Назад

Фонд провел стрим «Академическая карьера в университете: вуз как работодатель»

Эксперты обсудили перспективы вузов как карьерных хабов

Экспертное обсуждение было поделено на несколько блоков – первым стало интервью с авторами исследования эффективности проектов выпускников грантового конкурса для преподавателей магистратур Стипендиальной программы Владимира Потанина. Научные сотрудники НИУ ВШЭ представили короткий отчет аналитической работы и рассказали о карьерных треках выпускников грантового конкурса Фонда Потанина, обсудили инструменты профессионального развития для преподавателей университетов.

Директор Центра университетского партнерства НИУ ВШЭ Анна Гармонова описала методы и задачи исследования, к которым относится оценка эффективности конкурсных проектов с точки зрения самих выпускников. Спикер отметила факт увеличения доли молодых ученых – с 8% до 28,6% с 2013 года. Большинство респондентов отмечают, что участие в Стипендиальной программе Владимира Потанина они воспринимают как драйвер саморазвития. 54% респондентов подчеркивают, что грантовая поддержка – критическое условие для реализации проекта.

Научный сотрудник института образования НИУ ВШЭ Евгения Опфер рассказала, что победителями грантового конкурса становятся кандидаты наук и доценты, которые имеют опыт преподавания. У этих людей уже имеются определенные идеи проектов, но не всегда есть возможность их реализовать. По результатам исследования оказалось, что в конкурсе принимают участие равное количество мужчин и женщин, средний возраст участников – 41-51 год. 92% разработанных проектов были реализованы. Важным признаком эффективности проектов стало сотрудничество участников с внешними партнерами: университетами, индустриальными организациями и НКО.

Научный сотрудник института образования НИУ ВШЭ Дарья Щеглова рассказала о наиболее популярных номинациях конкурса. Ими стали «Новый учебный курс» и «Новая магистерская программа». Эксперт отметила, что для большинства участников особо ценна методическая поддержка Фонда: участие в стажировках, программы, связанные с обучением в цифровую эпоху.

Стрим продолжился экспертной дискуссией «Вуз как работодатель». Участники встречи обсудили вопросы развития кадров современного университета. Модератором дискуссии выступила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева: «В начале этого года вместе с Агентством социальной информации мы провели исследование мотивации студентов к работе в бюджетной сфере. В нем приняли участие более 1,3 тыс. респондентов: оказалось, что лишь 24% студентов связывают будущую карьеру с вузом или другой бюджетной организацией. Из факторов, влияющих на выбор, на первом месте оказалось желание получать высокий доход. В этом контексте поддержка благотворительных фондов и грантовые конкурсы существенный стимул для привлечения талантов и развития сферы, так как участие в них придает уверенность и приносит признание».

Первый проректор Московского физико-технического института Елена Анохова рассказала о подходе вуза к выбору преподавательского состава. Физтех был создан в 50-е годы XX века для решения прорывных научных задач и долгое время при подборе преподавателей определяющим фактором был именно исследовательский опыт кандидатов. В последнее время акценты сместились: сегодня учитывается и то, насколько преподаватель интересен студентам. Университет является лидером по качеству приема: в МФТИ наиболее высокий средний балл приема абитуриентов в стране, его студенты – очень мотивированные и требовательные, что влияет на качество преподавательского состава.

Проректор по кадровой политике Московского государственного института международных отношений Владимир Морозов рассказал о новом подходе к работе с выпускниками: два года назад МГИМО начал проводить мероприятия и системно представлять вуз как перспективного работодателя. Оказалось, что значительное количество студентов нуждаются в этой информации и представляют свою будущую карьеру в академической сфере. Выпускники магистратуры, например, активно привлекаются к преподаванию узких специальностей – университет преподает 53 иностранных языка.

По мнению Ректора Воронежского государственного университета инженерных технологий Василия Попова главная задача современного университета – повышение квалификации преподавателей. Технологический прогресс заставляет преподавателя вникать в современные процессы, заниматься самосовершенствованием и трансформировать карьеру, в том числе с помощью грантовых конкурсов.

Директор образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова рассказала о перспективах работы в вузе с точки зрения привлеченных преподавателей – экспертов от индустрии. Юлия отметила существующие барьеры – мотивационные и финансовые. Кадровый состав может значительно укрепиться за счет сторонних специалистов, но для этого необходимо создать специализированное кадровое направление и дать экспертам понятный «вход» в академическую среду.

Финалом стрима стало выступление ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Волкова, который рассказал про собственный карьерный трек и отметил, что разные времена открывают совершенно разные возможности преподавателям. Важно научиться вовремя распознавать окно возможностей, чтобы принимать стратегические решения в условиях меняющегося мира.

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева поблагодарила участников прямого эфира: «Главный объединяющий фактор всех программ Фонда – это взгляд в будущее. Несмотря на то, что университеты называют самой консервативной сферой, именно они создают прорывы, позволяющие нам двигаться дальше. Это парадоксальная и очень интересная тема для обсуждений. Подобные дискуссии позволяют нам “сверять часы” и создавать то будущее, в котором мы все хотели бы оказаться».



Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали волонтерские лагеря в рамках Школы Фонда
15 июля 2022

Школа проходит с 15 июля по 30 августа

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги конкурса на участие в Школе Фонда
28 июня 2022

Победителями стали 182 стипендиата Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
При поддержке Фонда Потанина прошел семинар по развитию российской магистратуры
21 июня 2022

Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина подвел итоги IV цикла конкурса для сотрудников сферы высшего образования
11 мая 2022

Победителями признаны 6 преподавателей из вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявлены имена новых стипендиатов Фонда
24 марта 2022

Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2021/2022

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
24 декабря 2021

Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в презентации монографии о будущем магистратуры
09 декабря 2021

Мероприятие прошло в онлайн-формате 8 декабря

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Определены победители второго цикла «Академического десанта»
08 ноября 2021

Конкурс рассчитан на преподавателей очных магистерских программ

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Открыт прием заявок на грантовый конкурс для преподавателей магистратуры 2021/22
18 октября 2021

Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовал прием заявок на стипендиальный конкурс 2021/2022
07 октября 2021

На системную поддержку могут рассчитывать студенты из 75 вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа