Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Чего не хватает музеям

«Полит.ру» продолжает публикацию материалов круглого стола, посвященного обсуждению будущего музея в цифровую эпоху. В разговоре участвует руководитель программы Фонда Владимира Потанина «Первая публикация» Наталья Толстая.

Текст материала

Один из самых распространенных мифов о том, что музеи прячут все самое ценное в запасниках. На самом деле, это не совсем так, потому что мы понимаем, что мы храним не собственные сокровища музея, а общенациональные ценности. Поэтому доступность этих ценностей – это одна из основных функций, одна из основных задач музеев. Конечно, сейчас очень многие музеи жалуются на то, что у них не хватает площадей, но все же самое лучшее мы все видим - и в Эрмитаже, и в Историческом Музее, который в Москве – абсолютный рекордсмен по количеству единиц хранений. Но вы же не хотите посмотреть все наконечники копий и стрел, которые они хранят?! Я думаю, что на это не хватит человеческой жизни. 

На самом деле, музеи стремятся к тому, чтобы их наследие, памятники, которые они хранят, были каким-то образом доступны. Об этом заботится и государство, но почему-то они подходят к этой проблеме с разных сторон. Государство стремится к тому, чтобы все музеи немедленно и быстро составили государственный каталог музейного фонда. При этом как это делать, как описывать предмет, как его помещать в этот каталог, цифровать - об этом скромно умалчивается, об этом должны думать сами музеи. Мы уже не говорим о том, сколько было потрачено денег Министерством культуры на то, чтобы разработать концепцию Госкаталога. Это происходило на протяжении не одного года, и даже не одного пятилетия. Я помню, что очень ожесточенные дискуссии шли об этом в 2005 году на одной из конференций Ассоциации музейных информационщиков АДИТ в городе Самаре. Продвинулось дело за это время мало. То, что пытается сделать Министерство культуры, без конца образуя какие-то комиссии по созданию этого Госкаталога, комиссии, которые работают годами, но результата нет, - это не тот путь, посредством которого надо интенсифицировать эти процессы. Наверное, интенсифицировать можно, только дав внятный инструмент - не приказ, не инструкцию, а инструмент - как это делать. Сейчас единства в этом вопросе нет. Есть масса разнообразных зарубежных опытов, но сколько наши специалисты по информационным технологиям, которые работают в разных музеях, ни кричат Министерству культуры, что нельзя так делать это приказным порядком, а надо создать комиссии, разработать тезаурусы и т. д. - нет никаких результатов. В результате, сейчас сами музеи придумывают концепции процесса включения своих фондов в этот общий государственный фонд. 

Некоторые музеи довольно давно уже занялись оцифровкой и помещением в Интернет своих сокровищ. У нас есть потрясающий пример - это Рыбинский музей, который лет 8 назад поместил свой полный каталог в Интернет. Все в тот момент замерли, думали, что же будет. Рыбинский музей ждал того, что сейчас их начнут приглашать на выставки, просить экспонаты. Ничего не было. Остальные музеи напряглись и стали думать: вот сейчас у них все украдут и сдадут. И посмотрим, кто здесь прав - те, кто сидя на своих сокровищах не дает их публиковать, или Рыбинский музей, который продемонстрировал такую открытость. В общем, не произошло ничего революционного. Рыбинский музей время от времени приглашают на выставки, но революционного скачка не было. Все развивалось очень постепенно и последовательно. Этот процесс нельзя остановить, но его нельзя и ускорить. Цифровые технологи в музейном деле можно использовать двояко. Можно использовать для того, чтобы распространять информацию, а можно для того, чтобы создавать новые эмоциональные опыты. 

Мне кажется, что музеи сейчас – это такое редкое в современном мире место, где мы можем испытать эмоции. Очень многие люди идут туда именно за этим. Музей изобразительных искусств, или даже музей краеведческий, музей автомобилей, Музей утраченного вкуса в городе Коломне, тоже многолетний участник, победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Конечно, это музей, в который люди идут для того, чтобы пережить какие-то эмоциональные потрясения, приятные просто моменты. В моей биографии был такой момент, когда я тоже стала победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» такой абсолютно цифровой выставкой, которая представила наследие художника Александра Иванова, представляющее собой в оригинале небольшие акварели, их было очень много. Нам пришла в голову мысль, что можно их увеличить, потому что это были эскизы росписей храма. Когда мы их увеличили, мы поняли, что это совершенно потрясающие произведения, обладающие необыкновенной монументальной мощью, и они способны воздействовать - несмотря на то, что это эскизы, вполне полноценно и создавать эмоциональную атмосферу. И, кроме эмоциональной, там была и информативная составляющая, потому что это библейские эскизы, история Нового и Ветхого Завета. Такой проект имел большой спрос, я возила его в разные города России, и все как раз отмечали, что совершенно необычное сочетание новых технологий с эмоциональным ощущением от произведения искусства. Причем произведение искусства не подменяется, оно как бы получает новое развитие. 

Сейчас очень многие музеи жалуются на то, что им не хватает площадей. Но, на самом деле, очень многим музеям не хватает честности для того, чтобы выбрать. Я и Наталья Самойленко недавно независимо друг от друга побывали в Берлине в художественной галерее, основное помещение которой состоит из шедевров, которые теснятся там. Наталья Юрьевна, которая провела там чуть больше времени, чем я, смогла найти тайный ход на другой уровень этого музея, где хранятся произведения немножко хуже. Не то чтобы плохие, но не первого ряда, более маргинальные произведения - не топовые. Мне кажется, что важна способность выбирать - для того, чтобы человек, попав в музей, понял, что такое настоящее искусство, чтобы оно не было размазано (один Рембрант и десять учеников Рембранта). Попасть, как в Эрмитаже, в зал Рембранта и обалдеть от мощи живописи, которая тебя окружает со всех сторон. Хочется также, чтобы можно было для тех, кому это нужно, погрузиться глубже из этого топового уровня в уровень художественного контекста. Это проблема не экстенсивного, а интенсивного музейного строительства. Она совсем еще не осмыслена. 

Развитие цифровых технологий обязательно должно увеличить количество людей, реально приходящих в музей, потому что человек, приходящий в музей, пугается, как правило, большого количества неизвестных ему артефактов, картин. Я, проработав экскурсоводом в Третьяковской галерее, прекрасно помню, как у людей увлажнялись глаза, они начинали улыбаться, когда они находили картинки, которые они когда-то видели. Это узнавание, которое играет только на пользу музею, потому что даже тот музей, в который ты пришел в первый раз в жизни, если ты знаешь что-то, что там хранится, ты к этому стремишься, ты знаешь, что тебе надо. Ты пришел не просто поглазеть, а ты знаешь, что ты хочешь посмотреть картину «Иван Грозный убивает своего сына». Или «Грачи прилетели». То есть ты идешь к цели, что очень важно. Главное, что место, пусть и незнакомое, в котором находятся знакомые произведения, ты невольно считаешь более близким и своим. 

Когда человек не является бессловесной влачащейся за экскурсоводом массой, для него посещение музея превращается в некий квест, когда он может в этом участвовать, когда он сам выбирает дорогу, сам выбирает свои задания, которые он сам себе придумывает. Вот это то, что могут дать цифровые технологии музея, это та сторона, то направление, в котором должен развиваться современный музей. Он должен предоставить человеку возможность свободного выбора.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вышли в людики
24 сентября 2012
Московские новости