Назад

«Если есть цель, я должен ее достичь»: баскетболист и его мама рассказали, как не побоялись тренировок, несмотря на диагноз

Парень с аутизмом случайно увлекся игрой — что из этого вышло

Наталья Иванушкина – женщина с активной жизненной позицией, заведующий кафедрой педагогики Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Но прежде всего это мама Артема. В три года мальчику поставили диагнозы – аутизм и легкая степень умственной отсталости. С этого момента у семьи начался особенный этап жизни – это путь преодоления страхов, стереотипов, а также путь развития и новых достижений. О том, как спорт помог Артему стать самостоятельным и открытым молодым человеком, Наталья рассказала в этом интервью. 

К спорту Артем тянулся с самого детства, причем сначала увлекался футболом. Как рассказывает мама, он еще разговаривать толком не умел, а уже знал правила игры и названия мировых команд. Интересоваться баскетболом начал, уже когда учился в колледже. Тогда Артему и посчастливилось сыграть в Лиге губернатора.

— Это уникальный случай, как он попал в команду. Доказательство того, что когда есть желание, то найдешь тысячу поводов. Было лето, и нам пришла квитанция об оплате коммунальных услуг. На обратной стороне была информация, что проводится Лига губернатора, и все желающие могут принять участие. Я только успела прочитать, а Артем уже через три минуты говорит, что зарегистрировался и будет играть. 

Далее начался период регулярных тренировок в рамках проекта “тихий!баскетбол”. Уже год Артем самостоятельно посещает занятия и возвращается с тренировок заряженным на победу.

Справка: Проект «тихий!баскетбол» направлен на привлечение к спортивным занятиям, в том числе к инклюзивным баскетбольным тренировкам, детей и подростков школьного возраста на базе коррекционных школ-интернатов и пансионатов с возможностью участия атлетов в региональных и всероссийских соревнованиях. 

— С тренером у нас был найден контакт сразу: его наставнику, Евгению Александровичу Крутоусу, не важно, есть ли у ребенка диагноз или нет. Самое главное – есть желание играть. Так Артем втянулся и теперь серьезно занимается баскетболом. Я вижу, что у него получается, и это дает свои плоды, а самое главное удовлетворение. 

Наталья поделилась, что прогресс Артема после посещения занятий становится очевиден – в плане заинтересованности, концентрации внимания, мышления. Также у Артема появилось много друзей, которые разделяют его стремления. 

— Баскетбол – это командная игра, нужно уметь обсуждать тактику, стратегию, это и формирует характер. У них все очень серьезно, при этом Артем постоянно читает новости про баскетбол, смотрит ролики, а потом старается обучать этому других ребят, – рассказывает Наталья. 

Сейчас у Артема большие планы на будущее, которыми он поделился сам: «У меня есть три задачи – стать Олимпийским чемпионом, Чемпионом мира и Чемпионом Европы. Конечная цель – стать тренером, когда завершу карьеру игрока. Для этого надо работать и пахать по полной программе, и на это я готов. Если есть цель, я должен ее достичь», – говорит молодой человек. 

Мама Наталья радуется успехам сына и точно знает, что его цель, стать тренером, уже начинает осуществляться благодаря поддержке Евгения Крутоуса. Тренер по баскетболу рассказал, в чем заключается специфика его работы с ребятами с особенностями интеллектуального развития.   

— Здесь применяется только индивидуальный подход, какой-то одной методики нет. Это не я выбираю ребят, а они меня выбирают. Они сами приглядываются, кто-то сначала просто приходит и первое время сидит и смотрит, как идет тренировка. Основная сложность в работе, что таким ребятам нужно объяснять правила много-много раз, это повторение материала изо дня в день. Иногда я прихожу домой без голоса, нагрузка на тренировках большая. Но если ты решился работать, то нужно идти до конца. Провожу тренировки без повышения голоса, без давления, никогда никого не заставляю. Все занятия нужно проводить на легкости и позитиве, – поясняет наставник.

Как поделился тренер, Артем – усердный и старательный ученик, который стремится быть похожим на своего учителя. И Евгений Александрович уже делегировал парню полномочия помощника тренера, от чего у Артема еще больше загорелись глаза и появился новый смысл приходить на тренировки. 

