Назад

Андрей Кочетков: «У нас накоплена большая экспертная база знаний, которая будет актуальна ближайшие лет десять»

Директор Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, победитель конкурса «Музей 4.0» представляет проект «Сохранить как…» 

Директор Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, победитель конкурса «Музей 4.0» Андрей Кочетков представляет проект «Сохранить как…». В интервью Андрей рассказывает о том, как проект достигает главной цели — вдохновляет горожан на создание комфортной среды с заботой о сохранении архитектурного наследия в исторической части Самары. 

Андрей, расскажите о своем профессиональном пути. Как вы пришли работать в музей?

Я стал директором Самарского историкокраеведческого музея три года назад. По специальности я археолог, но на протяжении всей карьеры занимаюсь самыми разными социокультурными  и медиапроектами. Например, я — один из создателей «Том Сойер Феста» — фестиваля восстановления исторической среды силами волонтеров и спонсоров. Благодаря этому проекту меня заметили и пригласили работать в музей.

Ваш проект «Сохранить как…» получил поддержку в конкурсе «Музей 4.0». В чем его идея и как она родилась?

Идея этого проекта пересекается с концепцией «Том Сойер Феста»: здесь мы тоже занимаемся восстановлением исторических зданий силами волонтеров при поддержке партнеров. Занимаясь развитием фестиваля, в какой-то момент я заметил,  что наши волонтеры, которые участвуют в восстановлении объектов культурного наследия, часто сами становятся собственниками исторической недвижимости и начинают погружаться в это с другой стороны, на правах полноценных хозяев. Собственники исторической недвижимости — очень ценная категория граждан: они видят культурный потенциал дома,  а не квартиру с некоторой степенью износа.  Я наблюдал, как таких людей становится все больше,  да и сам переехал жить в дом с историей.  В Самаре сейчас один из самых крупных целостно сохранившихся старых центров среди российских городов, здесь чувствуется большой потенциал исторической застройки. Мы хотим, чтобы потенциальные покупатели этой недвижимости как для жизни, так и для бизнеса стали полноценным сообществом, знакомились и общались друг с другом, а еще могли получать методическую экспертизу. Те, кто уже столкнулся с вопросами, связанными с историческим жилым фондом, смогут помогать тем, для кого этот путь только начинается. Такого сообщества в Самаре не было, и музей — подходящая площадка для такого диалога, потому что она задает экспертный тон. Наше сообщество обсуждает самые разные проблемы — от юридических аспектов до того, как проложить проводку в квартире, не уничтожив лепнину. Эти разговоры часто ведутся на повышенных тонах, а музей располагает к другому стилю общения — более размеренному и взвешенному.

Почему вы решили участвовать в конкурсе Фонда и какие впечатления остались от этого опыта?

Я давно знал, что у Фонда Потанина классные конкурсы для музейщиков. Победа в конкурсе дает не только материальную поддержку, но и становится показателем признания со стороны экспертного сообщества, придает еще большую ценность проекту.

Чего удалось достичь на сегодняшнем этапе реализации проекта?

Можно констатировать факт, что сообщество уже сложилось. Люди обмениваются данными и контактами специалистов, общаются между собой за рамками проекта. Во время подачи заявки некоторые моменты были не до конца продуманы — сначала мы хотели делать просто новогодний добрососедский праздник. Но в процессе реализации проект трансформировался. Мы отмечаем лучших реноваторов исторической недвижимости на специальном событии. Это очень приятная история. Сегодня, гуляя по старому городу, можно увидеть наши стилизованные номерные знаки, которые мы размещаем на домах, отмечаясь таким образом  в городской среде. В прошлом году мы делали выставки во дворах старого города, которые должны были стать крючком для привлечения внимания людей именно  к проектам реновации разного типа: как историческое здание переделать под жилье, как устроить в таком месте небольшой офис или детский центр. Благодаря этим выставкам горожане увидели своими глазами, что такое возможно. Многие, к сожалению, до сих пор боятся связываться со старым фондом. Поэтому очень важно, чтобы люди пришли и увидели, что развитие исторических объектов под силу каждому. Сейчас у нас накоплена большая экспертная база знаний, которая будет актуальна ближайшие лет десять. Все, о чем мы говорим в формате паблик-токов, есть на видео, рекомендации законспектированы и людям даже необязательно вести с нами долгие беседы — все уже существует в виде электронной базы знаний. 

Возможно, у вас уже сейчас есть видение того, как проект будет развиваться дальше? Можете поделиться творческими планами?

У нас есть идеи по трансформации внутри проекта — думаем о большой выставке. Причем эффект будет  в разы масштабнее, если мы проведем ее не в музее, а на городском пляже в центре города, на фестивале «Волга Фест». Проходимость выставки будет гораздо больше, чем внутри музея. Я считаю, что вовсе  не обязательно оставлять все в музейных стенах — можно выходить в городскую среду, чтобы задействовать как можно больше людей. 

Какие советы вы могли бы дать специалистам музейной сферы, которые планируют участвовать в конкурсах Фонда?

Главное, чтобы руководителя проекта действительно интересовала его тема, чтобы он горел этим, потому что проект — это сложно, часто что-то идет не так, особенно когда нужно выходить, как в нашем случае, в городскую среду. Одно дело, когда ты работаешь внутри музея — тут понятно, как это все устроено.  Но когда ты выходишь за его пределы, можно столкнуться с самыми разными форс-мажорами — здесь есть свои агенты развития, и со всеми нужно найти контакт. Если не гореть идеей, может не хватить мотивации. Но если ты всем сердцем веришь  в проект — все обязательно получится.  

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Добрый музей» готовится принять первых посетителей
27 июня 2024

Государственная Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом представляет «Добрый музей»: новое инклюзивное пространство и центр обмена компетенциями

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел дискуссию о проектном опыте музеев на форуме «Музейный гид – 2024»
28 мая 2024

Итоги панельной дискуссии «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» с участием Оксаны Орачевой

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2024» пройдет в Москве в рамках «Интермузея»
20 мая 2024

Фонд Потанина проведет ежегодный форум «Музейный гид» на площадке Международного фестиваля «Интермузей» с 23 по 25 мая

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурса «Индустриальный эксперимент»
18 марта 2024

Конкурс призван выявлять и продвигать лучшие практики трансформации индустриального наследия

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурсов «Музей 4.0» и «Креативный музей»
12 марта 2024

Они проводятся в рамках программы «Музей без границ»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали конкурсы программы «Музей без границ»
02 ноября 2023

Прием заявок до 20 декабря 2023 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Ольга Сашнина: «Без разницы, насколько маленький у нас музей – для фундаментальной науки размер помещения не важен»
31 августа 2023

Ольга Сашнина – автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Новые маршруты форума «Музейный гид-2023»
07 июня 2023

Событие призвано объединить профессионалов музейного сообщества

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Генеральский дом: городская опера»
18 апреля 2023

История проекта - победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги VI цикла конкурса «Музей 4.0»
14 апреля 2023

Общий грантовый фонд поддержки проектов составит 50 515 733,69 рублей

#Музей без границ