14 сентября Владимир Потанин заявил , что передает управление Фондом независимым органам. Бюджет Фонда будет формироваться из доходов эндаумента, объем которого достигнет 100 млрд рублей в 2022 году.
- Сегодня, 14 сентября, Фонд Потанина представил изменения в структуре управления. Изменился состав высшего органа управления – Совета фонда, а также Попечительского совета и Совета по использованию целевого капитала. Основатель Фонда Владимир Олегович Потанин передал его в независимые руки. Что это означает на практике для Фонда?
Сегодня для нас очень знаменательная дата. Мы долго к ней шли. На протяжении всей истории существования Фонда, начиная с 1999 года, мы двигались по пути профессионализации. Фонд постепенно вставал на ноги и за последние несколько лет прочно сформировался как профессиональная благотворительная организация, которая работает на территории всей страны, распределяя значительные ресурсы. Мы активно вовлекаем в свою работу большое сообщество экспертов и партнеров – Фонд давно и успешно работает с независимыми экспертами. Фонд одним из первых внедрил проведение независимых конкурсов, и это очень важная часть нашей жизни. Сегодня мы переходим к следующему этапу.
Произошли существенные изменения в корпоративном управлении. Это значит, что к команде Фонда, его высшим органам, присоединились новые люди.
В Совет фонда, высший коллегиальный орган управления, вошли представители тех сообществ, с которыми мы работаем, – некоммерческого сектора и образования: Марина Михайлова (Архангельский Центр социальных технологий «Гарант») и Ирина Аржанова (Национальный фонд подготовки кадров). Мы уверены, что присутствие в Совете такого рода специалистов поможет Фонду лучше понимать, что происходит в тех сферах, где мы работаем, предлагать новые, значимые, актуальные инструменты.
Также произошли изменения и в составе Попечительского совета Фонда, нашего надзорного органа. Традиционно в Попечительский совет входили представители сферы культуры и образования, лидеры этой сферы – Михаил Пиотровский и Анатолий Торкунов. Сегодня к ним присоединилась Мария Ревякина. Таким образом сформировался полностью независимый Попечительский совет, который будет следить, чтобы наша работа соответствовала миссии Фонда, чтобы мы действительно достигали тех целей, ради которых Фонд был создан.
Наконец, изменился и состав Совета по использованию целевого капитала, в который вошли Зельфира Трегулова и Андрей Шаронов. С помощью этих специалистов мы надеемся и дальше эффективно управлять целевыми капиталами – всем, что связано с получением дохода и его распределением на поддержку программ и проектов Фонда.
Все это – существенные и важные изменения, которые соответствуют последним тенденциям развития благотворительности. Ведь благотворительность – это про людей, и для такого благотворительного фонда, как наш, с большим объемом поддержки, жизненно важно оставаться актуальным, не отрываться от тех сообществ, с которыми мы работаем, учитывать их мнения и их голоса в ежедневной практике. Формирование независимых советов – это еще один шаг на этом пути.
- Сохранит ли Фонд связь со своим основателем?
Конечно. Фонд продолжит делать то, что он делает на протяжении двадцати с лишним лет, с момента своего основания, когда Владимир Олегович пришел к идее системной благотворительности и созданию Фонда. Владимир Олегович все эти годы активно развивал системную благотворительность, в том числе через формирование законодательства о целевых капиталах, через продвижение темы эндаументов. Тогда, в 1999 году, он заложил основные ценности Фонда, сформировал вместе с командой его миссию.
Эта связь останется навсегда – Фонд будет продолжать делать то, что было заложено при его создании. При этом Владимир Олегович в своих интервью, рассказывая о работе Фонда, неоднократно упоминал о том, как важно, чтобы Фондом управляли профессионалы. Сегодня сделан еще один шаг в этом направлении.
Конечно, Фонд сохранит название, которое было дано в 1999 году, – навсегда останется Фондом Потанина, навсегда сохранит связь с Владимиром Потаниным.
- Скажите, пожалуйста, как эти изменения отразятся на ежедневной работе Фонда? Продолжатся ли грантовые конкурсы?
