас пока такой системы нет, хотя, конечно, в планах она имеется. Отдельные проекты, для которых мы осуществляем сбор средств, время от времени анонсируется. Например, сейчас у нас идет проект по обеспечению доступа к музеям и другим культурным учреждениям пожилых людей в целях борьбы с одиночеством, с деменцией и т. д.

Отличаются ли методы, схемы меценатства в разных западных странах? Какой опыт кажется вам наиболее интересным, эффективным и масштабируемым?

Я не очень много знаю о системах пожертвований в других странах. Могу только сказать, что США очень сильно продвинулись в этом отношении. В университетах у них буквально с первого курса создается культура пожертвований. То есть, выходя из университета, человек очень хорошо осознает, что это — важная часть жизни, очень полезная, и нужно этим заниматься — жертвовать деньги культурным учреждениям. И он, скорее всего, будет это делать. Английские университеты также пытаются внедрять у себя такую культуру. Также США очень эффективно привлекает деньги для каких-то определенных проектов, и у них хорошо работает форма индивидуальной работы с донорами: каждый проект, культурное учреждение создает вокруг себя некую ауру, круг, в который привлекает меценатов.

До недавних пор Лондон был Меккой богатых русских. Они скупали недвижимость и футбольные клубы? А как насчет вложений в культурные проекты?

Я лично не знаю русских состоятельных людей, которые инвестировали бы в существующие учреждения культуры в Великобритании. У нас, например, таких нет. Но я знаю, что очень многие жертвователи из России любят вкладывать деньги в создание собственных коллекций, галерей, выставочных центров. Я думаю, что культура вложений в культурные учреждения со стороны русских состоятельных людей тоже постепенно зарождается.

А как сами учреждения относятся к этому на фоне текущих непростых отношений между Западом и Россией, приветствуются ли вложения сомнительных, с точки зрения политиков, русских денег?

Не могу говорить за все учреждения, но, например, у нас в Оксфордском университете есть система контроля и предварительной проверки пожертвований по всем направлениям, есть система критериев. Если мы находим что-то подозрительное, что-то несоответствующее нашим критериям, будем очень долго думать, прежде чем принять такое пожертвование. Если все хорошо, то пожертвования проходят. Нельзя сказать, что есть какое-то общее неприятие российских денег, все решается индивидуально в каждом отдельном случае. Любые пожертвования, безотносительно источника, должны пройти такую проверку. И такая система проверки есть у любого культурного учреждения, которое занимается сбором средств.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
Лариса Зелькова: «Фонды целевого капитала — это будущее»
12 декабря 2012
«Филантроп», 12 декабря 2012