Назад

Александра Салонина: «Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно учиться новому»

Интервью победительницы конкурса «Профессиональное развитие»

Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Александра Салонина дважды становилась победительницей конкурсов профессионального развития Фонда Потанина. В интервью она рассказывает о значимости своей профессии в современной культуре и делится советами с будущими участниками конкурсов.

Александра, расскажите о вашем профессиональном пути. Как вы пришли в профессию, почему выбрали направление реставрации предметов декоративно-прикладного искусства?

По образованию я искусствовед. В начале карьеры работала с прикладным материалом — преподавала детям керамику. Пройдя обучение у иркутского реставратора первой категории в филиале Реставрационного центра Грабаря, которая бережно передала мне свои знания, я освоила новое для себя ремесло, ставшее в итоге моей любимой профессией, — искусство реставрации. Я обучалась на изделиях из фарфора, фаянса, керамики из частных собраний коллекционеров. Процесс меня невероятно увлек, но главное удовольствие приносил результат — сохранение ценных предметов искусства. После обучения занималась реставрацией в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», затем поступила в Художественный музей им. В. П. Сукачева, где и работаю уже почти восемь лет.

Что вдохновляет вас в работе и в чем вы видите ключевую миссию реставраторов сегодня?

Ключевая миссия — сохранить культурное наследие и позаботиться о предметах истории, чтобы наши потомки смогли их увидеть, а мы — получать радость от созидания. Приятно осознавать, что будущее поколение сможет взаимодействовать с важными историческими ценностями, которые сохранились и благодаря нашей работе.


Вы стали победительницей конкурсов профессионального развития Фонда. Почему решили участвовать? Как это повлияло на вашу профессиональную деятельность?

Для местных музеев иметь реставратора по отдельному материалу — большая роскошь, поэтому мне приходится постоянно обучаться новому, чтобы уметь работать с самыми разными музейными ценностями.

Победа в номинации «Индивидуальная траектория» конкурса «Музейный десант» позволила мне пройти стажировку по реставрации каменной и гипсовой скульптуры во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Та же номинация, но в конкурсе «Профессиональное развитие», дала возможность стажироваться в отделе реставрации художественных изделий из керамики и стекла в Государственном Русском музее. О первом конкурсе рассказали коллеги, и я решила не упускать такую возможность. Региональные музеи финансово очень сдержаны и не могут обеспечивать обучение реставраторам. Поэтому, как только узнала, что могу подать заявку на участие в конкурсе, сразу это сделала.

Чтобы я могла получить доступ к реставрации предметов, которые хранятся в наших фондах, мне нужно было освоить новые материалы. Стажировка прошла успешно, я узнала много нового, освоила полезные инструменты. Я практиковалась на музейных предметах. Например, занималась реставрацией старинного рельефа «Мадонна с Младенцем», который был в руинированном состоянии — конструкция держалась только на тканой сетке. Разумеется, ткань удержать вес не может, и все это осыпáлось, фрагменты болтались, предмет мог полностью разрушиться. Мне удалось скрепить и склеить его, теперь ему не угрожает разрушение.

Еще один интересный предмет — бюст Гете — считался мраморным, но в ходе экспертизы, которую мне удалось провести в рамках стажировки, оказалось, что он сделан из особого гипса, каменного, природного, который должен был имитировать мрамор. Все это время мы думали, что на нем загрязнения, и только благодаря работе в химической лаборатории выяснили, что это пигмент, нанесенный специально для имитации мрамора.

По итогам стажировки я получила заветную бумагу с допуском на выполнение этих реставрационных процессов самостоятельно, уже в наших иркутских музеях. Сейчас я реставрирую подобные предметы, и они могут экспонироваться, участвовать в выставках, что очень ценно.


Поделитесь, пожалуйста, профессиональными и личными целями на ближайшее время.

Благодаря поддержке Фонда я поняла, насколько важно стажироваться в различных местах и организациях. В отличие от прикладного искусства, в реставрации существует очень много нюансов, например, появляются усовершенствованные материалы и техники, сотрудникам музеев нужно стараться перенимать как можно больше опыта из разных организаций, которые их применяют. Я открыла для себя множество новых инструментов, освоила необычные материалы для реставрации. Об этом можно узнать на конференциях, но теории недостаточно — все нужно пробовать на практике, чувствовать материал, работать с ним.

Стажировка помогла мне аттестоваться на третью категорию по керамике и стеклу, и я, несомненно, хочу учиться дальше. Душа болит за предметы, которые могут быть навечно утрачены. Чтобы развиваться в профессии, нужно постоянно искать способы обучиться новому.

Какие советы вы можете дать другим специалистам, желающим принять участие в конкурсах Фонда Потанина?

Если кого-то пугает объем документов, которые нужно заполнять, или сам процесс подачи заявки кажется сложным, могу сказать: бояться нечего. Да, придется постараться, но это усилие откроет перед вами по-настоящему большие возможности, участие в конкурсе очень полезно для саморазвития, а победа гарантированно обеспечит профессиональный рост.

Конкретно реставраторам я желаю не бояться пробовать новое. Нужно обязательно расти в своей области, находить интересные учебные заведения и ездить на стажировки. Все быстро меняется — надо обновлять знания и продолжать практиковаться. К тому же учеба дарит много полезных знакомств. Сейчас я знаю реставраторов высших категорий и в процессе своей работы могу с ними консультироваться, они помогают мне удаленно. Желаю всем будущим конкурсантам идти только вперед, ставить перед собой новые цели и непременно их достигать.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина и Сколтех провели конференцию об искусственном интеллекте в образовании
03 июня 2025

Участники обсудили, как ИИ меняет подходы к обучению и преподаванию, и какие вызовы это создает для системы образования

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Игорь Барадачев принял участие в форуме «Мастера спорта»
30 мая 2025

Он модерировал сессию «Спорт для всех: открывая двери инклюзии»

#Сила спорта
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел форум «Музейный гид – 2025: вместе музей»
27 мая 2025

В этом году участники обсуждали, какую роль музеи играют в мире креативных индустрий — от дизайна и кино до городской культуры

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Оксана Орачева приняла участие в панельной дискуссии «Интермузея»
26 мая 2025

В центре дискуссии – обсуждение взаимодействия музеев с представителями креативных индустрий

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Командировка в Санкт-Петербург: обсудили развитие целевых капиталов в сфере образования и не только
26 мая 2025

Приняли участие в нескольких мероприятиях, посвященных целевым капиталам

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Искусный глагол»: разговоры о культуре поставленным голосом
23 мая 2025

Фонд провел цикл профессиональных встреч журналистов со всей страны на тему культурной энергии медиа. Специальными гостями стали Михаил Швыдкой, Андрей Малахов и Игорь Золотовицкий

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел панельную дискуссию «Музей как опыт: фактура настоящего и образ будущего»
23 мая 2025

22 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи состоялась панельная дискуссия форума «Музейный гид»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Определены участники Школы Фонда — 2025
20 мая 2025

Ими стали 300 стипендиатов и грантополучателей Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Системные инвестиции в образование: Стипендиальная программа
16 мая 2025

14 и 15 мая состоялась первая встреча проекта #Мынасвязи 

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2025» пройдет в Москве
16 мая 2025

Ежегодный форум музейных профессионалов и специалистов из других сфер культурной и научной деятельности состоится 21-23 мая

#Музей без границ