В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Белые ночи фандрайзинга» — одно из ключевых мероприятий в сфере привлечения ресурсов в некоммерческом секторе. Особое внимание участников привлекла сессия «Филантропия будущего: новые голоса и смыслы».
В дискуссии приняли участие специалисты из разных сегментов филантропического и исследовательского сообщества. Среди них — руководители исследовательских лабораторий, представители академического сообщества, аналитики и практики из крупнейших некоммерческих организаций. Участники обсудили две актуальные темы: мотивации молодых доноров в возрасте от 18 до 25 лет и поведенческие модели состоятельных филантропов. Обе аудитории важны для стратегического развития сектора, но до сих пор остаются слабо изученными.
Модератором сессии выступила Ирина Лапидус, директор программ Фонда Потанина. В начале дискуссии она рассказала о проводимых при поддержке Фонда исследованиях аудитории и ее особенностях, с которыми сталкиваются фандрайзеры и некоммерческие организации.
«Центр развития филантропии как исследовательский хаб внутри Фонда изучает не только грантмейкинг и наш собственный опыт, но и происходящее в сфере филантропии в России и в мире в целом. Мы исследуем и инфраструктуру филантропии, и стратегические вопросы управления некоммерческими организациями. В том числе то, как мы влияем на общество, как общество влияет на нас».
Особое внимание Ирина Лапидус уделила наблюдениям, сделанным в ходе работы Школы Фонда, которая уже три года проводится в формате волонтерских программ на природоохранных и культурных территориях. По ее словам, именно в этом контексте проявился важный запрос со стороны участников Школы — стремление к более содержательному и профессиональному вкладу. По мнению эксперта, это открывает перспективы вовлечения молодежи как ресурса, способного усиливать институциональное развитие НКО не только деньгами, но и экспертизой.
Вероника Мисютина, руководитель направления социальных инициатив Центра устойчивого развития «Сколково», поделилась особенностями проведения одного из исследований целевой аудитории благотворителей. Она отметила, что филантропы хотели бы рассматривать пожертвования как устойчивый проект, через который можно добиться социальных изменений в обществе. Эксперт подчеркнула, что зумерам важны эффективность, простота и удобство, а также прозрачность и безопасность. Для представителей этого поколения наличие у фонда красивого и информативного сайта, а также усиленная защита персональных данных — это необходимый минимум для того, чтобы привлечь их внимание.
Юлия Скокова, директор лаборатории социальных исследований и аналитики ВЕР.СИА ЛАБ, привела реальные данные ответов респондентов, на основе которых сделала вывод, что молодые доноры — поколение зумеров и миллениалов — демонстрируют высокий уровень информированности и специфическую модель цифрового поведения. По ее словам, для этой аудитории характерна активная репрезентация своей социальной позиции в сети: они охотно делятся фандрайзинговым контентом, включая посты о конкретных проблемах, фондах и людях, нуждающихся в помощи. Также было зафиксировано, что молодежь воспринимает благотворительность в качестве профессиональной сферы для развития: 71% респондентов считают нормальным, что сотрудники фондов получают зарплату, а половина опрошенных уверены, что фонды могут помочь эффективнее, чем частное лицо.
Иван Климов, старший научный сотрудник международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ, рассказал о факторах, влияющих на участие владельцев капитала в филантропии. По его словам, ключевую роль играет структура управления капиталом: вовлечен ли сам владелец в бизнес, пользуется ли услугами семейного офиса или доверяет управление внешним консультантам.
Анна Орлова, руководитель программы «Кухня НКО», отметила, что в рамках проекта были проанализированы анонимизированные данные трех фондов, и оказалось, что возрастные профили доноров существенно различаются и не поддаются имитации. Она подчеркнула, что размер среднего чека пожертвований также варьируется: у некоторых фондов он достигает высоких значений, что может быть связано с использованием технологии face-to-face фандрайзинга, особенно активной в Москве. Эта методика, как предполагает эксперт, способствует привлечению более устойчивых жертвователей с изначально более высоким чеком. Эксперт отметила, что исследование продолжается, и пригласила коллег из сектора к сотрудничеству, подчеркнув ценность объединения количественных и качественных данных для построения достоверного портрета молодого донора.