Мария Смогоржевская — руководитель специальных проектов Благотворительного фонда «Артист», который оказывает помощь деятелям искусства старшего поколения. В 2022 году проект Марии, направленный на повышение финансовой устойчивости организации за счет профессионального развития сотрудников, отвечающих за привлечение ресурсов, получил поддержку Фонда.
Мария, здравствуйте! Расскажите о вашем профессиональном пути: как он начинался, в какой момент в вашей жизни появился Благотворительный фонд «Артист»?
Я окончила International Business School (IBS) при РЭУ им. Г.В. Плеханова и начала свой профессиональный путь в качестве маркетолога. Работала в небольших компаниях, специализирующихся на организации мероприятий. Это был классный опыт для начинающего специалиста, но мне очень хотелось попробовать себя в крупном бизнесе, при этом я всегда тяготела к культуре. И мне повезло! Я попала в международную компанию на должность менеджера по благотворительности – так соединились мои амбиции и хобби.
За 8 лет мне удалось поработать с ведущими музеями, театрами, реализовать много международных проектов, а также углубиться в тему благотворительности. В том числе, мы сотрудничали с фондом «Артист», сделали несколько интересных проектов, каждый Новый год собирали подарки для одиноких пожилых людей – ветеранов сцены. Благодаря моему опыту я поняла, чем хочу заниматься дальше – благотворительность стала моим ключевым профессиональным интересом.
Во время декрета я приняла решение покинуть компанию. А когда собралась вернуться к рабочей жизни, выяснилось, что «Артист» разыскивает руководителя специальных проектов. Конечно, я была счастлива присоединиться к команде, которую давно знала, и продолжить свой путь в благотворительности. Мне было страшно интересно, каково это – собирать средства на добрые дела, а не «раздавать», как раньше. Изучить эту сферу изнутри.
В чем специфика работы фонда «Артист» и чем преимущественно занимаетесь вы?
Фонд уже 15 лет помогает ветеранам театра и кино. Не только актерам, но и бутафорам, гардеробщикам, дирижерам, педагогам, костюмерам, мультипликаторам и многим другим. Фонд оплачивает лечение и лекарства, реабилитацию в клиниках и санаториях, обеспечивает продуктами, проводит тренинги и мастер-классы, обеспечивает культурный досуг для активных ветеранов.
В фонде работает небольшой коллектив из 10 человек, основу которого составляют программные координаторы. Я отвечаю за фандрайзинг, партнеров и меценатов, за вопросы внешних коммуникаций, в том числе за наш сайт и соцсети, за мероприятия фонда и те самые специальные проекты, упомянутые в названии должности: это различные коллаборации, в том числе творческие проекты.
На ваш взгляд, каковы особенности работы с такой темой? Что вас больше всего мотивирует и вдохновляет в работе?
Мы отличаемся от других фондов тем, что не собираем деньги на помощь конкретному человеку и не описываем его личную историю. Наши подопечные болезненно относятся к публичной демонстрации нужды, ведь многие из них были и остаются известными людьми. Из-за этого нам довольно сложно собирать частные пожертвования, но мы находим элегантные способы. Фонд поддерживают государство и корпоративные партнеры.
В обществе существует устойчивый стереотип, что, если артист когда-то был знаменит, значит он ни в чем не нуждается, выходя на пенсию. Но это совсем не так! Даже великие советские артисты сталкивались с несправедливостью: их фильмы до сих пор регулярно показывают, но о выплатах они часто даже не слышали. С этого, кстати, и начинался наш фонд. Наш учредитель Евгений Миронов однажды узнал, в каком тяжелом положении оказался в старости великий артист Георгий Вицин, и понял, что эту проблему нельзя оставлять без внимания. Пожалуй, это меня и вдохновляет в работе в последние годы. Сложные и нетривиальные задачи, которые стоят перед фондом в области маркетинга и коммуникаций.
Расскажите, пожалуйста, о проекте, который получил поддержку Фонда Потанина в рамках конкурса профессионального развития. Как родилась идея и в чем она заключается?
Когда я только пришла в фонд «Артист», мы вместе с директором поставили амбициозную задачу – развивать наш PR и максимально популяризировать фонд среди широкой аудитории, несмотря на все «но», уже мной упомянутые. Мы провели ряд консультаций с небезразличными профессионалами, описали коммуникационную стратегию, а также занялись обновлением бренда фонда. Так в моей команде помимо PR-менеджера появился дизайнер, ставший в дальнейшем нашим digital-специалистом.
