Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Душа Энди Уорхола и "Синие носы" с пропиской в Центре Помпиду

Собрание Бобура продолжает пополняться российским искусством.

Текст материала

Дарья Курдюкова, корреспондент "Независимой газеты"

 


Встреча старого и нового миров. 	Фото автора
Встреча старого и нового миров. Фото автора

Открывшуюся в Центре Помпиду выставку «Коллекция+» можно определить и как рассказ о счастливой цепной реакции. Осенью одному из лучших музеев современного искусства, кстати, с хорошим собранием русского авангарда, включающим и Ларионова с Гончаровой, и Кандинского, подарили подборку из 250 работ, которую показали на выставке «Коллекция! Современное искусство СССР и России 1950–2000 годов» (см. «НГ» от 01.09.16 и 19.09.16). Произведения отдали художники и их семьи, коллекционеры, а половину выкупил Фонд Владимира Потанина. Проект, осуществленный благодаря сотрудничеству директора Мультимедиа Арт Музея и куратора выставки Ольги Свибловой, Центра Помпиду, от которого «Коллекцией» занимается Николя Люччи-Гутников, и Фонда Потанина, получил продолжение. И премию The Art Newspaper Russia. Сейчас Бобуру подарено еще больше 100 работ, интегрированных в экспозицию под вывеской «Коллекция+».

Перспектива, открывающаяся от входа на выставку, «упирается» в висящие под потолком огромные, с пятиконечными звездами на линзах «Очки для каждого советского человека» Леонида Сокова. По иронии соц-артиста, они, как Большой Брат, смотрят в упор на вас. По левую сторону от них накрыт красным «партийным» сукном и сервирован тарелками-серпами-молотами длинный стол «Тайной вечери» концептуалиста Андрея Филиппова. Чуть дальше – «Слава КПСС» Эрика Булатова, авторский повтор знаковой картины 1975 года, сделанный в нулевых. Эти произведения в Центре Помпиду (Бобуре) с осени, «осеняют» широкий коридор, от которого расходятся в разные стороны тематические залы. На вернисаже «Коллекции+» концептуалист Юрий Альберт снабжал гостей у входа камешками: положить в ботинок и долго бродить по выставке (вспоминая, к примеру, его перформанс «Экскурсия с завязанными глазами», где зритель мог лишь слышать рассказ об искусстве, не видя его).

Другой перформанс о восприятии прекрасного был у Андрея Кузькина – из предметов, данных ему выстроившимися в очередь зрителями, художник делал, что называется, a piece of art. Кузькин – кажется, самый молодой автор в подаренном музею собрании, в Париже с весны представлен двумя знаковыми работами: за перформанс «По кругу» он в свое время получил премию «Инновация», а в декабре за переплетающий личную биографию с творческой проект «Право на жизнь» – Премию Кандинского.

В отмечающем 40-летие Бобуре за полгода оказалось больше 350 работ современных российских художников. Распределены они по четырем тематическим линиям: «Нонконформизм», «Соц-арт», «Московский концептуализм», «Перестройка и постсоветский период». В концептуализме представлены разные ветви – группа Андрея Монастырского «Коллективные действия», рисунки Ильи Кабакова (которые мысленно прибавляешь к его инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей квартиры», уже хранящейся в Помпиду), картины Виктора Пивоварова (в том числе две подаренные сейчас).  Другой концептуалист, Иван Чуйков, с осени представлен в музее работой из знаменитого цикла "Окна", которой в этом году исполнится 50 лет. Здешнее "Окно VI" 1975-го - первое в цикле, где художник начал и на уровне рам экспериментировать с эффектами перспективных искажений. Есть здесь и младоконцептуалисты – Вадим Захаров или группа «Инспекция «Медицинская герменевтика».

На нынешнем этапе существенно дополнился раздел, посвященный концептуалисту Дмитрию Александровичу Пригову (дар его семьи). Появился зал группы «Синие носы»: Александр Шабуров и Вячеслав Мизин подарили Бобуру не только известные работы вроде хрестоматийной и скандальной «Эры милосердия» с целующимися милиционерами, видео с ворочающимся в гробу Лениным или фотографии «Маски-шоу» с развалившимися на диване Путиным, Бушем и Усамой бен Ладеном, но и хуже известные даже в России «доносовские» опусы Шабурова. Юрий Аввакумов выстроил отдельный зал о «бумажной архитектуре». Соц-арт здесь «прирос», в частности, ранними проектами придумавших это направление Комара и Меламида.  Скажем, они затеяли куплю-продажу душ – в Помпиду выставлен сертификат, где Энди Уорхол удостоверил продажу своей «бессмертной души» вышеозначенным художникам за 0 долл. Сделку подтверждает черно-белый снимок с Комаром, Меламидом и сложившим на коленях руки поп-артистом – все со смехотворно серьезными физиономиями. Куратор «Коллекции+» Николя Люччи-Гутников мечтает сделать ретроспективу этих соц-артистов (как, кстати, хочет показать в Париже российское искусство Питера и отдельно – Сибири, откуда родом «Синие носы»).

В парижскую панораму, как в пазл, становятся новые детали. Сейчас от коллекционера Игоря Цуканова в Помпиду поступил ранний «Пейзаж» Булатова, написанный совсем в другой манере, нежели его «фирменные» вещи. Тему советской абстракции вместе со знаменитой серией «Сигнальная система» москвича Юрия Злотникова теперь продолжают и листы работавшего в Ленинграде Евгения Михнова-Войтенко из серии «Тюбик», как художник называл свои работы маслом на бумаге. А к фотодокументации перформанса «Я кусаю Америку, Америка кусает меня» московского акциониста Олега Кулика добавились подаренные Маратом Гельманом фото из серии «Моя семья, или Природа совершенна». Все это снабжено экспликациями и биографическими справками, то есть теперешний выход отечественного искусства аранжирован неформально – здесь прошли серии перформансов, идут лекции и дискуссии. Но главное – после закрытия выставки в апреле ничего не остановится. Будет издан каталог коллекции, создан сайт, с Фондом Потанина тут запустили трехлетний исследовательский проект, а произведения обещают включать в постоянную экспозицию. Это внимательная, долгоиграющая история. По словам гендиректора Фонда Потанина Оксаны Орачевой, искусство России «должно иметь возможность быть представленным в больших международных институциях, чтобы публика могла узнать, что такое Россия сегодня». Стоит надеяться, что со временем сюда прибудут новые работы, дополнив, например, сюжет с Бульдозерной выставкой или с московским акционизмом. В осеннем интервью «НГ» директор Центра Помпиду Бернар Блистен определил музей как «место, где вы допрашиваете историю». Собранное сейчас в Бобуре, с точками бифуркаций в плане развития идей и форм, о многом интересно допросить.

Париж–Москва

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости
Вышли в людики
Музеи, которые нас изменили
21 сентября 2012
«Частный корреспондент»
Музеи, которые нас изменили
Мальчик весом в пять тонн
20 сентября 2012
Газет