— Этот год показал, что мы двигаемся в правильном направлении, что у нас в регионе создаются условия не только для детей группы «норма», но и для особенных ребят. Видно, что проект работает, расширяется и не собирается сбавлять обороты, – делится мама Артема.  

Так, в январе Артем принимал участие в турнире Специальной Олимпиады в Казани, где его команда показала блестящий результат и не сыграла ни одного тайма «в сухую». Хотя ребята и готовились всего полгода. Как заметила Наталья, интерес к инклюзивному спорту растет из года в год, а количество участников только увеличивается. 

Миссия мамы особенного ребенка 

Когда Наталья узнала о диагнозе сына, первый вопрос в голове был: «почему я, почему со мной?». Потом женщина начала изучать научную литературу и осознала, что такие дети даются родителям не просто так. 

— В Штатах, например, вообще считалось за счастье иметь такого ребенка, потому что это уникальные дети. И если случится какая-то катастрофа, то именно они и выживут. Потому что они нестандартно подходят к решению проблем. Это не они не умеют жить по нашим правилам, это мы не умеем с ними работать, – делится Наталья. 

Миссия Натальи как педагога – показать, как можно работать с такими детьми, что их можно выводить из этого состояния, что в итоге их возможно приблизить к нормотипичным ребятам. 

— Обычно ребята с аутизмом – замкнутые. Мы с Артемом постоянно ездили в разные города, чтобы разрушить шаблон, что они не могут быть общительными и подвижными. И это пошло нам на пользу, в итоге нам сняли диагноз аутизм и оставили только аутичное поведение, а это существенная разница. 

Миссия Натальи, как мамы – научить Артема всему, чтобы он в дальнейшем смог себя реализовать.

— Уверена, что спорт его поддержит во всех начинаниях и в жизни. Потому что в баскетболе нет случайных детей, здесь надо работать, а если ты не хочешь работать, ты не удержишься. Артем уже умеет найти нужный маршрут, умеет спрашивать дорогу, знает, куда ему двигаться. Поэтому не сомневаюсь, что у нас все будет хорошо. 

О том, как инклюзивный спорт помогает ребятам с особенностями здоровья адаптироваться к миру и становится самостоятельными личностями, рассказала Елена Маркелова – председатель Самарского отделения Специальной Олимпиады. Совместно с Фондом Потанина Специальная Олимпиада России реализует проект «Инклюзивный спорт для всех». В рамках проекта в 15 регионах России, в том числе в Самарской области, создаются инклюзивные школы, в которых ребята с особенностями интеллектуального развития могут тренироваться наравне с другими людьми.

— В соревнованиях Специальной Олимпиады всегда гораздо важнее человек, чем результат состязаний. Инклюзивный спорт для людей с особенностями в развитии позволяет не только социализироваться, повышать самооценку, но и не оставаться один на один со своими проблемами. Поэтому будем и дальше совместно с Фондом Потанина создавать условия, чтобы ребята с особенностями здоровья преодолевали трудности и становились лучшей версией себя.

Наталья не пропускает ни одну игру сына, мотивирует его и успокаивает, когда у Артема что-то не получается. И призывает мам, у которых растут дети с особенностями здоровья, не запирать их в квартире, а давать общаться с людьми, выходить за рамки своего дома, чтобы они могли стать самостоятельными взрослыми. Этот разрыв шаблона о диагнозе не должен быть исключением, а должен стать правилом. 

— Я очень много общаюсь с мамами ребят с особенностями, и за каждой семьей стоит своя собственная история. Но я по жизни оптимист, минута слабости, конечно, наступает. Но я вытираю слезы, выдыхаю и иду дальше. «Потому что это мой ребенок, у которого есть только я», – говорит Наталья. 

Любой вид спорта дается только через труд, пот и стремление к победе. Если бы у Артема была возможность, он бы занимался баскетболом каждый день. И здесь важна как поддержка семьи, так и тренера, и общества в целом, в котором создаются подходящие условия для развития особенных детей. 

 Источник: 63.ru

Другие статьи

Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
25 сентября 2024
Агентство социальной информации
Искусственный интеллект в работе НКО: фандрайзинг, планирование, гранты
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина
08 июля 2024
Официальный сайт Национального парка «Красноярские Cтолбы»
​Завершилась смена волонтерского лагеря Фонда Потанина