Мы осознали, что маркетинг в НКО развивается стремительно, а мы в силу опыта можем понять, что нужно делать, но нам точно не хватает знаний о том, как это делать, какие есть новейшие digital-инструменты для фандрайзинга. Так родилась идея привлечь профессиональный консалтинг, специализирующийся именно на работе с НКО, людей, которые обладали бы знаниями, статистикой и опытом, помогли бы найти применение лучшим практикам именно для нашего Фонда. После консультаций с ребятами родился конкретный проект под названием «Уверенный онлайн-фандрайзинг в пользу "Артиста"».
Почему решили участвовать в конкурсе? Оправдались ли ваши ожидания от опыта взаимодействия с Фондом?
Специалистов консалтинга на рынке благотворительности мы нашли довольно быстро, но и стоили их услуги довольно дорого, мы не могли на это изыскать собственные средства в тяжелый для нас период пандемии, когда были невозможны публичные мероприятия, на которых Фонд традиционно зарабатывал. Так мы решили подать заявку в Фонд Потанина на конкурс «Маршрут добра», направленный на профессиональное развитие сотрудников НКО.
Это был замечательный опыт! Работать с Фондом Потанина одно удовольствие, начиная с подачи заявки, абсолютно прозрачной и понятной, до финального этапа сдачи отчетности, у которой свой, очень верный, на мой взгляд, формат, нет лишней бюрократии. Думаю, это связано с огромным опытом команды Фонда, в которой все процессы доведены до совершенства.
Какие задачи ставили перед собой и командой перед участием в конкурсе, и удалось ли их достичь?
Вместе с консультантами мы хотели создать стратегию развития фонда, описать ее и проверить наши теории на самых разных людях, чтобы в итоге ответить на вопрос: «Как мы можем привлечь интерес широкой аудитории, чтобы люди начали поддерживать уставную деятельность фонда “Артист” регулярными пожертвованиями?». А на следующем этапе реализовать лучшие из придуманных нами инициатив и оставить другие идеи на будущее. Мне кажется, нам удалось все и даже больше. Проект был не просто успешным – произошла синергия по самым разным направлениям деятельности Фонда.
Измеряли ли вы результаты проекта? Насколько успешным он оказался, на ваш взгляд? Как он повлиял на команду и работу фонда?
Помимо того, что мы «прокачали» сайт и текущие проекты, мы обрели новые партнерства и идеи для потенциальных спецпроектов. При этом важным для нас стал не только результат, но и сам процесс: команда стала более сплоченной, научилась мыслить по-новому и обрела уверенность в себе. Проект дал нам не только опыт, экспертизу, универсальные знания и навыки, но и драйв для новых свершений. Кроме результатов, которые нам уже удалось измерить теми или иными показателями, а также результатов неколичественных, которые я уже упомянула, подведение итогов еще впереди.
Некоторые проекты, начатые в качестве совместной работы с консультантами, находятся на этапе реализации, так как представляют собой целый комплекс задач с привлечением сторонних специалистов, или же требуют долгих согласований внутри компаний-партнеров. Так, например, наш поставщик лекарств уже довольно давно реализует техническую часть нашего совместного благотворительного проекта у себя на сайте. Мы очень благодарны коллегам за такой труд и вовлеченность. Это будет проект из категории «повседневная благотворительность», когда каждый покупатель сможет добавить к корзине небольшое пожертвование. Каждый проект мы стараемся широко освещать.
Поделитесь, пожалуйста, профессиональными планами или идеями дальнейшего развития проекта?
Что касается команды, я уже рассказала, что у нас появилось много мотивации, знаний, а с ними и свежих идей. Фонду в октябре исполняется 15 лет, и мы уже запустили несколько спецпроектов, например, наш мерч теперь можно найти на маркетплейсах. Много креативных проектов сейчас в работе, помимо наших традиционных мероприятий и работы в части фандрайзинга.
Лично мне этот опыт также дал стимул работать с различными грантами, и теперь я внимательно слежу за этим полем возможностей, развиваю свои навыки написания заявок. Мы совершенно точно будем продолжать проект, обучаться и развивать нашу команду снова и снова! Это главный вывод, который мы сделали благодаря проекту, поддержанному Фондом Потанина: в нашем быстро меняющемся мире нельзя останавливаться в собственном развитии.