В Москве прошла V Научно-практическая конференция «Ценность каждого: преодоление исключенности». В рамках трека «Инклюзия как культура заботы» состоялись образовательные сессии при поддержке Фонда Потанина.
На сессии «Универсальный дизайн как средство коммуникации с аудиторией в музее» эксперты обсудили сочетание принципов универсального дизайна с эстетикой музейных пространств, решения в адаптации исторических зданий для посетителей с разными потребностями и инструменты для обеспечения комфорта и безопасности для людей с ментальными особенностями.
Начальник отдела по управлению площадками ФГБУК «Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"» Александра Рощук поделилась опытом создания функциональных музейных пространств. Она отметила, что даже в условиях ограниченных площадей важно учитывать каждую деталь — от зонирования до сенсорных нюансов.
Архитектор, основатель архитектурного бюро, автор проекта реконструкции «Добрый музей» Третьяковской галереи Олег Клодт рассказал о вызовах в проектировании инклюзивных пространств от выбора мебели до особенностей восприятия цветовой палитры. В частности, изначальные представления о выборе ярких оттенков для «Доброго музея» были пересмотрены в пользу более спокойной, пастельной палитры с преобладанием серых, бежевых и голубых оттенков.
Начальник отдела просветительских и инклюзивных программ Музея-заповедника «Казанский Кремль» Дарья Муратова отметила, что движение к инклюзивности нужно начинать с информационной доступности — подготовки посетителей и сотрудников.
Руководитель направления социокультурной интеграции, социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Евгения Хилькевич обратила внимание на создание универсальных критериев и правил при проектировании инклюзивных пространств. Она также подчеркнула важность инициатив, исходящих от учреждений, и призвала музеи активнее делиться своими инклюзивными практиками. Особое внимание было уделено «ясному языку» и сенсорным картам, которые полезны не только для людей с инвалидностью, но и для широкой аудитории.
Руководитель Международного инклюзивного центра профессионального образования INTERNATIONAL INCLUSIVE HUB в г. Ташкент Мадина Бадалова представила международный опыт. В Узбекистане инклюзивные решения внедряются через пилотные проекты — от адаптации колледжей до создания доступных городских маршрутов. Мадина отметила, что даже небольшие изменения, например, FM-системы для слабослышащих посетителей, требуют обучения в использовании.
Модератором дискуссии выступила Елена Шарова, сооснователь АНО «Лаборатория культурных практик», куратор междисциплинарных проектов и тифлокомментатор.
Еще одной сессией, проведенной при поддержке Фонда Потанина, стала панельная дискуссия «Творческие музейные лаборатории: поддерживающая среда для детей и взрослых с ментальными особенностями». Участники обсудили формирование доверительных пространств, в которых посетители с особыми потребностями чувствуют себя полноправными участниками культурного процесса.
Заведующий научно-просветительским отделом Астраханской картинной галереи им. П.М. Догадина Максим Такташев рассказал о проекте «Люблю жить», реализованном при поддержке Фонда Потанина. Он отметил, что инклюзивные практики, ранее сосредоточенные в столицах, теперь активно развиваются в регионах, и поделился динамикой роста вовлеченности участников.
Специалист отдела просветительских и инклюзивных проектов в Музее современного искусства «Гараж» Александра Кокшарова разобрала процесс работы с людьми с ментальными особенностями. Она объяснила, как музей помогает таким посетителям становиться не просто зрителями, а соавторами творческих процессов.
Старший научный сотрудник, куратор Музея Москвы Полина Жураковская рассказала о лабораториях музея. Одной из них стала реализация проекта «Я и город», в рамках которой участники через современное искусство исследовали городское пространство и свое место в нем.
Координатор направления социокультурной интеграции Autistic City Елена Клевцова поделилась, как музейные проекты помогают компенсировать дефицит общения и предоставляют людям с ментальными особенностями свободу выбора. Она также отметила важность не только мотивации участников, но и воспитания ответственности за совместную работу.
Руководитель проекта поддержки взрослых в спектре аутизма Autistic Сity, консультант музеев по вопросам доступности Антонина Стейнберг подчеркнула, что инклюзивность в музее требует системной работы. По ее словам, главный барьер заключается в страхе перед «инаковостью» и возможными ошибками. Она отметила, что преодолеть его можно через постоянное обучение сотрудников, исследование потребностей аудитории и разработку индивидуальных инструментов, таких как карты сенсорной нагрузки.
Модератором дискуссии выступила Динара Халикова, сооснователь АНО «Лаборатория культурных практик», куратор социокультурных и инклюзивных проектов.
V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Ценность каждого: преодоление исключенности» объединяет профессиональные организации, поддерживающие детей и взрослых с ментальными особенностями. Главная тема этого года — включение людей с психическими и ментальными особенностями в жизнь общества, учитывая весь спектр их потребностей.