Мы продолжаем свою работу, продолжаем проводить грантовые конкурсы, а сегодня запускаем очередной сезон Стипендиальной программы. Мы выполняем все обязательства, которые есть у Фонда на сегодняшний день, и при этом становимся полностью финансово независимыми и самостоятельными. Для нас это очень большой шаг и большая ответственность: мы должны не только планировать свои расходы как грантодающий фонд, но и уметь планировать свои доходы, уметь работать с неопределенностью, учитывая, как развивается история всей современной российской благотворительности. Мы должны хорошо прогнозировать и рассчитывать свои силы таким образом, чтобы объем поддержки ни в коей мере не сокращался, а только, по возможности, нарастал.
- Как будет формироваться бюджет Фонда?
Бюджет Фонда будет формироваться из нашего теперь основного источника – дохода от целевого капитала. Наш эндаумент был создан в этом году, первоначально в него было внесено 10 млрд рублей. Сегодня эти деньги уже приносят доход, и, мы надеемся, будут приносить его дальше.
Владимир Олегович принял решение передать в эндаумент Фонда дополнительные средства, в частности, около 50% акций «Росбанка». Такое решение позволит Фонду сформировать свой эндаумент быстрее, чем планировалось. Предполагается, что уже в ближайшие несколько месяцев эндаумент Фонда достигнет 100 млрд рублей. Это позволит нам, с одной стороны, получать стабильный доход, с другой – уверенно смотреть в будущее.
Мы переходим на достаточно традиционную модель работы благотворительных фондов, когда у фонда есть свой эндаумент, он приносит определенный доход и этот доход тратится на благотворительность. Таким образом, мы создаем и продвигаем на практике модель благотворительного фонда с большим эндаументом, который остается навсегда. Это фонд, который может существовать независимо от того, удается поддержать его в текущем моменте или нет.
- Будет ли эндаумент единственным источником финансирования Фонда?
Мы планируем, что эндаумент будет единственным источником финансирования. Когда он будет сформирован, мы окончательно примем новую финансовую модель и перейдем на финансирование с дохода. Для этого у нас появляется несколько новых целевых капиталов в дополнение к тем, которые уже были созданы при формировании эндаумента в начале 2022 года. Как будет работать финансовая модель, мы сможем показать и рассказать чуть позже, уже перейдя на новый формат.
Сейчас мы прогнозируем свою работу, выстраиваем модель, изучаем, как лучше это сделать, чтобы переход от одной модели к другой оказался «бесшовным» для всех – в первую очередь для наших грантополучателей и партнеров – тех, для кого важна стабильная финансовая поддержка Фонда. Мы начинаем работать таким образом уже с нового года.
- Что сегодня можно сказать о долгосрочных перспективах Фонда?
Нам предстоит подумать о том, как мы будем развиваться дальше. В конце 2016 года мы предложили новое стратегическое видение и поставили перед собой ряд амбициозных задач. Несмотря на пандемию, которая внесла серьезные коррективы в планы каждой организации, мы достигли большинства целей, которые планировали. Сейчас у нас начинается переходный этап, и следующим шагом по завершении перехода на «новые рельсы» станет формирование наших планов на следующие пять лет, определение приоритетов.
Это не значит, что мы будем работать в других сферах, но мы должны оставаться актуальными и выявлять, где наша поддержка будет более востребованной, более эффективной, где наш вклад в развитие сообществ, ради которых мы существуем более 20 лет, будет более востребованным. Нам предстоит это сделать в тот переходный период, когда формируется новая финансовая модель.
- Впереди у Фонда сложные амбициозные задачи и цели. Как вы думаете, команда готова к такому вызову?
Я уверена, что команда Фонда к такому вызову готова. За время работы Фонда сложилась профессиональная, экспертная и дружная команда. Такие переходы и такое развитие возможны при условии, что команда работает совместно. Нам повезло – в Фонде работают настоящие единомышленники, которые разделяют миссию Фонда и готовы на любом уровне вносить свой вклад в достижение наших целей.
Кроме непосредственно профессионалов, работающих в Фонде, нас поддерживает большое сообщество партнеров, грантополучателей – всех тех, с кем Фонд работал и продолжает работать. Это большое число людей, десятки тысяч. Мы уверены, что можем рассчитывать на их поддержку. Поддержка команды, поддержка новых членов органов управления, поддержка партнеров и грантополучателей – ресурс, который позволяет с уверенностью смотреть в будущее.
VIDEO